» » » » Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году


Авторские права

Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году
Рейтинг:
Название:
Путешествие по Северу России в 1791 году
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.



Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера






15-го числа в понедельник. Отъехавши на оное число в ночи от погоста и станции Нижней Тоймы осьмнадцать верст, для перемены работников и лоцмана, в шесть часов по полуночи пристали к стоящему на левой стороне при впадающей в Двину речке Шетринке погосту Шетринску; в нем две деревянных церкви: одна — Преображению Господню и Николаю Чудотворцу, другая внутри отделывается новая — Благовещению Пречистыя Богородицы. В сем месте того же названия прежде был мужеский монастырь, но при положении их в штаты изпразднен, а для церквей сделан приходский погост. До оного Шетринского погоста от Нижней Тоймы во обеих по реке Двины сторонах погостов и деревень не было. От оного погоста и станции с девятьми бичевщиками и десятым лоцманом, при ясном небе и тихой, не ветренной погоде, в семь часов по полуночи поехали бичевою. От Шетринской станции со обеих по Двине реке сторон берега низкие и ровные. Отъехавши ж пять верет, в левой стороне реки Двины берег крутой, а в правой низкий же и ровный. Проехавши ж от Шетринского погоста сорок верст, для перемены лоцмана и бичевщиков, в три часа по полудни пристали к Верхне-Томскому, стоящему в левой стороне при устье впадающей в Двину судоходной реки Верхней Тоймы, погосту и того ж названия почтовой сухопутной и водяной станции; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; в каменной настоящий храм Живоначальной Троицы, приделы — первоверховным апостолом Петру и Павлу и святителю Христову Николаю Чудотворцу; в деревянной — Покрову Пресвятыя Богородицы и святителем Афонасию и Кириллы Александрийским патриархом. При них два священника, один диакон, церковных причетников два крылоса. Остановившись для обогрения в земской избе, где напившись чаю, ходили в обеи церкви, в которых, отслушавши храмам молебен, и в земской избе отужинавши, при небольшом противном ветре, с десятьми работниками, в восемь часов по полудни поехали в ночь бичевою. От Верхне-Томского погоста в десяти верстах в левой стороне, при устье впадающей в Двину речки Шеренги, в называемой по ней Шорной пустынке, деревянная церковь во имя Успения Пресвятая Богородицы; в ней весьма редко служат Верхне-Томского погоста священники, а при ней погоста нет. Сие место Пустынкою называется потому, что здесь была состоявшая в ведомстве Сийского монастыря Шорная пустынка, во владении которой имелись крестьяне и человек по двадцати живало монахов. А теперь при той церкви живут экономические, бывше прежде той Шорной пустынки, крестьяне.

16-го числа во вторник. Отъехавши на оное число в ночи и утром сорок верст, для перемены лоцмана и работников в половине осьмого часа по полуночи пристали к стоящему в правой стороне Ярижской волости погосту; в нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Георгию. Во оном погосте в священниковом доме обогревшись, ходили в церкви и отслушали в них молебен; потом в катере отобедавши, с семи бичевщиками и лоцманом Яковом Кирилловым, в двенадцать часов поехали бичевою, а при переворотах реки, по способности ветра, парусами. Против Ярижского погоста в левой стороне погост Килокурской волости; в нем две церкви: одна каменная, другая деревянная; в каменной настоящий храм — Вознесению Господню, придел — Илии Пророку; деревянная — великомученику Димитрию Селунскому.

От Ярижского погоста проехавши двадцать-пять верст, для перемены бичевщиков и лоцмана, в четверть десятого часа по полудни пристали к стоящему в левой стороне погосту, деревни и почтовой станции Ракольской; и для ужины и обогрения выехавши в ялике на берег, пришли в дом крестьянина Данилы Родюнова (который разными красками для распродажи в деревнях крестьянским женам и девкам набивает платки и полотны и на печатание или набойку их деревянные доски режит сам). Отужинавши ж и взявши семи человек работников и восьмого лоцмана Карпа Панфилова, севши в катер, при благополучном ветре, в час по полуночи поехали парусами. Во оном Ракольском погосте две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию, другая — Прокофию Блаженному, Устюжскому чудотворцу. В трех от Ракольского погоста верстах в правой стороне погост Черепковской волости; в нем одна каменная церковь, в которой настоящий храм Живоначальной Троицы, придельные — Николаю Чудотворцу и Илии Пророку.

17-го числа в среду. Отъехавши от Ракольской станции на оное число в ночи и утром тридцать верст, для перемены работников и лоцмана, в половине осьмого часа по полуночи пристали к стоящей в правой стороне при устье малой, но крутоберегой, впадающей в Двину речки Пермогорке, Пермогорской станции и погосту. Во оном погосте две церкви: одна каменная, другая деревянная; каменная двуэтажная, в верхнем этаже престол Воскресению Христову, в нижнем — Рождеству Христову; в деревянной настоящий храм — великомученику Георгию, придельный — мученикам Фролу и Лавру. При них для отправления подлежащаго богослужения два священника, один диакон, дьячек и пономарь. В приходе государственных крестьян триста-пятьдесят дворов, мужеска пола до двух тысяч душ. В сей не малой волости или приходе усиливается раскол; а как в том крестьяном препятствует нарочно для сего от Вологодского и Велико-Устюжского епископа Иринее присланный, учившийся в богословии священник Егор Савостьянов, то несколько семей, оставивши свои домы, ушли в раскольничьи скиты, состоящие в приморских берегах, другие ж, держась расколу, живут в своих домах.

Сего утра был не малый мороз, так что в Двины забережни стали, а в ночи ишел снег; то мы в своем ялике выехали из катера на берег и, в земской крестьянской избе обогревшись, отслужили в церквах с помянутым священником храмам молебен; потом, в катере отобедавши, с благополучным холодным ветром и ясном небе с семи бичевщиками и лоцманом Яковом Федотовым в 11 часов по полуночи поехали парусами.

В 10-ти от Пермогорского погоста верстах, в правой стороне деревянная небольшая церковь во имя Тихвинской Богоматери. Во оной церкви, сказывают обыватели, что местной Тихвинской Богоматери образ явленный; однакож священника и прочих причетников при сей церкви нет, а отправляют в ней службу пермогорские священники по заказам и в праздник Тихвинской Богоматери. От той церкви в 6-ти верстах, в правой же стороне, погост Дмитров Мыс; в нем две деревянных церкви: одна — Вознесению Господню и пророку Илии, другая — великомученику Георгию.

Проехавши ж от Пермогорской станции и погоста 20, а всего от начала Шенкурского уезда 313 верст, в половине 2-го часа по полудни против города Красноборска стали на якорь; и, выехавши в ялике на берег, пристали квартерою в доме Красноборского мещанина Ивана Агафонова.


18-я часть. Описание Велико-Устюжской области Вологодского наместничества уездного города Красноборска.


Город Красноборск стоит по течению реки Двины на левом, и от города Архангельска на правом, высоком, ровном и от наводнений двинских безопасном берегу, на месте боровом и по причине бывшего при текущей в Двину речке Красноборке болота мокром; на оном самом месте до 1780 года был Кресноборской волости погост и казенного ведомства деревня; а в 1780 году, по бывшим издавна не малым ярмонкам, открыт городом, и жившие по близости того погоста крестьяне превращены из крестьянства в купечество и мещанство.

В городе Красноборске деревянная старая церковь одна, во имя Нерукотворенного Христова Образа, а каменную, на казенные деньги восемь тысяч рублей, строят возле старой деревянной церкви. Строения деревянного городских жителей: купеческих домов — 7; мещанских —70; подьяческих — 10; солдатских — 15; итого — 102 дома. Лавок деревянных —105. Оное строение самое простое, почти все старое деревянное, а по плану, изданному вновь, еще ни одного дому не построено, да и материалу к выстройке их не приметно. А и казенного нового строения, кроме винного и соляного магазеинов, нет же.

В городе жителей: купцов мужеска — 21, женска — 29; мещан мужеска — 164, женска — 197, приказных мужеска — 25, женска — 20; штатных солдат мужеска — 35, женска — 18; церковников мужеска — 10, женска — 8; итого всех вообще мужеска — 255, женска — 272, а обоего мужеска и женска пола — 527 душ.

Во оном городе каждый год бывает шесть ярмонок: 1) называется Андреевская, начинается с праздника Андрея Первозванного и продолжается неделю; 2) Крещенская, начинается с праздника Богоявления Господня и продолжается девять дней; 3) Алексеевская, начинается со дня празднованы Алексею Человеку Божию, то есть, марта с 17-го дня, и продолжается чрез десять дней; 4) Петро-Павловская, начинается в Петровом посту с девятой пятницы и продолжается неделю, а иное до самого Петрова дни; 5) Ильинская, начинается с Ильина дни и продолжается четыре дни; 6) Зачатиевская, начинается со дня Зачатия Иоанна Предтечи и продолжается неделю. На все оныя ярмонки приезжают купцы почти со всех же тех городов, что и на Евдокеевскую или Благовещенскую ярмонку, бывающую повсегодно в Шенкурском уезде, и привозят для распродажи всякие немецкие, московские и прочие pyccкие товары; сельские ж жители приезжают с разными своими домашними растениями и рукоделиями, с звериными кожами, домашнего тканья кушаками и полотнами. Купцы ж, распродавши свои товары, закупают у крестьян, собирающихся на ярмонки Велико-Устюжского, Шенкурского, Тотемского, Красноборского и Усть-Сысольского уездов звериные кожи, говяжье сало, вяленую и соленую озерную и речную большую рыбу, красноборского и велико-устюжского тканья — от тридцати копеек до двух рублей гарусные и шерстяные разных цветов кушаки, тесьмы, пестрятинные для крестьянских русских рубашек — от двадцати пяти до пятидесяти копеек аршин полотна, а для крестьянских портов полосатое полотно — от двенадцати до пятнадцати копеек аршин, которые во оных двух Красноборском и Велико-Устюжском уездах, как в городах, так и во всех деревнях, ткут в большом количестве. Рыбу ж, добываемую в окияне, красноборские купцы покупают и выменивают на тот пестрятинный и полосатый холст (называемый ими кежами) и на разный своего уезда хлеб у Архангелогородских купцах, в которых и других городов купцы раскупают не мало. Во оныя ярмонки красноборские купцы, мещане и прочего звания люди и окольние жители не малый получают прибыток от съестных припасов, мастеровые от заготовленных к продаже вещей. Впрочем, купечество и мещанство города Красноборска главный свой промысл или торг имеют разным хлебом, льном и пенькой, что они у крестьян своего уезда закупают, как на недельной бываемой по воскресным дням ярмонке, так и нарочно ездючи по деревням, и все сии деревенские растения по вскрытии реки Двины отвозят па каюках в город Архангельск и продают для отпуску за море на иностранные и российские купеческие корабли. От обыкновенного ж имеющегося в лавках товара мало имеют прибыли, затем что каждый крестьянин снабжает себя всем во время ярмонок, когда товар бывает у приезжих купцах дешевле, а продают почти только одним проезжим. Многие из бедных мещан отлучаются от домов своих в Санкт-Петербург и Архангельск в разные работы, другие ездят на речных судах работниками и лоцманами. Женский же пол упражняется в ткании вышеписанных полотен (или, по общему их название, кежов), кушаков, тесемок и в крашении нитяной и шерстяной пряжи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Челищев

Пётр Челищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"

Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.