» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








греческой философии, которая в его время и ранее была создана в

Александрии, в городе, являвшемся центром учености античного

мира, превосходившем другие города того времени. Таким

образом, основные элементы этой философии стали важной

предпосылкой александрийской теологии, в том виде, в котором она

представлена в трудах Климента и Оригена.

43


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


На вопрос о том, какая философия составила основание для

богословия Оригена, отвечают обычно, ссылаясь на неоплатонизм.

Это не совсем верно. Подлинным основателем школы неоплато-

ников был Плотин, младший современник Оригена. Школа была

создана в 244 году, следовательно, в тот период, когда александ-

рийская теология уже сформировалась. Таким образом, неопла-

тонизм скорее представляет собой явление в области философии,

параллельное александрийской богословской системе. Но учите-

лем Плотина был Аммоний Саккас, который был также учителем

Оригена. Именно через него Ориген попал под влияние развива-

ющегося неоплатонизма. Однако исследования более позднего

времени (Е. de Faye; Hal Koch, «Pronoia und Paideusis») показы-

вают, что влияние этого направления было не так велико, как

считалось ранее. На самом деле Ориген является эклектиком. Но

в философском отношении он наиболее близок платонической шко-

ле, основанной в Александрии в первые столетия от Р.Х., которая

обычно носит название «средний платонизм» («der mittlere Plato-

nismus»). Она является продолжением старой Академии, но пере-

сматривает классический платонизм, превращая его в целостное

мировоззрение, уделявшее больше внимания религиозным аспек-

там, нежели теории познания. Мир идей становится здесь не только

миром понятий, но духовным миром вообще, произошедшим из

Божества. Основные элементы этой системы появляются у алек-

сандрийских богословов и в неоплатонизме.

«Александрийская схема мира» (ср. Nygren, «Den kristna karlek-

stanken» I, 1947, 160+163; термин заимствован из Heinemann,

«Plotin» 1921) строится на старом платонизме, в частности потому,

что она исходит из противопоставления между идеей и материей,

между миром идей и чувственным миром. Это противопоставление

является основополагающим.

В рамках данной схемы Бог воспринимается как Единственный,

превознесенный над всем миром. От Бога в процессе эманации

исходит весь познаваемый мир. Первая стадия есть мышление,

«vo\>q», затем следует мировая душа, которая является низшей

стадией духовного мира. Из-за грехопадения в духовном мире че-

ловеческая душа утрачивает единство и соединяется с материей.

Цель развития событий в мире заключается в том, чтобы

разумные существа, которые в большей или меньшей степени

отпали от своего изначального состояния, вознеслись бы через

воспитание и очищение к Божеству и освободились от материи.

Таким образом,

44



цель состоит в воссоединении с Богом, «оцокоац Вею», которое

носит экстатический характер и предполагает постоянное воспита-

ние и очищение.

Эта циклическая схема, которая в измененном виде встречает-

ся уже в гностицизме, используется в александрийском платониз-

ме, создавшем основу для богословия Климента и

Оригена. В нем снова появляется та же схема с некоторыми

изменениями и с частично обновленным содержанием. В ее рамках

излагается христианское учение о спасении.

КЛИМЕНТ

В Александрии, первой христианской общине, о которой мы

знаем очень мало, в середине II столетия была создана катехети-

ческая школа — первое христианское высшее учебное заведение.

К концу II века эта школа переживала небывалый подъем и сдела-

лась основанием александрийской теологии. Первым известным

богословом в Александрийской катехетической школе был ПАН-

ТЕН, но более значительную роль сыграл его ученик КЛИМЕНТ (ок.

150—215), который, в свою очередь, был учителем Оригена. Сама

богословская система в своих основных чертах представлена уже

у Климента, но она приобрела большее значение прежде всего

благодаря тому, что была четко сформулирована Оригеном.

Основой теологии Климента была идея Божией педагогики. Для

того чтобы падший дух человека мог совершить восхождение и

воссоединиться с Божеством, требуется воспитание. Оно про-

исходит через наказание, увещевание и обучение. Такое воспи-

тание в самом деле является целью всего материального бытия.

Эта точка зрения обретает выражение в основных трудах Климен-

та: «Аоуос, яротреттксх; Jipoq E^^rivaq» — «Поабауюусх;» —

«Хтродшек;»: «Протрептик» (Увещательное слово к эллинам) —

«Педагог» (Воспитатель) — «Строматы» (Узорчатые ковры), из-

ложение отдельных элементов вероучения.

Воспитание происходит через Логос, который окончательным

образом являет Себя в христианстве. Но существует также подго-

товка к христианству. Тот же Логос, который проявился во Христе,

также в прошлые времена способствовал воспитанию людей. Для

иудеев Он проповедовал закон, а среди эллинов подобной

подготовкой к принятию Христа была философия. Таким образом,

философия у эллинов, так же как закон у иудеев, является стадией

в Божией педагогике. И философия, и закон были «де-

товодителями ко Христу» и проистекали из одного

источника,

45



Логоса, который еще до Христа был явлен людям. С этой точки

зрения, философия, как и закон, является пройденным

этапом, с тех пор, как Христос пришел со спасительным знанием,

через которое люди приводятся к вере.

При таком ходе рассуждений понимание Климентом христиан-

ства и философии отчасти становится ясным. Между ними нет ни-

какого противоречия. Философия есть выражение того же открове-

ния, которое позже встречается в христианстве в более

совершенном виде. Поэтому философия, согласно пониманию

Климента, также может служить в качестве «своего рода

подготовительной школы для тех, кто обретает веру через

доказательства».

Но философское влияние в трудах Климента проявляется преж-

де всего в том, что философия оказала воздействие на его понима-

ние «знания» как более высокой стадии, нежели вера. Таким об-

разом, Климент проводит различие между «яштк;», простой

христианской верой в авторитеты, которая придерживается внеш-

ней буквы и действует из страха наказания и надежды на вознаг-

раждение, и «ууюоц», высшим пониманием, которое не верует на

основании авторитетов, но само с внутренним убеждением по-

нимает и принимает содержание веры. «Знание» ведет к любви и к

действию, которое происходит не из страха, но из любви. Климент

явно подчеркивает, что знание есть высшая стадия, в которой вера

достигает совершенства. Лишь «гностик» является совершенным

христианином. Однако различие между верой и гнозисом не

равнозначно делению людей на гиликов и пневматиков, которое

использовали гностики. Ибо Климент не делит людей на классы

так, будто люди предопределены к тому или другому

исходу. На более высокой стадии также не дается какое-то иное

знание, кроме того, которое есть в вере. Можно сказать, что вера

содержит все, но внешняя вера не осознает содержания, а

принимает вероучение лишь на основании авторитета. «Гностик»

же напротив осознает содержание веры и принимает его внутренне.

Поэтому христианин должен стремиться идти далее, от веры к

пониманию. Понимание ведет далее к видению Бога и к любви к

ближнему. Климент желает заменить ложный гнозис гностицизма

истинным, соответствующим Писанию христианским гнозисом.

Высшее понимание, которому он учит, не противоречит вере во

внешние авторитеты. Но формирование этого христианского гно-

зиса у Климента явно отмечено печатью платоновской философии,

из которой он исходит и которую он рассматривает как под-

готовительную школу к христианству для тех, кто желает идти

далее от «нагой веры» к совершенному пониманию веры.

46



Основные идеи христианского гнозиса, сформулированные Кли-

ментом, вновь встречаются в богословской системе Оригена, по-

этому они не будут подробнее рассматриваться здесь.

ОРИГЕН

Обстоятельства жизни Оригена довольно хорошо известны, в

особенности благодаря Евсевию (Hist, eccl., VI). Ориген родился в

Александрии в 185 году в семье христиан, уже с ранних лет прояв-

лял усердие в деле христианства и еще в молодости был близок к

тому, чтобы принять мученическую смерть, как его отец. Уже в

203 году он после Климента возглавил катехетическую школу и

работал в ней на протяжении многих лет. Он пользовался неверо-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.