Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"
Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.
Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера
Отслушавши во оных церквах храмам и хотящим по водам плыти молебен, пришедши с тамошним священником на катер и в катере отобедавши, опять его выпустили на берег, а сами с десятьми работниками и лоцманом Васильем Евсеевым, при небольшом противном ветре и ясном небе, в три часа по полудни поехали бичевою, а в других местах и переборах греблею.
От Шестозерской станции в пяти верстах ночью уже проезжали стоящий в левой стороне при устье впадающей в Двину судоходной pеки Ваги погост Усть-Ваинга; в нем две деревянных церкви: одна — Покрову Пречистыя Богородицы, другая — Димитрию великомученику Селунскому чудотворцу. Проехавши от Шестозерской станции пятнадцать, а всего от уездного города Холмогор 244 версты, с правой стороны впадает в Двину большая судоходная река Пянда, по которой, по нынешнему разграничиванию, Холмогорский уезд кончился, а начался Шенкурский.
В Шенкурском уезде по минувшей четвертой ревизии в тысячи ста шестидесяти-двух дворах имеется казенного ведомства крестьян дворцовых: мужеска — 18,420, женска — 18,826; экономические: мужеска — 1,091, женска — 1,154; черносошных: мужеска — 738, женска — 706; итого мужеска — 20,249, женска — 20,746, а обоего мужеска и женска пола — 40,995 душ.
Оные крестьяне все вообще, по довольному количеству изрядной к хлебородию земли, упражняются в довольном для пропитания своих семейств хлебопашестве, ибо в Шенкурском уезде рожь родится сам-сем, ячмень сам-пят и сам-шест, овес и горох сам-четверт, пшеница сам-третей; а другого никакого хлеба, кроме льну, затем что и семена не выростают, не сеют. Житeльcтвyющие ж по берегам Двины пашут только рожь, ячмень и лен; рожь у оных родится сам-пят и сам-шест, ячмень сам-шест, льну с четверика совсем как надобно прясть отделанного, выходит до двух с половиною пуд; оный лен архангельским и шенкурским купцам и бральщикам или закупщикам продают по четыре и по пяти рублей пуд. Хлеба они не покупают, а каждый год довольствуются своим и еще несколько продают. Все оные Шенкурского уезда крестьяне для продажи в Архангельске, на отпуск за море гонят, в знатном во всем уезде количестве смолу, так что каждый работник выгоняет ее в год до пятнадцати и восьмидесяти пудовых бочек. Бочку ж продают от рубля двадцати копеек до полуторых рублей; а на каждую бочку для выгонки смолы портят соснового лесу самого хорошаго тридцать, а который похуже — пятьдесят дерев. Кроме же хлебопашества и смолокурения, бьют водящихся в их лесах зверей: медведей, волков, лисиц, куниц, зайцев, выдр, горностаев, норок, барсуков, россомах; птиц:_ глухих и полевых тетеревей, копалов, мордах, рябчиков, куропаток, диких голубей, гусей, уток, пунашков и куликов.
В Шенкурском уезде имеются из крестьян мастеровые: плотники, кузнецы, портные, сапожники, кожевники и горшечники; оные от своих промыслов и рукоделий довольствуются без смолокурения, а только имеют одно хлебопашество; малое число бочарей, которые всегда упражняются в делании для смолы бочек; другие на двинских судах ходят лоцманами:, в прочем от домов своих никуда в заработки не отлучаются. В рассуждении ж сенокосных мест, скота всякого держат довольно для себя и продажи. Женский же пол также, как в Архангельском и Холмогорском уездах, упражняется в ткании на продажу холста.
В Шенкурском уезде церквей: каменная — 1, деревянных — 102. При них церковнослужителей: мужеска — 360, женска — 380, а обоего мужеска и женска пола — 740 душ. Кормятся от прихожан, смолокурения и своего хлебопашества.
Крестьянских мучных мельниц: водяных — 61, ветреных — 85; озер — 151; рек — 72; в них ловится рыба: щуки, окуни, налимы, харьюсы, лещи, язи, головли, а изредко и семга.
Лес растет: еловый, сосновый, березовый, листвяничник, осина, желомустник, ива, ольха, рябина, черемха, калина, черная и красная смородыня, малинник, шиповник и можжевельник. Соснового лесу великое каждый год множество жители изводят на смолокурение, на делание на смолу бочек, а также не малое количество каждый год употребляют соснового и еловаго, годного на строение, лесу на плоты, которые они делают не в один, а в два ряда; на них отвозят к городу Архангельску смолу, рожь, ячмень, овес и муку; распродав же оное, плоты те почти за безценок отдают. Ягоды в лесах ростут: морошка, брусница, черница, голубица, земляница и клюква. Огородния овощи родятся: капуста, редька, репа и хмель.
Во оном Шенкурском уезде, расстоянием от города в восьмидесяти-пяти верстах, бывает в Благовещенской волости годовая ярмонка, которая начинается с первого марта и продолжается чрез пятнадцать дней; называется ж она по волости Благовещенскою, а по началу торга Евдокеевскою. На сию ярмонку великое множество собирается уездных жителей из Шенкурского, Вельского и Красноборского уездов с разными домашними деревенскими продуктами и рукоделиями. И приезжают из разных городов Тульского, Калужского, Тверского, Новгородского, Владимирского, Ярославского, Костромского, Казанского, Вологодского, Олонецкого и Архангельского наместничеств купцы и продают всякие российские и иностранные товары. На сей ярмонке архангельские купцы с помянутыми трех уездов крестьянами о поставке к ним весною и летом смолы и говяжьяго сала с немалым денежным задатком контракты заключают. Оный великий торг производится в гостином старинного строения деревянном дворе, имеющим вид замка, с довольным числом лавок и постоялых дворов, отдаваемых на ярмочное время из казны в наем.
17-я часть. От начала Шенкурского уезда рекою ж Двиною до уездного Вологодского наместничества Велико-Устюжской области города Красноборска.
6 IX
6-ro числа сентября в субботу, отъехавши от устья реки Пянды и от Холмогорского уезда на оное число в ночи тринадцать верст, в три часа по полуночи для перемены взятых из Шестозерской станции работников, пристали к стоящей в левой стороне дворцовой деревни и почтовой Березовской станции, от которой с пятьми бичевщиками, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, в четыре часа по полуночи ж поехали бичевою. Подъезжаючи к погосту и почтовой станции Шиленг, за большими песками и мелями, одну версту ехали часов семь.
Отъехавши от Березовской станции двенадцать верст, в шесть часов по полудни для перемены работников пристали к погосту деревни и почтовой станции, стоящей при устье впадающей с левой стороны малой, крутоборегой речки и по ней называющейся Шиленги. В нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Георгию. Во оной деревне квартерою за холодною погодою стали в доме крестьянина и той волости земского Алексее Потапова. И за приключившеюся мне и человеку моему болезнею, пробыли 7-е и 8-е числа сентября, то есть, воскресенье и понедельник.
А во вторник 9-го числа после литургии и храмам молебна, прямо вышедши из церкви сели в свой катер и в нем с священником того погоста отобедавши и выпустивши его опять на берег, при ясном небе и противным, не очень большим ветром, со взятыми отсель десятьми работниками и одиннадцатым лоцманом, в четверть третьего часа по полудни поехали бичевою. В двух верстах от Шилинского погоста в левой стороне в деревни Прилуках деревянная часовня — святителем Христовым Николаю Чудотворцу и Модесту патриарху иерусалимскому. В пяти верстах в левой стороне погост Карбацкой волости; в нем две деревянных церкви: одна — Илии пророку, другая — великомученицы Параскевы. В восьми от Карбацкого погоста верстах, в левой же стороне погост Ростовский; в нем две деревянных церкви, одна — Живоначальной Троицы, другая — Введению во храм Пречистыя Богородицы.
10-го числа в среду, от Ростовского погоста в десяти верстах в левой же стороне проезжали погост Конецгорья; в нем две деревянных церкви, первая — Вознесению Христову, вторая — святителем Афонасию и Кириллы патриархом Александрийским. Отъехавши от сего погоста одну версту, а всего от Шиленги двадцать-шесть верст, для перемены бичевщиков и лоцмана, в половине девятого часа по полуночи пристали к стоящей в левой же стороне деревни Сидоровской, возле которой, за нескорым собранием работников, простояли до одиннадцатого часа. В половине ж того часа, при ясном небе и небольшом противном ветре, с десятьми ж человеками бичевщиков и одиннадцатым лоцманом, поехали бичевою.
В пятнадцати от деревни Сидоровской или Конецгорской станции верстах, в левой стороне погост Кургоминск; в нем две деревянных церкви: одна — Воздвижению Честного и Животворящаго Креста Господня, другая — Илии пророку. Верстах в двух от оного погоста для обеда и отдыху работникам стали на якорь и простояли с час. Потом снявшись с якоря, при той же погоде и мрачном небе, поехали бичевою и греблею. В десяти от Кургоминского погоста верстах в правой стороне погост Тулгосской волости; в нем две деревянных церкви, одна — Клименту папе Римскому и Петру Александрийскому, другая — священномученику Власию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"
Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"
Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.