Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
Тертуллиан создает понятие «persona», которое позднее стало об-
щепринятым термином в этом контексте. Сын как
самостоятельная личность произошел от Отца. Логос имеет
самостоятельное бытие. Однако три личности остаются едины, так
же как солнечные лучи едины с солнцем. Для выражения этого
единства Тертуллиан использует понятие «substantia», которое
соответствует греческому «cmcia», «сущность» или «субстанция».
Эти понятия позже также стали общепринятыми терминами в
учении о Троице.
Три личности имеют предсуществование в Боге. Но когда они
произошли из сущности Бога во времени, это случилось в соот-
ветствии с планом спасения («OIKOVOUIOC», «dispensatio»). Сын
произошел от Отца для того, чтобы объяснить план спасения. Три
личности обозначают различные стадии в откровении Бога, но тем
не менее они едины. Так же, как корень производит растение, а
растение — плод, вместе они составляют одно и то же растение.
Эта точка зрения на Троицу обычно называется «иконо-мическим»
учением о Троице. Различие между Личностями описывается
через указание на их роль в плане спасения.
Христология Тертуллиана сформировалась в противостоянии с
модализмом (который будет подробнее описан в дальнейшем).
Тертуллиан проводит строгое различие между божественными и
человеческими свойствами во Христе. Они связаны с двумя раз-
личными субстанциями, которые соединены в одной личности, во
Христе, но не смешиваются между собой. Когда Христос про-
40
износит слова: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оста-
вил?» — возопил не Бог Отец — «Ибо к какому же Богу Он тогда
воззвал?» — но человек, Сын воззвал к Отцу. Христос пострадал
лишь как Сын, утверждает Тертуллиан, выступая тем самым про-
тив патрипассианства (Праксей). Патрипассиане настолько сме-
шивали Бога и Христа, что считали возможным сказать, что пост-
радал Отец. Однако в то же время следует подчеркнуть, что
Тертуллиан сам использует такие выражения, как «Deus mortuus»,
«Deus crucifrxus», что не обязательно свидетельствует о
противоречиях. В то время учение о соотношении Божественных и
человеческих свойств во Христе не было терминологически
оформлено. Логос пришел во плоти, облекся в плотский образ, но не
превратился в плоть. Тертуллиан закладывает основание более
позднего учения о двух природах Христа. В виде схемы его
христологию можно представить следующим образом:
Una substantia (= ouoia) — tres personae (= wroaxaaen;):
Pater, Filius, Spiritus sanctus. Persona
Christi — divina et humana natura
(substantia creatoris et substantia humana).
Ириней представляет Христа как освободителя от господства
смерти, как того, кто через Своего Духа исцеляет человека от гре-
ховной испорченности, так что человек восстанавливается в своей
изначальной чистоте. Таким образом, спасение описывается как
выздоровление. У Тертуллиана на первый план выходит иная точка
зрения: Христос — это учитель, проповедующий новый закон («nova
lex») и тем самым укрепляющий свободную волю человека, чтобы
тот мог поступать согласно заповедям Божиим. Жизнь по закону
Божию есть цель спасения. Оно состоит в воспитании через закон.
Основой этого учения является идея «заслуги». Бог вознаграждает
или наказывает по заслугам. Отношения между Богом и человеком
рассматриваются в категориях судебной системы. Если бы Бог не
вознаграждал и не наказывал, никому не нужно бьшо бы бояться
Его и никто бы не делал добра. Спасение даруется как награда за
заслуги («merita») человека. Хороший поступок, так же как и пло-
хой, должен получить воздаяние от Бога. Эта проповедь Тертулли-
ана выступает как явная антитеза учения Маркиона о Боге любви,
в котором нет никакого отмщения и никакого гнева.
Учение Тертуллиана о благодати соответствует этой схеме.
Именно благодать спасает, то есть снимает испорченность,
которая через грех прилепилась к человеческой природе. Мысль о
том, что
41
эта испорченность есть в самой природе и передается через
рождение, встречается уже у Тертуллиана. Здесь истоки более
позднего учения о первородном грехе. Через благодать человек
обретает силу для ведения новой жизни. Благодать
рассматривается как сила, дарованная человеку и дающая
возможность совершать дела, достойные награды. Через это
учение о грехе — благодати — заслугах, которое Тертуллиан
формулирует в борьбе с учением Марки-она о любви Божией,
закладываются основы учения о спасении, которое стало
господствующим в западной средневековой теологии, а затем в
католической церкви.
Как сказано выше, Тертуллиан присоединился к монтанистам,
побуждаемый к этому, среди прочего, поверхностным отношением
церкви к практике покаяния. Монтанизм был сектой, возникшей в
Малой Азии в середине II века (МОНТАН) И затем распрост-
ранившейся до Рима и Северной Африки. Ее отличительными
чертами были повышенное внимание к пророчеству, свободным
духовным дарам, ожидание скорого Второго Пришествия, а также
строгий аскетизм и куризм в вопросах о покаянии.
Из-за присоединения к монтанистам Тертуллиан в некоторой
степени выступает как раскольник, но одновременно он является
одним из основных защитников от ереси и одним из главных осно-
воположников ортодоксального богословия на Западе.
Ипполит
Ипполит — епископ Римский и противник папы Каллиста, от-
ношение которого к практике покаяния он резко осуждал, был
сослан на остров Сардиния во время гонений и умер в изгнании
(около 235 года). Он написал на греческом языке ряд произведений,
из которых лишь часть сохранились до нашего времени, продолжал
защиту учения церкви от греческой философии и вну-трицерковных
ересей. Его самое известное произведение — «Философумены»
(или «Обличение всех ересей»), почти энциклопедический обзор
направлений философской мысли, начиная с греческих
натурфилософов, различных магических и религиозных
представлений того времени, а также внутрицерковных ересей,
которые, по мнению Ипполита, связаны с греческой философией.
Данное произведение свидетельствует об обширных познаниях
автора и дает ценные сведения об описанных им учениях. Однако
полемика, направленная в первую очередь против гностиков и
медалистов, не имеет того своеобразия и убедительности, как у
Иринея и Тертуллиана.
42
5. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Богословие церкви создавалось в условиях противостояния гре-
ческой философии и еретическим направлениям. Апологеты от-
вергли языческие возражения и представили христианство как ис-
тинную философию; отцы антигностики создали на основе Писания
и предания богословие, которое должно было предоставить защиту
от философских измышлений гностицизма. Александрийская
теология того времени также выступала против гностиков и гре-
ческой философии. Но на их место александрийцы желали поста-
вить систематическое мировоззрение на основании философии, в
которое было бы включено христианство, представленное как
высшая мудрость.
Александрийские богословы впервые осуществили подлинный
синтез христианства и греческой философии. Они более не доволь-
ствовались тем, чтобы просто представить христианскую
традицию как высшее соответствие философии (что делали
апологеты). Они не стремились также заменить христианство
синкретическим учением о спасении, отказавшись от
фундаментальных элементов христианской веры, как поступали
гностики.
В своем богословии представители Александрийской школы
стремились верно сохранить христианское предание и основыва-
лись на Писании. В то же время, они последовательно придержи-
вались философских взглядов, в соответствии с которыми они ин-
терпретировали откровение для создания богословской системы,
использующей философию того времени и вместе с тем
утверждающей реальность веры в рамках единого и целостного
мировоззрения. Целью этого, разумеется, было не
смешение философии и христианства, но возможность
представить христианство как высшую истину. Ориген, один из
самых выдающихся библейских теологов всех времен, не хотел
ничего иного, как только представить и изложить смысл Писания.
Но из-за своих философских устремлений он вкладывает в слова
Писания смысл философских построений, считая что именно в этом
состоит суть Писания. Это происходит с помощью аллегорического
метода. Поэтому система Оригена явно отмечена влиянием
греческой философии, которая в его время и ранее была создана в
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.