» » » » Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году


Авторские права

Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году

Здесь можно скачать бесплатно "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году
Рейтинг:
Название:
Путешествие по Северу России в 1791 году
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Описание и краткое содержание "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать бесплатно онлайн.



Петр Иванович Челищев - близкий друг А.Н.Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел "подробный журнал", в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера






В настоящем холодном соборе на местных образах не мало изрядной величины каменьев драгоценных, которые, думать надобно, даны от патриарха Филарета Никитича. [Податели сих драгоценностей покрыты непроницаемым мраком. Причины тому различныя по моему примечанию. В первобытныя времена, как и ныне, черноризцы были охотники обогащать свои монастыри подаяньями богомольцев и вкладчиков. Но были ж и такие, которые сокровищьми и деньгами искали обогатить, снабдить и поддерживать прежние свои фамилии. Может быть, были и такие, что скупость и роскошь свою тем насыщали; итак, для сего предмета видно ясно, что обличительныя сии сведения не должны были оставаться гласными. К тому же известно по гистории, что иноческий чин не любит сам быть благодарным долго, полагая, что не богоугодно сие известие; ибо за то должно почитать или уважать наследников, поминать их роды, а особливо опасаться, не потребовали б наследники опять назад, что все, видно, могло обезпокоить смиренных тех отцев.

Отец Паисий Сийский архимандрит честный, безкорыстный и смиренный, кажется, монах, но кто-нибудь из его преемников, увидя, что напрасно сии каменья обветшалый иконостас украшают, употребит их либо на починку разваливающагося монастыря, или на другое что, смотря по склонности своей].

В ризнице и книгохранительнице ничего достойного любопытства и примечания нет, а только имеется одно писанное на александрийской в целый лист бумаге, неизвестным человеком, полууставом, одною рукою и пером с нарисованными Христовыми чудесами и причтами красками, Евангелие. Сказывают, что уже там за эту книгу дают 500 рублей.

Достопамятно в сем монастыре то, что патриарх Филарет Никитич еще будучи бельцом в нем жил, пострижен в монашество и во время патриаршества, по изгнании Борисом Годуновым был под Благовещенскою церковью до смерти его, Годунова, в заточении. Сие место так закрыто небрежно и неприметно, что даже монахи сумневаются, где он содержался.

2-го числа сентября во вторник, отслушавши в холодном соборе литургию и молебен, посмотревши церквей, ризницы, книгохранительницы и всего монастыря, потом у архимандрита отобедавши, в четыре часа по полудни на тех же почтовых лошадях поехали обратно в Сийский погост. По приезде ж в половине шестого часа по полудни в Сийский погост, в священниковом доме напившись чаю, поужинавши и отслуживши в Ильинской церкви молебен и взявши в рассуждении частых в Двине от наносных водою песков мелей семи человек работников, и восьмого лоцмана, выбравшись на Двину при благополучном ветре в половине десятого часа по полудни, поехали в ночь парусами. В десяти от Сийского погоста верстах проезжали в левой стороне погост Цолмохотский; в нем две деревянных церкви, одна — Рождеству Пресвятыя Богородицы, другая — великомученику Димитрию Селунскому чудотворцу. От сего погоста со обеих сторон Двины берега крутые краснаго, Белаго и синяго песку. В пятнадцати от Цолмохотского погоста верстах в левой же стороне при впающей в Двину судоходной реки Пинеги погост Пинегша; в нем две деревянных церкви: первая — Введению во храм Пречистыя Богородицы, вторая — пророку Илии.

3-го числа августа в среду. В десяти верстах от Пинегши в правой стороне погост и деревня Прилуки; в нем две деревянных церкви, одна — Сретению Господню, другая — Архангелу Михаилу и мученикам Фролу и Лавру. Крестьяне оной деревни такими ж, как и в приморских берегах, сетьми ловят семгу, только против тех мест весьма в малом числе, да и лов не долгое время бывает. Против сей деревни, за утишением ветра, стали на якорь и, разведши на берегу огонь, изготовили купленную здесь свежую семгу, за чем и простояли часа два; потом в катере отобедавши, при ясном небе и малом противном ветре, поехали бичевою. Но за усилившимся большим противным ветром и дождем и за частыми чрез реку взад и вперед от мелей переборами, отъехавши версты три, для ночлега стали на якорь.

4-го августа в четверток по утру рано, при небольшом дожде и противном ветре, снемшись с якоря, поехали бичевою, а на переборах чрез реку греблею. Отъехавши же от ночлега четыре, а от Сийского погоста сорок-две версты, для перемены бичевщиков и лоцмана в три-четверти осьмого часа по полуночи пристали к стоящей в левой стороне казенного ведомства деревне Говрогоры. В ней деревянная часовня великомученику Георгию. От оной деревни, отобедавши, за нескорым собранием четырех гребцов и пятого лоцмана, при пасмурной же дождевой погоде и противном ветре, в одиннадцать часов по полуночи поехали бичевою. В двух от оной деревни верстах в левой же стороне Говрогорской волости погост; в нем две деревянных церкви: одна — Архангелу Михаилу, другая — Рождеству Иоанна Предтечи и мученикам Фролу и Лавру. В пяти от Говрогорского погоста верстах в правой стороне погост Коскошинской; в нем две деревянных церкви: первая — Рождеству Иоанна Предтечи, вторая — апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. В семи от Коскошинского погоста верстах в правой же стороне погост Ныконской волости; в нем две ж деревянных церкви: одна — Рождеству Христову, другая — Николаю Чудотворцу. От сего погосту левый от Холмогор берег каменный белой плиты.

Отъехавши от Говрогорской станции двадцать-шесть верст, для перемены работников и лоцмана в четверть пятого часа по полудни пристали к стоящей на правом берегу государственной деревне и почтовой станции Взвозу. А от ней с четырьмя работниками и лоцманом Никитою Карповым, при небольшом попутном ветре, в пять часов по полудни поехали в ночь парусами. От сей почтовой станции со обеих сторон реки Двины начались берега крутые, лебастровые, простирающееся вперед на пятнадцать верст. Оный изрядной доброты лебастр прежде сего отправляли даже и в чужие краи. Во оном лебастровом возле деревни берегу четыре пещеры, которые вымыло водою. Настоящее происхождение сих пещер не известно, а по пространству их некоторых внутри можно подумать, что кем-нибудь сделаны с намерением, ибо в иных вместиться могут нисколько человек. В шести от деревни и почтовой станции Взвозу верстах с правой стороны впадает в Двину речка Койнакса, на которой, сказывают обыватели, в старинные времена бывали страшные разбои, и поныне многие, приходя сюда, по наслышке, ищут разбойнической поклажи денег.

Отъехавши от деревни и станции Взвозу осьмнадцать верст, для перемены работников и лоцмана, в половине одиннадцатого по полудни часа пристали к стоящей на правом берегу деревни и почтовой станции Колеской. Во ожидании ж, поколь собрали шести работников и седьмого лоцмана Демида Власова, поужинали в катере. Потом, при попутном же ветре в три-четверти двенадцатого часа по полудни ж поехали парусами. Против оной деревни на левом берегу при устье впадающей в Двину речки Колесенки Колеской волости погост; в нем две деревянных церкви: одна — Николаю Чудотворцу, другая — великомученику Димитрию Селунскому чудотворцу. В девяти верстах от Колеского погоста и станции в правой стороне ветхий, небольшой, узпраздненный при открытии штата, деревянный Никольский монастырек; в нем одна деревянная церковь Николаю Чудотворцу, в которой по праздникам только Николая Чудотворца, что в год бывает два раза, служит Колеского погоста священник. А при том пустом монастырьке живут одни, прежде бывшие сего монастыря, а ныне казенного ведомства экономические крестьяне.

5-го числа августа в пятницу. Отъехавши на оное число от Колеской станции в ночи пятнадцать верст, для перемены работников и лоцмана в половине пятого по полуночи часа пристали к стоящей в правой стороне экономической деревне и станции Моржегорской; а от оной с восеми работниками, при ясном небе и тихой, неветреной погоде, в четверть шестого часа поехали бичевою. В четырех от сей станции верстах, в правой же стороне, Моржегорской станции погост; в нем две деревянных церкви: первая — святым Богоотцем Иоакиму и Анны, вторая — Илии Пророку и Василию Великому.

От Моржегорской до Шестозерской станции пятнадцать верст. За частыми чрез реку с одного берега на другой замелям от наноснаго песку переборами, притом же и по незнанию лоцманову настоящего фарватера, ехали до первого часа по полудни. К Шестозерской же станции и деревне, стоящей в правой стороне, для перемены работников и обеда пристали в час по полудни. Во ожидании ж, покуда сготовят на берегу кушанье и наймут до будущей вперед станции на катер работников и знающаго фарватер лоцмана, ходил я пеший в расстоящий от нашей пристани верстах в двух той Шестозерской волости погост, в котором две деревянных церкви, первая — во имя первоверховных апостол Петра и Павла, вторая, двуэтажная, в верху — святителю Христову Модесту патриарху иерусалимскому, придел — великомученику Георгии, в низу — Николаю Чудотворцу.

Отслушавши во оных церквах храмам и хотящим по водам плыти молебен, пришедши с тамошним священником на катер и в катере отобедавши, опять его выпустили на берег, а сами с десятьми работниками и лоцманом Васильем Евсеевым, при небольшом противном ветре и ясном небе, в три часа по полудни поехали бичевою, а в других местах и переборах греблею.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по Северу России в 1791 году"

Книги похожие на "Путешествие по Северу России в 1791 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пётр Челищев

Пётр Челищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пётр Челищев - Путешествие по Северу России в 1791 году"

Отзывы читателей о книге "Путешествие по Северу России в 1791 году", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.