Ольга Хлудова - За голубым порогом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "За голубым порогом"
Описание и краткое содержание "За голубым порогом" читать бесплатно онлайн.
Моря Дальнего Востока, в частности Японское море, по богатству и разнообразию населяющего их животного и растительного мира являются интереснейшими водоемами.
Множество морских животных, необычных по своему внешнему виду и повадкам, встречалось автору и его товарищам по подводным исследованиям во время экскурсий у берегов Приморья. Большие глубины населяют еще более причудливые существа, которые попадаются иногда в сети рыболовецких бригад.
Обо всем этом и рассказывается в книге О. Ф. Хлудовой, удачно сочетающей в одном лице наблюдательного натуралиста, художника, фотографа и спортсмена, владеющего техникой подводного плавания.
Это вторая книга О. Ф. Хлудовой о подводных исследованиях. Первая под названием «Волны над нами», выпущенная Географгизом в 1960 году, была посвящена подводному миру Черного и Азовского морей.
Мерно крутятся маховики помпы. Чем глубже находится водолаз, тем больше давление воды. И воздух, поступающий к нему в шлем, должен подаваться под таким же давлением.
Судя по пузырям, водолаз шел к берегу. Прошло минут пятнадцать. В телефоне опять запищало.
— Просит другую питомзу, — перевел Анатолий.
В воду, прямо в центр пенного кипения, полетел пеньковый конец с крюком. На нем пустая питомза.
— Бросили рядом, смотри, — сказал Анатолий в трубку. Потом звучит команда «вира», и двое матросов с трудом
тащат на палубу раздутую, переполненную трепангами питомзу. Выдернут шнур, стягивающий нижний край сетки, и из нее хлынули блестящие, как смазанные маслом, тела трепангов, похожие сейчас на темно-коричневые колобки, так плотно они сжались, втянув все сосочки, выросты и ножки.
Свободные члены экипажа уселись вокруг горки трепангов. Одним ударом ножа они вспарывали мясистые тела и бросали в деревянный ящик. Потом под струей воды отмывали и выкидывали внутренности. Очищенных трепангов переложили в бочку. Пока возились с первой партией, уже подоспела вторая. Опять за борт полетела питомза.
По моей просьбе Анатолий договорился о съемке. Володя должен выйти на глубину метров пяти-шести. Там еще будет достаточно света, а мне легко до него добраться,
Я быстро подготовила аппарат и переоделась. С палубы уже видны смутные очертания гигантской светлой фигуры с непомерно большой головой.
Плавно, как воздушный шар, Володя взмывает над темным дном. Мокрый блестящий шлем качается у борта. Анатолий передает пожелание — снять весь процесс погружения с самого начала.
Спускаюсь по трапу. Вода довольно холодная, но замечательно прозрачна. Нацеливаюсь объективом на водолаза и машу рукой. Из клапана вырывается струя пузырьков. Володя медленно опускается на дно. Я ныряю следом, снимая этапы погружения.
Вот он встал на ноги, покачнулся и, нагнувшись всем телом к грунту, отталкивается коваными носками тяжелых башмаков и медленно ползет, как неповоротливое чудище.
Ему-то хорошо! Воздух непрерывной струей поступает в шлем, А мне давно пора подняться наверх. Отдышавшись, делаю еще несколько снимков и снова поднимаюсь на поверхность. Отсюда видно, как работает водолаз. Володя быстрыми взмахами руки, вооруженной багорком, подхватывает лежащих на дне трепангов. Они летят в питомзу, наполняющуюся на глазах. Из золотника, небольшого клапана сбоку шлема, то и дело появляются белые облачка пузырей. Это водолаз нажимает головой на стерженек внутри шлема, стравливая воздух. Пузыри летят вверх, все увеличиваясь в размерах по мере приближения к поверхности. А вот Володя перестал стравливать воздух, и рубаха, плотно облегавшая тело, слегка раздулась. Он взмыл над дном, легко оттолкнувшись ногой, и сделал плавный прыжок через большой камень. Стравил воздух, опустился по другую сторону преграды и опять медленно пошел, падая всем телом вперед и отталкиваясь ногами от дна.
Недалеко от водолаза опускается пустая питомза. Я вижу, как Володя напоследок подцепляет багорком лежащую на дне камбалу и хочет засунуть в уже набитую питомзу. Рыба вырывается и стремительно уплывает. Хороший снимок мог бы получиться, если бы у меня был акваланг и можно было не всплывать все время на поверхность.
Володя опять ушел в недоступные мне глубины. На досуге осматриваю дно. Оно покрыто темными мелкими камнями. Много трепангов. Кое-где ближе к берегу лежат большие глыбы. А вот и знакомый уже бычок Брандта. Снимаю его дважды, прежде чем он успел исчезнуть за моей спиной, как только я отвернулась.
Дно нашего бота обросло зеленой бородой. Здесь сидят крабики и прилепились домики червей. Заглядевшись на плавучую колонию, я едва успела увернуться от поднимающегося на поверхность Володи.
Он поднялся по трапу и ждал, не выходя из воды, когда его освободят от шлема, чтобы покурить и передохнуть,
К трем часам работу закончили. Добыча, более четырех центнеров трепангов, была очищена и сложена в бочки. Трепангов сдадут на базу. Там их сварят в соленой воде, потом, после ряда процедур, отправят в сушилку. От сушки трепанги сильно съеживаются. Если длина живого достигала двадцати сантиметров, после сушки она сокращается до пяти — семи сантиметров. Твердый, как кость, осыпанный толченым древесным углем, трепанг может сохраняться долгое время. Готовая продукция поступает на экспорт и в магазины нашей страны. Другая часть пойманных трепангов пойдет на изготовление консервов. Трепанги после варки пропускают через мясорубку, обжаривают и мешают с овощами.
На обратном пути я вспомнила про осьминога. Нет, ни одного из этих жителей, подводного мира сегодня Володя не встретил.
Еще в Москве один ученый, много работавший на Японском море, рассказывал, что у острова Путятина живет громадный осьминог. О нем знают старые водолазы. Действительно, один из водолазов, работавший на научно-исследовательском судне, Илья Иванович, подтвердил, что он давно знает об этом животном.
— Выло это в 1948 году, — рассказывал Илья Иванович, — я ловил тогда трепангов у острова Путятина. Глубина была метров десять. Вдруг вижу — груда пустых раковин, будто свалили их здесь целый грузовик. А рядом, в камнях, отверстие около метра в ширину. Заглянул туда, там темно и шевелится что-то большое. Я ткнул багорком в нору, и оттуда ко мне потянулись щупальца. Присоски побольше пятачка. Я немного отступил, жду, что будет дальше. И вот вылез здоровенный осьминог.
Весь надулся, щупальца растопырил вот так, — Илья Иванович широко раскинул руки, изображая, как шевелит щупальцами готовый к обороне осьминог. — Это он меня пугал, чтобы я не подходил близко.
Илья Иванович считал, что Старик, как он называл осьминога, был в размахе метров шести. Поскольку осьминог не нападал, Илья Иванович тоже его не задевал. Он уверял меня, что и теперь Старик все еще живет на прежнем месте.
— Вы сами на него посмотрите, — говорил Илья Иванович, — я вам покажу. Только убивать его у меня нет большой охоты. Сколько лет он мирно живет, никого не трогает. Но, если надо для науки, мы его достанем.
Я заверила тогда Илью Ивановича, что нет никакой необходимости убивать старого осьминога. Просто хорошо бы поглядеть на него и, если возможно, сфотографировать. К величайшему сожалению, научно-исследовательское судно отозвали во Владивосток прежде, чем Илья Иванович показал мне, где живет Старик.
Теперь я спросила об осьминоге Анатолия и Володю, Они припомнили, что действительно старые водолазы говорили о таком жителе подводной пещеры. Но где эта пещера и жив ли осьминог, они не знали.
— А на вас нападали осьминоги? — спросила я, немного стыдясь банальности этого вопроса.
— Обычно они стараются удрать поскорее, — сказал Володя, — Если замешкается какой-нибудь, сейчас его багорком между глаз, вот и все, А так они не нападают.
— А как ты раз испугался — напомнил ему Анатолий.
— Ну что ж, и ты испугался, — возразил Володя. — Знаете, — был такой случай: я спустился и начал работать. Вдруг вижу, подбирается ко мне осьминог, некрупный, так, средних размеров. И прямо лезет на меня. Я его отшвыриваю багорком, а он уже опутал мне ноги. Смотрю, подползает второй, а там и третий. Я говорю Анатолию по телефону: «Здесь осьминоги, буду подниматься». А он смеется, думает, шучу. Я оторвал от себя осьминога и поднимаюсь наверх. Говорю, что в воду больше не пойду. Анатолий все не верит. Оделся и сам спустился. Не прошло и десяти минут — кричит в телефон: «Поднимаюсь!» Их там оказалось до черта и все как шальные, так и лезут. Что с ними случилось?
— Это было только один раз или такие случаи повторялись? — спросила я, с интересом и некоторым недоверием выслушав рассказ.
— Да пока что это был единственный случай. — А вы не шутите?
— Какие шутки, — возразил Анатолий. — Я, честно говоря, испугался. И испугался не самих осьминогов, а их странного поведения.
Сознаюсь, я так и не знаю, шутили тогда водолазы, рассказав мне эту историю, или действительно все было именно так.
Б первый выход на мидиевую банку вблизи берегов острова Путятина я получила наконец долгожданного живого осьминога. Это знакомство длилось недолго и принесло одни огорчения и мне, и этому интересному моллюску.
Глубина была метров восемнадцать, Володя увидел осьминога и успел схватить его, прежде чем тот удрал. Но это сильное и скользкое животное было нелегко удержать в руках под водой, в его родной стихии. Испуганный осьминог вырвался и, желая спрятаться от опасности, поспешно забрался в… питомзу, лежащую на дне и наполовину наполненную мидиями. Володя положил сверху еще друзу мидий и предупредил по телефону, какого гостя нам ждать. Я немедленно освободила ведро и зачерпнула свежей воды.
Подняли питомзу. Вместе с ракушками на палубу тяжело выпало красное мягкое тело с медленно извивающимися щупальцами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "За голубым порогом"
Книги похожие на "За голубым порогом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Хлудова - За голубым порогом"
Отзывы читателей о книге "За голубым порогом", комментарии и мнения людей о произведении.