» » » » Александр Мень - История религии (Том 1)


Авторские права

Александр Мень - История религии (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Мень - История религии (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История религии (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История религии (Том 1)"

Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








сильное воздействие на физиологические процессы.

Итак, рассмотрение фактов обнаруживает, что сознание не есть какая-то

бледная тень или "отражение" физиологических процессов, а могучая активная

сила. Ведь зеркало не может творчески изменять объект, который оно отражает,

а сознание оказывается на это вполне способным.

Не является ли, однако, нарушение в мозге и следующее за ним нарушение

душевной жизни доказательством того, что мозг рождает мысль? Это такое же

доказательство, как если бы, разбив лампу и погрузившись в темноту, заявили,

что именно она и есть источник электричества.


x x x



Материализм в качестве союзницы в споре о душе привлекает теперь

кибернетику, которую еще совсем недавно клеймил как "фашистско-поповскую

лженауку".

Человек конструирует "думающие машины"; это, говорят нам, наглядно

показывает, как материальный субстрат порождает мысль. На первый взгляд этот

аргумент звучит убедительно, но при ближайшем рассмотрении и он оказывается

весьма слабым.

Прежде всего, "мышление" машины есть в конечном счете лишь продолжение

человеческой мысли, заложенной в электронно-счетное устройство. Ведь именно

человек есть создатель машины. Если человеческий разум проявляется и в

создании любой машины, то "электронный мозг" есть только более совершенное

воплощение человеческого разума и его потенций. "Разум машины, - говорит

кибернетик А. Сэмюель, - предписан человеком, и для составления такого

предписания необходима более высокая степень мышления, чем для его

выполнения" /21/. "Машина, - вторит ему советский ученый И. Б. Новик, -

какой бы сложной и "умной" она ни была, - это не более чем посредствующее

звено, связывающее человека с природой" /22/.

Тенденция к упорядоченности есть свойство эволюционирующего мирового

целого. Она проявляется повсюду во Вселенной и "объективируется" в структуре

мироздания. Особенно высокого совершенства эта объективация мирового Разума

достигает в явлениях жизни, в "саморегулирующихся системах" организмов. Но

они слепо подчиняются природным законам. Поэтому инстинкт, который руководит

животными, есть, скорее, сила целого, тенденция вида. Животное как отдельный

индивид не является носителем разума. Оно живет в лоне разумности природного

целого. Иное дело - человек. Здесь, как мы не раз уже подчеркивали, разум

воплощается в личности, в духе, который есть активное, живое, познающее

нематериальное начало. "Будучи реально одним из множества существ в природе,

- говорит Вл. Соловьев, - человек, в сознании своем имея способность

постигать разум или внутреннюю связь и смысл (Логос) всего существующего,

является в идее как все, и в этом смысле есть второе всеединое, образ и

подобие Божие. В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в

сознании) в область бытия абсолютного"


x x x



Как же происходит в человеке координация природного и духовного начала?

"Можно думать, - писал французский зоолог А. Сабатье, - что мозг

представляет собой механическое орудие, деятельность которого необходима для

обнаружения мысли и воли, чтобы они действительно создавали эти проявления

(Разрядка моя. - А. М.) духа. Ведь тот механизм, который приводится в

движение паром, не есть источник и основа силы пара, которая должна

приводить его в движение, но этот механизм необходим для того, чтобы вызвать

известное проявление этой паровой силы... Если мозг не способен производить

дух посредством того, что не имеет ничего общего с духом, то есть если мозг

не может создавать духа, то он может произвести дух от духа, накопить его

как силу, развить его, организовать, обработать мысль, чувствование и волю,

образовать ту прочную связку, которая становится чувствованием, мыслью и

волею, организовать, усилить сознание и наконец мало-помалу создать

психическую индивидуальность и личность, являющуюся его наивысшим

достижением. Действуя таким образом, мозг работает нисколько не иначе, как

механизм, который, утилизируя и накопляя какую-нибудь силу, приводит в

порядок ее проявление" /24/.

Далее, при ссылке на кибернетические устройства игнорируют тот факт,

что человеческое сознание и мышление качественно отличаются от "мышления"

ЭВМ. "Работы в области "умных машин", - пишет один из специалистов по

кибернетике, - не учитывают истинных данных о природе и способности

"человеческой системы"... Более глубокая природа системы скрыта от

наблюдения" /25/.

"Нет большого смысла утверждать, - говорит профессор Колумбийского

университета М. Таубе, - что функция мозга - это игра в шахматы или языковой

перевод и что машины-шахматисты и машины-переводчики тем самым служат

успешной моделью человеческого мозга" /26/. Машине недоступна интуиция, ее

мышление чисто формально, а между тем именно на пути интуиции проявляются,

как мы видели, высшие способности человека.

В повести, принадлежащей перу советского инженера, герой рассуждает о

кибернетических машинах:

"Ну, пусть они будут мыслить. Ну и что же? Все равно ведь хозяин -

человеческий ум. И был, и останется. Он гибче, сильнее. И не скоростью

вычислений или объемом памяти. Вовсе нет. Он сильнее точным ощущением цели -

не промежуточной, а конечной, умением мыслить нелогично и, на первый взгляд,

даже неразумно; сильнее юмором, сердечностью, которая диктует подчас

сумасбродные поступки; словом, тем единством духовных процессов, которое я

назвал бы душой, если бы не боялся впасть в идеализм и поповщину".

Это поистине замечательное признание! "Идеализм и поповщина" - вот тот

барьер, который не дает сказать последнего слова.

Но если сознание и мысль во всей своей сложности оказываются чем-то

самостоятельным, живущим по своим законам, отличным от законов материи, то в

каком отношении стоят они к мозгу как своему органу или носителю? Как решает

современная нейрофизиология эту проблему? Выдающийся ученик Шеррингтона

Экклс так формулирует ответ на этот вопрос:

"Связь сознание - мозг идет в двух направлениях, от мозга к сознанию в

такой же степени, как от сознания к мозгу в волевых актах. Имеющиеся данные

о мозге дают основу для гипотезы влияния сознания на мозг. Обратный путь -

как специфические колебания активности мозга воспринимаются сознанием -

более темен: по-видимому, если сознание может оказывать влияние на

динамические пространственные формы колебаний, то можно ожидать, что оно

будет доступно для действия в обратном направлении" /27/.

Экклс разработал исключительно сложную и тонкую методику для изучения

работы нервных клеток. Благодаря этой методике, ученым в какой-то степени

стал доступен тот грандиозный и изумительно совершенный мир, который состоит

более чем из 10 миллиардов живых нервных клеток. Экклс тщательно изучал

процессы торможения и возбуждения, а также механизмы взаимодействия нейронов

/28/. Вслед за Шеррингтоном Экклс отметил высокую чувствительность аппарата

мозга, в силу которой он оказывается способным воспринимать воздействие

сознания. Само же сознание, согласно Экклсу, хотя и воздействует на мозг, по

существу своему может быть независимым от него. Если, с одной стороны, при

ожоге, например, рецептор передает сигналы по цепи нервной системы и

вызывает рефлекторное отдергивание руки, то с другой - сознание, возбуждая

работу тончайших аппаратов центральной нервной системы, передает сигнал к

органу, который производит акт сознательного волевого характера.

Иными словами, мозг и душа - системы, находящиеся в определенном

взаимодействии. И особая сложность мозга необходима именно для того, чтобы

он оказался способным на это взаимодействие. Значение эволюции мозга

заключается в его усложнении до такого уровня, на котором он мог бы стать

"проводником" духовной жизни.


x x x



Мы впали бы, однако, в грубую ошибку, если бы отождествили сознание с

мышлением. Мышление есть лишь часть того широкого потока, который охватывает

мысль "сверху" и "снизу". С одной стороны, этот поток смыкается с

бессознательным, с тем, что присуще животному миру (ведь и животным присущ

poд интуиции, называемой инстинктом). С другой стороны, он восходит к

глубинам духовного бытия, и этим объясняются те громадных возможности

человеческого духа, которые даже мышление человека неспособно охватить.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История религии (Том 1)"

Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Мень

Александр Мень - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.