Александр Мень - История религии (Том 1)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История религии (Том 1)"
Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.
необходимости в царство свободы". Мало того, Маркс утверждал, что это
царство "лежит по ту сторону сферы собственно материального производства"
/35/. Тем не менее он продолжал считать "базисом" свободы социальное и
экономическое переустройство. Нет сомнения, поиски оптимальных общественных
систем могут служить делу подлинной свободы, но опыт показал, что без
признания прав личности и духовных оснований этих прав идея освобождения
превращается в свою противоположность: в диктат, насилие, рабство.
Эта деградация связана еще и с тем, что в человеке наряду с
потребностью в свободе живет боязнь ее. Без ориентации на Вечное свобода
может пугать и вызывать тоску по рабству. "Человек обречен на свободу", -
говорил Сартр, и в этих словах ощущается скрытый ужас. Но подлинная вера не
страшится свободы. Она сознает всю трудность этого дара и радостно идет ему
навстречу. Пусть даже иные представители религии превращают ее саму в
спокойную клетку для извращения веры. "Комфортабельный атеизм и
комфортабельная вера, - по словам Э. Мунье, - встречаются в одном болоте".
Для того, кто верен Евангелию, остается всегда живым завет апостола Павла:
"К свободе призваны вы, братья".
x x x
Реализацию духовного начала мы видим и в стремлении к творчеству,
которое неотделимо от истории человеческой культуры.
Как уже было отмечено в главе II, творческий процесс не есть продукт
простого воспроизведения или абстрактной рефлексии. В нем порыв человеческой
интуиции и воли непосредственно приобщается к живой реальности и исходя из
нее создает нечто новое. Здесь участвуют все силы человеческой души и духа.
Пусть машины действительно способны писать стихи и сочинять музыку, но
их "произведения" остаются, однако, лишь мертвенной пародией на подлинное
творчество, которое реализует не только формальные способности человека, но
и неисчерпаемое богатство его духовного бытия. К сожалению, в широкой
публике это нередко забывается под влиянием фантастической литературы,
которая склонна подчас ставить знак равенства между человеком и роботом. Но
необходимо помнить, что в подобной литературе всегда есть нечто не только от
науки, но и от чистого вымысла, и поэтому, признавая полную свободу
творчества за самими авторами-фантастами, мы не должны забывать, что далеко
не всегда есть смысл черпать из их книг философские идеи.
Для того чтобы глубже проникнуть в самую сущность подлинно
человеческого творчества, лучше всего обратиться к свидетельствам самих
творцов культурных ценностей. Они раскрывают перед нами ощущение
сопричастности высшему духовному бытию, которое отчетливо сознавали поэты,
писатели, художники. Остановимся на некоторых примерах подобного
самосвидетельства.
"Иногда, - пишет Н. О. Лосский, - в моменты наиболее плодотворного
мышления целые длинные ряды мыслей развиваются как бы сами собой".
Нередко поэты сами описывают процесс своего творчества как что-то
"данное", что-то такое, в чем они играют лишь роль зрителя, восприемника.
Еще более определенно говорит об этом мыслитель-поэт С. Н. Булгаков. По
его словам, "направляет художественное внимание стихия таланта...
Человек-художник невольно становится придатком своего таланта" /36/.
Н. Бердяев в своей книге "Смысл творчества" полагает творчество главной
отличительной чертой человека, "позволяющей ему прорываться через этот мир к
миру иному". Это подтверждается тем, что нередко творцы бывают неспособны
охватить во всей полноте свое создание.
"Иногда, - пишет французский психолог Г. Жоли, - даже сам великий
человек, взирая на горизонты, которые открывает перед ним его же собственная
идея, повергается в изумление и восхищение перед нею и полагает, что она
снизошла к нему свыше от какой-то незримой верховной силы". Примеров этого
мы имеем бесчисленное множество. Так, Микеланджело, работая над своими
фресками, видел в этом труде священнодействие, которым руководит Дух Божий.
По словам Г. Флобера, художники являются "органами Бога, посредством
которых Он Сам открывает Свою сущность"; Мицкевич в своем творчестве
чувствовал "силу, не от людей идущую". Бетховен свидетельствовал, что в
моменты музыкальных озарений "Сам Бог говорил над его ухом". Красота, по
словам В. А. Жуковского, есть "ощущение и слышание душою Бога в созидании".
"У меня были времена, - пишет в своем Завещании Лев Толстой, - когда я
чувствовал, что я становлюсь проводником воли Божией".
Такие свидетельства можно было бы продолжать без конца. Они говорят о
том, что в процессе творчества человек приобщается к мировому духовному
бытию и тут с необычайной силой проявляется его богоподобная сущность.
Ценность всякого художественного произведения заключена прежде всего в
том, что автор его создает некий новый, свой собственный мир. Краски и
формы, звуки и слова становятся языком духа.
Не случайно творчество для христианства имеет значение космическое: в
нем человек как бы продолжает божественное дело созидания. Это уже не
"Земля" или "Вода" с их темной стихийной жизнью, а сознательное существо,
творящее свой "второй космос" и тем самым соучаствующее в творчестве Бога.
Именно поэтому созидательный процесс открыт беспредельному
совершенствованию. Именно поэтому каждый мастер, закончив свой труд,
испытывает неудовлетворенность, которая побуждает его к новым творческим
поискам.
Давно замечено, что персонажи у многих писателей - лишь перевоплощения
одного героя, который ищет и не находит своей окончательной формы. Этим же
объясняются и лейтмотивы в произведениях художников: чувствуя несовершенство
созданного, они не могут остановиться и успокоиться на достигнутом.
В конечном счете все наше земное творчество есть радость, переплетенная
с глубокой тоской по совершенству и идеалу. Мы ощущаем в себе огромные
возможности, осуществить которые полностью нам не дано. Горизонт и
устремления безграничны, а человеческая жизнь коротка, как мгновение. Это
касается не только творчества, но и свободы, и разума.
Откуда же такое несоответствие? Является ли оно неустранимой трагедией
духа? Если бы наше тяготение к истине, добру и творчеству имело бы лишь
призрачную основу, оно не владело бы человеком с такой силой. Поскольку эти
порывы вложены в нас, они должны иметь возможность для реализации. Только в
перспективе бесконечного развития человеческой личности, далеко за пределами
ее нынешних условий бытия, обретает она подлинный простор. Только тогда
разум, совесть, свобода, творчество не остаются бесполезным авансом, а
приводят ее к вершинам подлинного богоуподобления. Иными словами, вопрос о
возможностях человека есть вопрос о его бессмертии.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава шестая
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
/1/. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М.,
1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьях
о родословной человека ("Наука и жизнь". 1964. Ном. 9. С. 25).
/2/. См. М. Г. Ярошевский. История психологии. М., 1985. С. 159.
/3/. Там же. С. 186.
/4/. Г. Ф. Лейбниц. Соч. Т. 1. М. С. 78 сл.
/5/. Вл. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве. Собр. соч. Т. III. С. 29
/6/. Е. В. Шорохова. Проблема сознания и философии в естествознании.
М., 1961. С. 195.
/7/. Ch. Sherrington. The Brain and its Mechanism. Cambridge, 1934.
/8/. P. Bailey. The Seat of the Soul. - "Perspectives in Biology and
Medecine". 1959. 2, no 4. P. 417.
/9/. В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII. С. 259.
/10/. Е. В. Шорохова. Проблема сознания... С. 33.
/11/. К. Маркс. Из ранних произведений. С. 593.
/12/. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964.
С. 102.
/13/. Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 125.
/14/. См.: Основы марксистско-ленинской философии. М., 1974.
/15/. См.: Л. Бюхнер. Сила и материя. Пб., 1907. С. 162; Э. Геккель.
Лекции по естествознанию и философии. СПб., 1913. С. 38 сл.
/16/. Материя, по словам Ленина, "копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Полн. собр.
соч. Т. 18. С. 131.).
/17/. Н. А. Бернштейн. Новые линии развития в физиологии и их
соотношение с кибернетикой. - В кн.: Философские вопросы высшей нервной
деятельности и психологии. М., 1963. С. 322.
/18/. Б. Эрдман. Научные гипотезы о душе и теле. М., 1911. С. 207.
/19/. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. С. 31.
/20/. Подобные факты см.: Васильев. Цит соч. С. 56 сл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История религии (Том 1)"
Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"
Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.