Авторские права

Владимир Львов - Фабриканты чудес

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Львов - Фабриканты чудес" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Лениздат, год 1974. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Львов - Фабриканты чудес
Рейтинг:
Название:
Фабриканты чудес
Издательство:
Лениздат
Год:
1974
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фабриканты чудес"

Описание и краткое содержание "Фабриканты чудес" читать бесплатно онлайн.



В этой книге собраны публицистические очерки, объединенные общей темой. Речь пойдет о той своеобразной и изощренной форме, в которой выступают сегодня древние суеверия и мистические ритуалы, такие, как, колдовство, телепатия, магия, спиритизм, «волшебный прут», «третий глаз» и так далее. Над некоторыми из этих первобытных верований, дошедших к нам из времен детства человечества, можно было бы посмеяться и не придавать им чрезмерного значения. Но что сказать о суевериях, когда они гримируются «под науку», присваивают себе терминологию и внешние приемы науки, жонглируют мнимыми «научными» экспериментами и столь же сомнительными «гипотезами»? Тут уж не до смеха. Результат этой фальсификации, писал недавно знаменитый французский биолог-материалист Жан Ростан, — «массовое оглупление людей, помутнение разума, перестающего различать, что возможно в природе, а что нет, и где грань между величайшими дерзаниями науки, с одной стороны, и мистическим вздором, с другой…».

Мы увидим дальше, кому выгодно это помутнение общественного сознания и какие силы действуют за кулисами этой фабрики мнимых чудес.






Оставив пока без комментариев это «необычайное, необъяснимое, сверхъестественное» событие, уточню лишь, что оно произошло на Большой Морской улице в доме 12 в Петербурге 6 ноября 1884 года.

А сегодня, как известно, многие исполнители этого рода представлений честно работают в системе наших зрелищных организаций, исправно платя профсоюзные взносы и не претендуя ни на какие контакты с психическими лучами и с миром таинственного.

Ибо техника этого аттракциона давно и хорошо известна, и эстрадники передают ее друг другу из поколения в поколение. В основе зрелища — те самые идеомоторные мускульные реакции, о которых шла речь в главе о «волшебном жезле». Держа за руку участника опыта (знающего, где спрятан предмет), артист зорко следит за чуть заметными мышечными движениями, которыми тот непроизвольно реагирует на приближение к предмету. Происходит, как в детской игре, когда кричат «горячо!» С той разницей, что сигналом здесь служит мускульная подсказка. И даже необязательно мускульная. Один из опытных эстрадных исполнителей этого жанра писал в журнале «Техника—молодежи» (№ 12, 1961):

«Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта (т. е. не держась за руку) и даже с завязанными глазами. Указателем для меня может служить частота дыхания (второго участника. — В. Л.), биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т. д. То, что мои глаза завязаны, больше всего действует на аудиторию. Мне же работать с завязанными глазами даже удобнее: я лучше сосредоточиваюсь…»

Подсказкой для артиста может служить также реакция публики — шепот, переговаривание и т. д. Специалисты эстрадного дела знают, кроме того, что в театральных залах (где нельзя рисковать неудачей) «чтецы мыслей», как правило, подстраховывают себя ассистентами. Ассистенты маскируются под зрителей (их рассаживают в «стратегических точках» зала), они фигурируют в качестве «добровольцев из публики» и т. д.

В эстрадном номере «чтения мыслей» нет, в итоге, никакой телепатии, и те, кто претендует на это, занимаются сознательным шарлатанством.

Попытки выдавать эстрадный спектакль за демонстрацию «таинственных явлений психики» всегда вызывали резкий протест прогрессивных людей науки. Вот что писал еще шестьдесят с лишним лет назад наш знаменитый физиолог академик И. Р. Тарханов

«…Тешиться, забавляться этими опытами (чтением мыслей. — В. Л.) весьма естественно в качестве приятного развлечения. Не то, однако, как только опытам этим начинают придавать особое значение, открывающее будто бы новые пути, новые таинственные лучеиспускания и тому подобное. Тут уже грань безвредности переступается, так как такого рода мнениями поддерживаются ложные взгляды на явления природы и укрепляется то мистическое настроение, которое подтачивает разум человека…».[108]

Советские мастера эстрады понимают это. Но не все. Расползшаяся с легкой руки Л. Васильева мода на «таинственное» подействовала на некоторых деятелей этого жанра, как шпоры на резвого коня. И вот уже, например.; начинающий артист Ленгосэстрады Е. Виноградов сообщает корреспонденту вечерней газеты, что вся суть его, Виноградова, номеров — в «передаче мыслей на расстояние», и что «телепатическую способность можно развивать». Артист М. Купи оповещает через печать и радио, что он, Куни — телепат. Другой чтец мыслей В. Мессинг пишет мемуары, где говорится, что вступительное слово, написанное для него видным советским психологом М. Г. Ярошевским (вступительное слово, которым артист пользовался в течение пятнадцати лет), было… навязано ему, Мессингу, и отныне недействительно.

Но история с мемуарами В. Мессинга выходит настолько за пределы заурядной мистификации, что небесполезно остановиться на ней более подробно.

9. Чудо в Госбанке

Еще в 1961 году на страницах журнала «Техника—молодежи» этот эстрадный артист дал совершенно точное описание техники, которую он применяет в своих выступлениях. (Именно из статьи Мессинга я взял цитату, приводимую на 241-й странице этой книги). Ни о какой телепатии там, разумеется, нет ни слова. Проходит, однако, несколько лет, и начинают печататься «мемуары», далеко оставляющие за собой все, что публиковалось Л. Васильевым, Ж. Бержье и другими классиками новейшего оккультизма.

Любопытно, между прочим, что автор мемуаров начинает с декларации о том, что он «никогда в жизни не сказал ни одного слова (!) неправды». Что он «пишет книжку, в которой не будет ни слова неправды (!!)», книжку, которая «поможет в открытии тайн человеческого мозга». Кроме того, В. Мессинг заверяет, что он — «материалист до мозга костей» и что его деятельность «носит остро атеистический характер».

Познакомимся с несколькими образцами этой остро атеистической деятельности.

В поезде, следующем из Варшавы в Берлин, безбилетный В. Мессинг — ему было тогда 11 лет — протягивает контролеру обрывок газеты и телепатически внушает, что это — билет. (Как мы увидим дальше, «телепатический железнодорожный заяц» — своего рода блуждающий сюжет в парапсихическом фольклоре!).

В 20-х годах в Берлине и в 30-х годах в Варшаве В. Мессинг промышляет «чтением мыслей» и другими фокусами в паноптикумах и балаганах. «Ложится в хрустальный гроб, приводя себя в каталептическое состояние», и содержит кабинет ясновидения, где принимает легковерных клиентов, желающих узнать будущее. Например, посмотрев на фотографию мужчины, заявляет его сестре (которая не имеет вестей от брата, уехавшего в Америку):

— Вы получите от него письмо на тринадцатый день, считая сегодняшний.

И, разумеется, ровно на 13-й день письмо из Америки приходит (пишет В. Мессинг в мемуарах, в которых «нет ни слова неправды»).

В Вене в 1915 году, сообщает далее мемуарист, в промежутке между выступлениями в варьете он посетил «квартиру Альберта Эйнштейна», где был «поражен обилием книг» и провел телепатический сеанс с самим Эйнштейном и с «знаменитым психологом Фрейдом». Сеанс состоял в том, что Мессинг, угадав мысль Фрейда, «выщипнул три волоска из усов Эйнштейна».

Как давно установлено биографами Эйнштейна, он никогда не имел квартиры в Вене и в промежуток времени с 1913 по 1925 год вообще не приезжал в Вену. Кроме того, Эйнштейн никогда не держал в своих квартирах «обилия книг» и говорил своим друзьям, что ему «достаточно нескольких справочников» и что он хранит у себя лишь «оттиски наиболее важных журнальных статей…»[109]

Двинемся, однако, дальше. В Риге В. Мессинг (по его словам), сидя с завязанными глазами у руля автомобиля, разъезжал в нем по улицам, хотя никогда ни до, ни после этого не держал в руках баранку руля![110]

В гитлеровской Германии голова Мессинга (по его словам) была оценена в 200 тысяч марок, и ему удалось бежать из-под ареста в оккупированной Варшаве только с помощью телепатии. Он телепатически приковал к своему месту всех полицейских, включая их начальника…

В Советском Союзе (где он поселился в 1939 году) В. Мессинг произвел телепатический эксперимент в Госбанке. Предъявив кассиру вырванный из школьной тетради чистый листок, он мысленно внушил, что это — чек на 100 тысяч рублей. («Пожилой кассир, — читаем в мемуарах, — посмотрел на бумажку, раскрыл кассу. Отсчитал сто тысяч». Затем, когда Мессинг вернул деньги, «кассир откинулся на спинку стула. Инфаркт!»).

И еще многое другое.

В. Мессинг уверяет в своих мемуарах, что он «рассказывает не анекдоты».

Можно согласиться с этим последним заявлением.

Ибо трудно причислить указанные мемуары к разряду анекдотов (сравнив их, скажем, с подвигами Хлестакова или с безобидными рассказами барона Мюнхгаузена).

Слишком уж откровенно выражено здесь злоупотребление печатным словом, слишком цинично и развязно эксплуатируется доверие читателей. Слишком тяжелое впечатление оставляет вся эта коллекция оккультных басен, почему-то нашедшая приют на страницах печати.

Можно было бы, конечно, предать этот эпизод забвению, списав его по признаку давности.

Но дело в том, что у В. Мессинга нашлись ученики и подражатели.

В феврале 1973 года журнал «Техника—молодежи» представил читателю — под рубрикой «таинственных случаев» и под хлестким заголовком («Внимая мысли быстротечной»)—25-летнего эстрадника, уроженца Баку Тофика Дадашева. Надев на голову черный мешок, артист демонстрирует в зрительных залах поиски спрятанных вещей, имитирует чтение мыслей, разыгрывает различные сценки из знакомого эстрадного репертуара. «Худсовет Москонцерта, — сообщает автор репортажа, — единогласно допустил Дадашева к выступлениям»…

Ну и прекрасно. Но репортеру мало этого. Ему мало, что коллектив Москонцерта увеличился на одну исполнительскую единицу. Репортеру требуется, как он пишет, «жгучая тайна». И он ее — в сотрудничестве с Дадашевым — изготовляет по испытанным рецептам мемуаров Мессинга. Телепатические способности у юного бакинца проявились, разумеется, еще в школе, где он давал мысленные приказы учительнице, заставляя ее прервать на полуслове урок. Затем подросший Тофик стал «заглядывать в городскую бильярдную», где решил проучить тамошних шулеров. Телепатически он заставил одного шулера-бильярдиста «расслабиться, так что тот в течение 15 минут не мог забить ни одного шара в лузу».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фабриканты чудес"

Книги похожие на "Фабриканты чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Львов

Владимир Львов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Львов - Фабриканты чудес"

Отзывы читателей о книге "Фабриканты чудес", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.