» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








мир и соединяется с Богом. Спасение принесено через Христа,

вочеловечившегося Логоса. Его душа не утратила своей чистоты.

И когда она входит в тело Иисуса, божественная и человеческая

природы соединяются. Но по мнению Оригена, телесность

постепенно поглощается Божеством («homo esse cessavit»; ср. Иг

натий: Христос во плоти даже после воскресения). У

Оригена

есть действительное учение о примирении, но поскольку прими

рение (искупление), по его мнению, имеет значение в основном

для тех, кто остается на низшей ступени веры, особо подчерки

вается деяние Христа в обучении тайнам веры. Спасение завер

шается лишь после смерти. Там продолжается процесс

очище

ния, из которого сначала праведные, а в конечном счете

и нечестивые, поднимутся к совершенству и вернутся к

Богу.

Все должно восстановиться к своему исходному

положению

(«атгокатаатасцяаутюу»). Здесь не идет речь ни о каком воскре

сении тела. Материи больше не будет, не будет и людей, но все

50



возвратится к чистой духовности («Вы есть Боги и все Сыны Все-

вышнего»). Можно предположить новое падение с новыми ми-

ровыми периодами. Здесь проявляется греческое понимание ис-

тории как круговорота.

В этой системе типично платоновские идеи тесно соединились с

христианской традицией. Некоторые мысли Оригена типично

эллинистические, они выходят за рамки библейской проповеди, как,

например, учение об эманации разумного мира из Божества, о

восстановлении всего, о прекращении существования материи и

телесности. В других случаях библейская традиция верно сохра-

няется. Но часто происходит непосредственное соединение обоих

способов мышления, причем нельзя отделить христианские эле-

менты от эллинистических. Создается единое, систематическое

мировоззрение, соединяющее как эллинизм, так и христианство.

Так, например, идея педагогики — это греческая идея, но в то же

время она выражает христианские взгляды Оригена. В своей сис-

теме он хотел представить единое изложение содержания правила

веры и в то же время дать ответ на основные философские вопросы

своего времени.

6. МОНАРХИАНСТВО. ПРОБЛЕМА ТРОИЦЫ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Во второй половине II века появляются два особых направления,

которые обычно называют общим термином «монархианство». Они

вызвали ожесточенные споры в церкви и в итоге были отвергнуты

как еретические. Эти споры, проходившие на протяжении

большей части третьего века, являются важным звеном в

историческом развитии догмы. Они создают основу для форму-

лирования учения церкви о Троице. Отвергнутые взгляды монар-

хианства стали прототипом для многих сходных

направлений и ересей на протяжении веков. В этом контексте

сформировалось так называемое унитарное учение, которое

затем снова и снова появлялось в истории теологии как

рационалистическое истолкование христианства.

Понятие «monarchia», давшее название обоим вышеупомянутым

направлениям, встречается, например, у Тертуллиана и в этом

контексте означает единство Божие. Таким образом, монар-хиане

отрицают идею Троицы, которая, по их мнению, противоречит вере

в единого Бога. Отвергается представление об «иконо-мии»,

«oiKovouia», согласно которому Бог, который, конечно, является

единственным, являет Себя таким образом, что выступает как

Сын и Святой Дух.

51



Когда монархианство отрицает мысль о трех Лицах, за этим

стоит влияние греческого понятия о Боге, согласно которому Бог

возвышен над материей и тем самым также над изменением и

множественностью. Поэтому мысль об истории, в которой

действует и выступает Бог, для греческих мыслителей

невозможна. Выступление против Божией «икономии», то есть

против обусловленных порядком спасения различий между Лицами

Божества, предполагает деистское понятие о Боге, в котором

абстрактная идея божества заменяет библейское учение о Боге.

Таким образом, монархианство имеет общую основную идею и

общую предпосылку: трудность соединить веру в одного Бога с

христианской верой в Отца, Сына и Духа. Монархиан

также не удовлетворяет решение, представленное в учении о

Логосе, учение о трех Личностях (Ипостасях) или идея

икономии, но они стремятся найти другие выходы для решения

этой проблемы, при этом одновременно искореняя существенные

черты христианской веры и впадая в рационалистические или

докетичес-кие представления.

Название «монархианство» является своего рода

искусственным обозначением. Оно также не подразумевает

единого направления, но обозначает лишь общие черты двух

течений, появившихся приблизительно одновременно. В остальном

они диаметрально противоположны.

Одна форма монархианства называется динамизм или, ис-

пользуя другой термин, адопцианство, а другая носит название

«модализм».

ДИНАМИЗМ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Первым представителем динамизма был кожевник ФЕОДОТ,

пришедший из Византии в Рим в 190 году из-за гонений. Он был

противником христологии Логоса и вообще отрицал божествен-

ность Христа. Вместо этого он подхватывает идею эбионитов: Хри-

стос есть просто человек, «\|лАо<; avBpomx;». Он родился от Девы,

но как обычный человек без каких-либо преимуществ, кроме

праведности, перед другими людьми (Тертуллиан, Adv. omn. hae-

res. 8). Феодот скорее представляет отношение между человеком

Иисусом и Христом следующим образом: Иисус жил так же, как

другие люди, но при крещении Христос, как сила, сошел на Него и

после этого действовал в Нем. Идея о божественном во Христе,

как о силе, дарованной при крещении, дала динамизму его назва-

ние. Иисуса представляли как пророка, который на время

был

52



облечен божественной силой, но при этом не стал Богом. Только

при воскресении Он соединился с Богом. Римский епископ Виктор

отлучил Феодота от церкви.

Эта форма монархианства встречается прежде всего у ПАВЛА

СА-МОСАТСКОГО, епископа Антиохии около 260 года. Он

продолжает линию эбионитов и Феодота и рассматривает Христа

лишь как человека, облеченного божественной силой. Он не

отрицает идею Логоса, но Логос для него лишь равнозначен разуму

или мудрости в том смысле, как эти качества могут быть

приписаны человеку. По его мнению, Логос не является

самостоятельной ипостасью. Мудрость Божия обитала в человеке

Иисусе лишь как божественная сила, но не создавала в Нем

самостоятельной личности. Личность заключена лишь в человеке

Иисусе. Тем самым отвергается учение Тертуллиана о Логосе

как личности и учение Оригена о Логосе как самостоятельной

ипостаси.

Таким образом, Павел Самосатский, осужденный как еретик

антиохийским поместным собором 268 года, выдвинул унитарную

концепцию: «Сын» был только человеком, а Дух — только благо-

датью, данной апостолам. Это рационалистическое толкование

христианской веры в Бога является первым четко сформулирован-

ным примером взгляда, который выступал в разнообразных фор-

мах, в современную эпоху он проявился в социнианстве и других

унитарных направлениях, но отчасти также в неологии или в раз-

личных течениях либерального богословия.

МОДАЛИЗМ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Второе направление монархианства сначала появилось в Малой

Азии, но через НОЭТА И его учеников попало в Рим. Там также жил

ПРАКСЕЙ, представитель модализма, против учения которого писал

Тертуллиан. В Рим также приехал САВЕЛЛИЙ, ведущий

представитель этого направления, который учил там примерно с

215 года.

Богословие Ноэта следует рассматривать как оппозицию «ико-

номическому» учению о Троице, а также христологии

Логоса и тенденциям к субординационизму, которые были в ней

заложены. Для Ноэта Отец есть единственный Бог, который удален

от взглядов людей, но по Своей милости Он выступил и явил Себя.

Бог превыше страдания и смерти, но по Своему благоволению Он

может подчиниться страданию и смерти. Таким образом Ноэт

стремится подчеркнуть единство Божие. Отец и Сын — это не

просто одна сущность, но один Бог под разными именами

53



и в разных образах. Различие между тремя лицами Божества уст-

раняется. По мнению Ноэта, об Отце можно так же сказать, что

Он пострадал, как и о Христе. Праксей несколько смягчил это

выражение, сказав, что Отец пострадал с Сыном, но его точка

зрения также была отвергнута. Тертуллиан назвал это учение «пат-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.