В. Зеньковский - История русской философии т.1 ч.I-II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской философии т.1 ч.I-II"
Описание и краткое содержание "История русской философии т.1 ч.I-II" читать бесплатно онлайн.
Обзор российской философии от Сковороды до Леонтьева и Розанова.
«Мне могут сделать упрек в том, что я не только излагаю и анализирую построения русских философов, но и связываю эти построения с общими условиями русской жизни. Но иначе историк — и особенно историк философской мысли — поступать не может. Насколько в русской философии, несмотря на ее несомненную связь и даже зависимость от западно-европейской мысли, развились самостоятельные построения, они связаны не только с логикой идей, но и с запросами и условиями русской жизни. Насколько мне удалось вскрыть внутреннее единство и диалектическую связность в развитии русской философии, я старался представить это в своей книге с максимальной объективностью.»
Прот. В. Зеньковский. 1948 год.
26
19) См. о нем специальный этюд Тихонравова в собрании сочинений (у меня под рукой немецкий перевод. Рига. 1873.)
27
20) См. книгу Федотова. — «Святые древней Руси».
28
21) Ю. Виппер. — «Иоанн Грозный» (1922), стр. 35.
29
22) Подробнее всего см. об этом в книге Малинина. — «Старец Филофей и его послания». Киев. 1901 г.
30
23) См. о ней в любом курсе истории русской литературы.
31
24) См. упомянутую выше книгу Малинина, а также) новое исследование Hild Schader, Moskau der dritte Rom, Hamb. 1929.
32
25) Об эсхатологических мотивах в древней Руси есть специальное исследование Сахарова (Тула, 1879), но оно относится лить к произведениям народной словесности.
33
26) Митрополит Зосима, составлявший пасхалии на 8-ую тысячу лет, писал: «в ней чаем всемирного пришествия Христа». Те же мысли встречаются у кн. Курбского, Максима Грека.
34
27) Это есть по существу библейская концепция. См. Малинин. Ор. cit, — стр. 315. Не здесь-ли следует искать основной источник тех историософских построений в более позднее время, согласно которым вое народы делятся на «исторические» и «неисторические»? Эти построения были особенно распространены в конце ХVIII-го века, как на Западе, так я у русских мыслителей.
35
28) Именно отсюда (и только отсюда) надо выводить те учения о «всечеловеческом» призвании России, которые заполняют историософские построения первой половины XIX-го века (продолжаясь, впрочем, у отдельных мыслителей до наших дней). См. ниже гл. III–V во 2-ой части 1-го тома.
36
29) Это связывалось ими с надеждой, что Россия освободит Константинополь от турецкого владычества. См. подробности у Каптерева — «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович». Т. I, стр. 44–45. Вот куда уходят корни будущих притязаний России на Константинополь!
37
30) См. подробности у Малинина, стр. 600–613. См. также специальные исследования Диаконова («Власть Московских Государей») и Вальденберга — «Древне-русские учения о пределах царской власти».
38
31) Подробности см. у Каптерева. Т. II, гл. IV.
39
32) См. о нем прекрасную книгу Г. П. Федотова — «Св. Филипп» Париж, 1928.
40
33) Флоровский. (Ор. cit., — . Стр. 18) справедливо замечает, что Иосиф «рассматривал и переживал самую монашескую жизнь, как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу», что его идеал, это — «своего рода хождение в народ» (в чем он предваряет, так называемое «народничество» ХIХ-го века).
41
34) См. о Ниле Сорском незакончеиное исследование Архангельского, также книгу Г. П. Федотова — «Святые древней Руси».
42
35) О. С. Булгаков именно об этом говорит, что «эпоха, следующая за веком преп. Сергия, может быть названа „Сергиевской эпохой“ в истории русского духа и творчества». (Статья «Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию». Журнал «Путь», № 5 (1926 г.).
43
36) Флоровский. Ор. cit., стр. 21.
44
37) Виппер — «Иоанн Грозный». Стр. 19.
45
38) См. о нем статью Кизеветтера в сборнике статей в честь П. Б. Струве.
46
39) См. его статью «Смысл старообрядчества» в сборнике статей в честь П. Б. Струве. Прага, 1925. Из работ о расколе упомянем книги Каптерева (о которых была выше речь — прим. 29), Щапова (Сочинения, т. I); см. также работу Pascal «Avvakoum et les debuta du raskol», Paris 1938).
47
40) Флоровский. Op. cit., стр. 57–58.
48
41) Ibid. Стр. 67.
49
42) Этюд в упомянутом сборнике. Стр. 378.
50
43) Эти слова очень удачно вскрывают самый корень священной мечты старообрядчества.
51
1) Более всего можно найти указаний об этом в книге прот. Флоровского «Пути русского богословия». Главы II–IV.
52
2) См. об этом особенно книгу Архангельского. Очерки из истории западнорусской литературы XVI–XVII в.
53
3) В 1599 г. состоялся в Вильне даже съезд православных и кальвинистов для объединения в борьбе с католицизмом. См. об этом движении у Флоровского. Стр. 36 и далее.
54
4) См. у Флоровского. Стр. 43 и далее, у Чижевского. Философия на Украине (2-е издание), стр. 57.
55
5) Предположение Щурата (Украинские материалы по истории философии. Львов, 1908), что Петр Могила учился у учителя Декарта Varon, лишено всякого основания. (См. Чижевский, Ibid. Стр. 74, прим. 24).
56
6) См. об этом у Чижевского. Гл. VI.
57
7) Гизеля и др. учебники.
58
8) Вот это заявление: «хотя мы уважаем всех философов, а преимущественно Аристотеля (!), однако… желая узнать чистую истину, не полагаемся ни на чьи слова. Философии свойственно более доверять разуму, нежели авторитету… Истина открыта для всех, она еще не исчерпана, многое осталось и для будущих поколений». См. Архангельский. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. 1882.
59
9) См. справедливые замечания об этом у Чижевского. Стр. 59.
60
10) Наиболее полно картина этого движения обрисована у Шляпкина. Св. Дмитрий Ростовский и его время. 1891.
61
11) См. сводную работу С. Ф. Платонова. Москва и Запад. 1926; также фундаментальное исследование Алексея Веселовского. Западное влияние в новой русской литературе. 4-ое издание. 1910.
62
12) Шляпкин. Ibid. Стр. 67.
63
13) Ibid. Стр. 78.
64
14) Напр., Флоровский. Ор. cit. Стр. 123.
65
15) Ibid. Стр. 125.
66
16) Отзыв архиеп. Филарета Черниговского в его «Истории русской Церкви».
67
17) См. о нем обстоятельный труд прот. С. Четверикова. Старец Паисии Величковский. Вып. I–II. Печеры, 1938 (та же книга в более полном издании вышла на румынском языке).
68
18) См. подробности во 2-м выпуске книги прот. С. Четверикова.
69
19) Цитирую по статье Зеленогорского. (Философия Сковороды. Вопросы философии и психологии № 23).
70
20) Эрн. Сковорода. Стр. 62.
71
21) См. подробнее об этом в книге Чижевского. Философия на Украине. Гл. VII.
72
22) Шпет. (Очерк. Стр. 69–70) высокомерно отвергает то, что Сковорода был философ, утверждая, что «в сочинениях Сковороды я нахожу предельно минимальное количество философии». Но Шпет, написавший прекрасное исследование по истории русской философии, вообще отвергает философичность мысли почти у всех русских мыслителей. Шпет — фанатический последователь Гуссерля и философично в его понимании лишь то, что соответствует взгляду Гуссерля на философию.
73
23) в своей ценной статье «Философия Сковороды». (Путь № 19).
74
24) Это относится и к философской терминологии, созданной Радищевым (см. о нем следующую главу).
75
25) Литература о Сковороде велика, но его философские произведения все еще недостаточно изучены. Обзор украинской литературы о Сковороде см. в книге Чижевского (Философия на Украине). Из русских работ наиболее ценной является монография Эрна (Сковорода. Москва, 1912. Стр. 342); см. также статьи Зеленогорского о Сковороде (Вопросы философии и психологии №№ 23 и 24) также различные работы Чижевского.
Самый полным изданием сочинений Сковороды является издание Баталия (1894), написавшего также много работ о Сковороде. Более позднее, очень тщательное издание Бонч-Бруевича (1912) ограничилось лишь первым томом.
76
26) Цитир. статья. Стр. 197.
77
27) Эрн. Ор. cit. Стр. 214 и дальше.
78
28) Чижевский (статья в Пути № 19. Стр. 34 и дальше).
79
29) Цитир. статья. Стр. 28–29.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской философии т.1 ч.I-II"
Книги похожие на "История русской философии т.1 ч.I-II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Зеньковский - История русской философии т.1 ч.I-II"
Отзывы читателей о книге "История русской философии т.1 ч.I-II", комментарии и мнения людей о произведении.