Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"
Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.
Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера
15-го числа в понедельник. Отъехавши на оное число в ночи от погоста и станции Нижней Тоймы осьмнадцать верст, для перемены работников и лоцмана, в шесть часов по полуночи пристали к стоящему на левой стороне при впадающей в Двину речке Шетринке погосту Шетринску; в нем две деревянных церкви: одна — Преображению Господню и Николаю Чудотворцу, другая внутри отделывается новая — Благовещению Пречистыя Богородицы. В сем месте того же названия прежде был мужеский монастырь, но при положении их в штаты изпразднен, а для церквей сделан приходский погост. До оного Шетринского погоста от Нижней Тоймы во обеих по реке Двины сторонах погостов и деревень не было. От оного погоста и станции с девятьми бичевщиками и десятым лоцманом, при ясном небе и тихой, не ветренной погоде, в семь часов по полуночи поехали бичевою. От Шетринской станции со обеих по Двине реке сторон берега низкие и ровные. Отъехавши ж пять верет, в левой стороне реки Двины берег крутой, а в правой низкий же и ровный. Проехавши ж от Шетринского погоста сорок верст, для перемены лоцмана и бичевщиков, в три часа по полудни пристали к Верхне-Томскому, стоящему в левой стороне при устье впадающей в Двину судоходной реки Верхней Тоймы, погосту и того ж названия почтовой сухопутной и водяной станции; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; в каменной настоящий храм Живоначальной Троицы, приделы — первоверховным апостолом Петру и Павлу и святителю Христову Николаю Чудотворцу; в деревянной — Покрову Пресвятыя Богородицы и святителем Афонасию и Кириллы Александрийским патриархом. При них два священника, один диакон, церковных причетников два крылоса. Остановившись для обогрения в земской избе, где напившись чаю, ходили в обеи церкви, в которых, отслушавши храмам молебен, и в земской избе отужинавши, при небольшом противном ветре, с десятьми работниками, в восемь часов по полудни поехали в ночь бичевою. От Верхне-Томского погоста в десяти верстах в левой стороне, при устье впадающей в Двину речки Шеренги, в называемой по ней Шорной пустынке, деревянная церковь во имя Успения Пресвятая Богородицы; в ней весьма редко служат Верхне-Томского погоста священники, а при ней погоста нет. Сие место Пустынкою называется потому, что здесь была состоявшая в ведомстве Сийского монастыря Шорная пустынка, во владении которой имелись крестьяне и человек по двадцати живало монахов. А теперь при той церкви живут экономические, бывше прежде той Шорной пустынки, крестьяне.
16-го числа во вторник. Отъехавши на оное число в ночи и утром сорок верст, для перемены лоцмана и работников в половине осьмого часа по полуночи пристали к стоящему в правой стороне Ярижской волости погосту; в нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Георгию. Во оном погосте в священниковом доме обогревшись, ходили в церкви и отслушали в них молебен; потом в катере отобедавши, с семи бичевщиками и лоцманом Яковом Кирилловым, в двенадцать часов поехали бичевою, а при переворотах реки, по способности ветра, парусами. Против Ярижского погоста в левой стороне погост Килокурской волости; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; в каменной настоящий храм — Вознесению Господню, придел — Илии Пророку; деревянная — великомученику Димитрию Селунскому.
От Ярижского погоста проехавши двадцать-пять верст, для перемены бичевщиков и лоцмана, в четверть десятого часа по полудни пристали к стоящему в левой стороне погосту, деревни и почтовой станции Ракольской; и для ужины и обогрения выехавши в ялике на берег, пришли в дом крестьянина Данилы Родюнова (который разными красками для распродажи в деревнях крестьянским женам и девкам набивает платки и полотны и на печатание или набойку их деревянные доски режит сам). Отужинавши ж и взявши семи человек работников и восьмого лоцмана Карпа Панфилова, севши в катер, при благополучном ветре, в час по полуночи поехали парусами. Во оном Ракольском погосте две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию, другая — Прокофию Блаженному, Устюжскому чудотворцу. В трех от Ракольского погоста верстах в правой стороне погост Черепковской волости; в нем одна каменная церковь, в которой настоящий храм Живоначальной Троицы, придельные — Николаю Чудотворцу и Илии Пророку.
17-го числа в среду. Отъехавши от Ракольской станции на оное число в ночи и утром тридцать верст, для перемены работников и лоцмана, в половине осьмого часа по полуночи пристали к стоящей в правой стороне при устье малой, но крутоберегой, впадающей в Двину речки Пермогорке, Пермогорской станции и погосту. Во оном погосте две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная двуэтажная, в верхнем этаже престол Воскресению Христову, в нижнем — Рождеству Христову; в деревянной настоящий храм — великомученику Георгию, придельный — мученикам Фролу и Лавру. При них для отправления подлежащаго богослужения два священника, один диакон, дьячек и пономарь. В приходе государственных крестьян триста-пятьдесят дворов, мужеска пола до двух тысяч душ. В сей не малой волости или приходе усиливается раскол; а как в том крестьяном препятствует нарочно для сего от Вологодского и Велико-Устюжского епископа Иринее присланный, учившийся в богословии священник Егор Савостьянов, то несколько семей, оставивши свои домы, ушли в раскольничьи скиты, состоящие в приморских берегах, другие ж, держась расколу, живут в своих домах.
Сего утра был не малый мороз, так что в Двины забережни стали, а в ночи ишел снег; то мы в своем ялике выехали из катера на берег и, в земской крестьянской избе обогревшись, отслужили в церквах с помянутым священником храмам молебен; потом, в катере отобедавши, с благополучным холодным ветром и ясном небе с семи бичевщиками и лоцманом Яковом Федотовым в 11 часов по полуночи поехали парусами.
В 10-ти от Пермогорского погоста верстах, в правой стороне деревянная небольшая церковь во имя Тихвинской Богоматери. Во оной церкви, сказывают обыватели, что местной Тихвинской Богоматери образ явленный; однакож священника и прочих причетников при сей церкви нет, а отправляют в ней службу пермогорские священники по заказам и в праздник Тихвинской Богоматери. От той церкви в 6-ти верстах, в правой же стороне, погост Дмитров Мыс; в нем две деревянных церкви: одна — Вознесению Господню и пророку Илии, другая — великомученику Георгию.
Проехавши ж от Пермогорской станции и погоста 20, а всего от начала Шенкурского уезда 313 верст, в половине 2-го часа по полудни против города Красноборска стали на якорь; и, выехавши в ялике на берег, пристали квартерою в доме Красноборского мещанина Ивана Агафонова.
18-я часть. Описание Велико-Устюжской области Вологодского наместничества уездного города Красноборска.
Город Красноборск стоит по течению реки Двины на левом, и от города Архангельска на правом, высоком, ровном и от наводнений двинских безопасном берегу, на месте боровом и по причине бывшего при текущей в Двину речке Красноборке болота мокром; на оном самом месте до 1780 года был Кресноборской волости погост и казенного ведомства деревня; а в 1780 году, по бывшим издавна не малым ярмонкам, открыт городом, и жившие по близости того погоста крестьяне превращены из крестьянства в купечество и мещанство.
В городе Красноборске деревянная старая церковь одна, во имя Нерукотворенного Христова Образа, а каменную, на казенные деньги восемь тысяч рублей, строят возле старой деревянной церкви. Строения деревянного городских жителей: купеческих домов — 7; мещанских —70; подьяческих — 10; солдатских — 15; итого — 102 дома. Лавок деревянных —105. Оное строение самое простое, почти все старое деревянное, а по плану, изданному вновь, еще ни одного дому не построено, да и материалу к выстройке их не приметно. А и казенного нового строения, кроме винного и соляного магазеинов, нет же.
В городе жителей: купцов мужеска — 21, женска — 29; мещан мужеска — 164, женска — 197, приказных мужеска — 25, женска — 20; штатных солдат мужеска — 35, женска — 18; церковников мужеска — 10, женска — 8; итого всех вообще мужеска — 255, женска — 272, а обоего мужеска и женска пола — 527 душ.
Во оном городе каждый год бывает шесть ярмонок: 1) называется Андреевская, начинается с праздника Андрея Первозванного и продолжается неделю; 2) Крещенская, начинается с праздника Богоявления Господня и продолжается девять дней; 3) Алексеевская, начинается со дня празднованы Алексею Человеку Божию, то есть, марта с 17-го дня, и продолжается чрез десять дней; 4) Петро-Павловская, начинается в Петровом посту с девятой пятницы и продолжается неделю, а иное до самого Петрова дни; 5) Ильинская, начинается с Ильина дни и продолжается четыре дни; 6) Зачатиевская, начинается со дня Зачатия Иоанна Предтечи и продолжается неделю. На все оныя ярмонки приезжают купцы почти со всех же тех городов, что и на Евдокеевскую или Благовещенскую ярмонку, бывающую повсегодно в Шенкурском уезде, и привозят для распродажи всякие немецкие, московские и прочие pyccкие товары; сельские ж жители приезжают с разными своими домашними растениями и рукоделиями, с звериными кожами, домашнего тканья кушаками и полотнами. Купцы ж, распродавши свои товары, закупают у крестьян, собирающихся на ярмонки Велико-Устюжского, Шенкурского, Тотемского, Красноборского и Усть-Сысольского уездов звериные кожи, говяжье сало, вяленую и соленую озерную и речную большую рыбу, красноборского и велико-устюжского тканья — от тридцати копеек до двух рублей гарусные и шерстяные разных цветов кушаки, тесьмы, пестрятинные для крестьянских русских рубашек — от двадцати пяти до пятидесяти копеек аршин полотна, а для крестьянских портов полосатое полотно — от двенадцати до пятнадцати копеек аршин, которые во оных двух Красноборском и Велико-Устюжском уездах, как в городах, так и во всех деревнях, ткут в большом количестве. Рыбу ж, добываемую в окияне, красноборские купцы покупают и выменивают на тот пестрятинный и полосатый холст (называемый ими кежами) и на разный своего уезда хлеб у Архангелогородских купцах, в которых и других городов купцы раскупают не мало. Во оныя ярмонки красноборские купцы, мещане и прочего звания люди и окольние жители не малый получают прибыток от съестных припасов, мастеровые от заготовленных к продаже вещей. Впрочем, купечество и мещанство города Красноборска главный свой промысл или торг имеют разным хлебом, льном и пенькой, что они у крестьян своего уезда закупают, как на недельной бываемой по воскресным дням ярмонке, так и нарочно ездючи по деревням, и все сии деревенские растения по вскрытии реки Двины отвозят па каюках в город Архангельск и продают для отпуску за море на иностранные и российские купеческие корабли. От обыкновенного ж имеющегося в лавках товара мало имеют прибыли, затем что каждый крестьянин снабжает себя всем во время ярмонок, когда товар бывает у приезжих купцах дешевле, а продают почти только одним проезжим. Многие из бедных мещан отлучаются от домов своих в Санкт-Петербург и Архангельск в разные работы, другие ездят на речных судах работниками и лоцманами. Женский же пол упражняется в ткании вышеписанных полотен (или, по общему их название, кежов), кушаков, тесемок и в крашении нитяной и шерстяной пряжи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"
Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"
Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.