Константин Пензев - Земли Чингисхана

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Земли Чингисхана"
Описание и краткое содержание "Земли Чингисхана" читать бесплатно онлайн.
Книга Константина Пензева «Земли Чингисхана» продолжает серию книг молодого, но уже хорошо известного читателю исторической литературы автора о взаимоотношениях народов, населяющих Великую степь и ее окраины. Эта книга посвящена истории русско-китайских отношений, тому, какие они были в прошлом и что можно ожидать от них в будущем. Надо ли бояться китайцев? Могут ли они вновь, как при Чингисхане, заселить и аннексировать российский Дальний Восток и южную Сибирь, а то и всю Евразию?
Коридор Хэси, он же Ганьсуйский коридор, представляет из себя цепь котловин длиной около 1000 км у северного подножия Наньшаня и граничит на севере с пустыней Гоби. Ширина его весьма небольшая, до 100 км, высота составляет 800–1500 м. В ландшафте преобладают пустынные участки — солончаки, такыры и песчаные массивы. Часты здесь песчаные бури и ураганы. Вдоль Хэсийского коридора издревле проходил Великий шелковый путь, начинавшийся в районе Сианя и следовавший затем в Среднюю Азию.
Если Синьцзян является лимитрофом, то уже провинция Ганьсу и Нинся-Хуэйский.[76]
АР, расположенные на северо-западном направлении от чайнахарта, выглядят как защитные элементы (зоны прямого протектората) ханьских областей Китая, хотя и населенные некоторым количеством малых народностей, тем не менее неразрывно связанные с чайнахартом.
В 1990 году в провинции Ганьсу проживало 20,515 млн. ханьцев — (91,7 % от общего числа населения в Ганьсу). Численность национальных меньшинств составила 1,856 млн. человек (8,3 %), среди них хуэйцы, тибетцы, дунсяны, туцзяне, маньчжуры, уйгуры, баоаньцы, монголы, салары, казахи и т. д.
Что же касается Нинся-Хуэйского АР, то, по данным переписи 2000 года, из 5,61 млн. его населения, ханьцы составляли 3,68 млн. человек (65,5 %), а титульная национальность района, хуэй (дунгане) — 1,90 млн. (33,9 %). Дунгане (кит. Min zu, самоназвание Hui zu) считаются одним из 55 официально признанных национальных меньшинств КНР, между тем их главное отличие от ханьцев состоит не в наличии особого языка (они разговаривают на тех же диалектах, что и ханьцы), а в том, что они в течение многих веков исповедовали ислам (ханафитского толка). Соответственно культура дунган многим отличается от ханьской. Дунгане КНР проживают не только в Нинся-Хуэйском АР, здесь живет только небольшая их часть, но распространены практически по всему Северному Китаю, от Синьцзяна до Пекина и Ляонина.
История происхождения дунган начинается с VII в., когда некоторые арабские и персидские купцы, занимавшиеся в Китае торговлей, стали оседать в Гуанчжоу, Цюаньчжоу и других юго-восточных приморских регионах, но в основном формирование дунганского этноса произошло в начале XIII в. с заселением северо-западных регионов Китая среднеазиатами, персами и арабами, которые постепенно слились с местными ханьцами, монголами и др.
В провинции Ганьсу расположено большое количество — памятников собственно китайской истории. В связи с этим стоит упомянуть о некоторых темных деяниях, совершенных в начале XX века, когда Китай находился в весьма плачевном состоянии, да еще под контролем западных держав. (Россия тоже приложила к этому свою руку). Сайт «Проект Абирус» (http://abirus.ru) И. В. Мажарова (впрочем, данная информация помещена и на китайских русскоязычных сайтах) сообщает, в связи с историей провинции Ганьсу, весьма любопытную информацию. В 1900 году гроты Могао (одно из известнейших достояний китайской культуры), расположенные в Дуньхуане, оказались в центре внимания. Даосский монах Ван Юаньлу обнаружил в пещере № 17 тайную библиотеку, где хранилось более 50 000 (!) древних документов. Тексты были написаны на различных языках: китайском, древнесирийском, и в том числе на языках народов Центральной Азии, некоторые из которых считаются вымершими. Естественно, что вскоре сюда подтянулись искатели золота и антиквариата. Сайт утверждает, что «множество древних манускриптов попало в руки русских». Кроме того, «в 1907 году британец Аурель Штейн вывез отсюда 24 ящика с манускриптами и 5 ящиков с картинами, украшениями и другими предметами изобразительного искусства. В общем, насчитывается 13 300 предметов, большинство из которых сейчас выставлено в Британском музее. В 1908 году француз Поль Пеллиот (известнейший, кстати, ученый. — К. П.) тайно вывез из Китая во Францию 6000 томов писаний. Еще 900 манускриптов оказалось в руках японцев. По оценкам специалистов, около 80 % документов и других реликвий было вывезено за границу».
Меня весьма интересуют документы, попавшие «в руки русских». Интересно, что если о том, сколько и чего вывезли французы, британцы и японцы известно, то о попавших в таинственные «русские руки» древностях подробностей не сообщается. Возможно, не попало ничего, и мы имеем дело со злостными выдумками, возможно, какие-то основания для подобных утверждений есть. Увы, все скрыто мраком тайны. Но вот что привлекает внимание. Наши ученые все время жалуются на скудость источниковой базы по древней истории. Может, лучше не жаловаться, а посмотреть по «кремлевским подвалам», вдруг что-нибудь да обнаружится?
Великая и ужасная
Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигнет своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет его, то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит его, то его потеряет. Поэтому одни существа идут, другие следуют за ними; одни — расцветают, другие высыхают; одни укрепляются — другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.
Лао ЦзыВ настоящее время Внешняя Монголия (МНР) является независимым государством и, на первый взгляд, какого-либо отношения к Китаю не имеет. Между тем история МНР — это также и часть китайской истории.
Геополитически Монголия (в данном случае МНР) представляет из себя, точно также как и Синьцзян, типичный лимитроф, т. е. неустойчивую окраину. Однако, в отличие от Синьцзяна, территория МНР никогда не заселялась ханьцами, даже и в виде локальных групп, несмотря на то, что с 1691 года зависела от Китая. После крушения династии Цин в 1912 году Внешняя Монголия объявила о своей независимости, то же попыталась сделать и Внутренняя, но стремление последней к независимости оказалось быстро подавлено новыми китайскими властями.
Как Синьцзян географически отделен от Центрального Китая узким Хэсийским коридором, так и МНР отделена от него широкой полосой гобийских пустынь, что может создавать дополнительные препятствия как для противника Китая с севера, так и для контроля над монгольской территорией с юга.
Основную часть населения МНР составляют халхинцы (т. е. обитатели Халхи), которых в литературе обычно и принято называть «монголами». Читатель может удивиться тому обстоятельству, что термин «монгол» не является самоназванием этнического большинства МНР, тем не менее это так. В настоящее время самоназванием монголов является лексема «халха». Альтернативные этнонимы — халх, халхчууд, халх монголчууд, халхасцы. Происхождение этнонима «халха» можно датировать примерно концом XV — началом XVI в., временем правления Даян-хана.[77] Возможным будет полагать, что этноним «халха» установился в период, когда монголы вели военные набеги против Китая, стремясь вынудить его к торговому обмену ремесленных и земледельческих товаров на продукцию животноводства.[78] Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, назывались «халха минь» — «щит мой» (в современных монгольских языках слово «халха» также имеет значение — «прикрытие, щит, заслон».[79] Таким образом, данный термин был перенесен на название страны, а затем уже и на название народа.
Между тем в данном случае речь идет о XV веке. Каково же было название халхасцев до этого? Ответ на данный вопрос может содержаться в «Шара туджи», монгольской летописи XVII века. Данный источник сообщает: «Тушемил Алтай Сандалиту-хагана, по имени Лонгам, хана убил. Когда этот тушемил на ханский престол воссел, то младший сын[80] Алтан Сандалиту-хагана Буртэ Чино ушел в землю Гонбо, там не прижился и, взяв жену свою по имени Гоа Марал, переправился на восточную сторону моря Тэнгис, достиг горы Бурхан Халдун [и] встретил народ по имени Вида.
Когда [он] рассказал о своих обстоятельствах, то тот народ Вида, посовещавшись между собой, поставил его нояном. Первым монгольским нояном был Буртэ Чино. После того как от Буртэ Чино прошло двенадцать поколений, родился Добо Мэргэн. Потом Добо Мэргэн переменил жизнь (т. е. умер.). Когда Аланг Гоа хатун жила без мужа, то ночью в юрту ее свет проникал и через дымоход желтый небольшой человек спускался, соединялся, и вследствие этого родился небесный сын Бодончар. Потомки Бодончара стали родом Борджигин. Через девять поколений от Бодончара, после того как от переселения Шигэмуни бурхана в нирвану прошло три тысячи двести девяносто шесть лет, в год огня-коня родился хубилган Чингис-хаган и покорил пять цветных и четыре чужих народа».
Название «Вида» представляет собой искажение китайского бэй-ди, термина, которым китайские авторы называли в древности всех монголов (в сегодняшнем этническом I смысле), во всяком случае, так считал в свое время И. Бичурин,[81] но он мог и ошибаться.
Монгольский историк Саган Сэцэн (Санан Сэчен) приписывал Чингис-хану следующие слова, сказанные на курултае 1206 г: «Этот народ биде, который, несмотря на все страдания и опасности, которым я подвергался, с храбростью, упорством и приверженностью примкнул ко мне, который, с равнодушием перенося радость и горе, умножал мои силы, — я хочу, чтобы этот, подобный благородному горному хрусталю, народ биде, который во всякой опасноcти оказывал мне глубочайшую верность, вплоть до достижения цели моих стремлений, носил имя „кеке-монгол“ и был самым первым из всех, живущих на земле!.. С этих пор народ этот получил название кеке-монгол».[82]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Земли Чингисхана"
Книги похожие на "Земли Чингисхана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Пензев - Земли Чингисхана"
Отзывы читателей о книге "Земли Чингисхана", комментарии и мнения людей о произведении.