» » » » Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)


Авторские права

Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия (Конспект лекций)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия (Конспект лекций)"

Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.








Глава 18

Картина мира

Социокультурные детерминанты и исторически преходящий характер философской картины мира. Предметоцентризм и системоцентризм в философской картине мира. Картина мира - это мир, понятый как картина.

Системно-структурная организация картины мира

Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, исходная "клеточка" философско-теоретического освоения мира.

Картина мира как системно-структурная организации мира. Системно-структурные уровни организации неживой природы.

Системно-структурные уровни организации органической природы. Самоорганизующиеся системы. Понятие цели системы. Системы с "обратной" связью.

Системно-структурная организация общества. Формации и цивилизации как уровни ее саморазвития. Системность духовного бытия. Сознание как система. Психика как система. Бессознательное как система. Системная иерархичность бытия.

Античная картина мира

Античность: круг и круговорот как аналогия с естественно-природными циклами, как символ и относительно самостоятельная культурная шкала измерений - ее критерии и формы выражения в системе обычаев, обрядов, ритуалов. Противоположностью хаоса с его отсутствующей направленностью, случайностью, непредсказуемостью исторического, социального и индивидуального бытия в античности выступает космос как самоорганизующееся и организуемое пространство. Космос - это мировое упорядоченное целое, завершенная, замкнутая сфера, единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа - как смертные, так и бессмертные.

Средневековая картина мира

В основе средневековой картины мира лежит символ вертикали восхождение от низшего к высшему, верх и низ, земное и небесное в построении социального и индивидуального пространства амбивалентности человека. Пространственно-временной характер горизонтали: от сотворения мира к "концу мира".

Происхождение Вселенной. Время сотворено вместе с миром. Вне мира и времени есть только Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно настоящее. Видимый мир сотворен после мира невидимого. Сначала был сотворен свет, потом - некая первоматерия, постепенно принимавшая по Слову Божию и содействию Святого духа определенные формы. В Ветхом завете Святой Дух проявляется как Божественная сила и именуется Духом Божием.

Новоевропейская картина мира

Ньютонианско-лапласовская механистическая картина мира. Основные ее принципы:

- относительности Галилея (все тождественные механистические явления проистекают одинаковым образом в различных инерциальных системах отсчета);

- дальнодействия (заключается в том, что гравитационное взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью через пустое пространство без посредства чего-либо);

- материя - вещество, состоящее из неделимых частиц;

- движение - механическое перемещение в пространстве;

- пространство - пустое вместилище тел, описываемое геометрией Евклида;

- время - абсолютная категория, характеризующая длительность процессов;

- масса - мера инертности и мера тяготения;

- человек - "мыслящий тростник" как выражение беззащитности бесконечно малого (микрокосма) перед бесконечно большим (макрокосмом).

Современные космологические модели

Эволюция Вселенной - современные научные исследования подтверждают развитие событий по сценарию, описанному различными религиозными учениями.

Гипотеза возникновения Вселенной из "ничто". Модели "открытой" и "закрытой" Вселенной. Идея эволюции Вселенной, происходящей по сценарию "Большого взрыва". Современные физические теории доказывают, что для возникновения Вселенной не требуется первоначального наличия материи, являющейся основой всего сущего (с точки зрения материализма), так и некоей высшей непознаваемой иррациональной силы (составляющей основу философского идеализма).

Глава 19

Мир как система систем

Системно-структурный подход к рассмотрению мира позволил не только включить в научную картину мира идеи космической эволюции, но и выдвинуть положение о существовании двух эволюционно развивающихся миров материального и духовно-нематериального.

Духовно-нематериальный мир - важнейший элемент системно-структурной организации Вселенной. Его способность порождать материальные частицы, как и способность материального мира порождать свои образы в духовно-нематериальном мире, дают основания утверждать: материальный и духовно-нематериальный миры - две стороны Вселенной.

Взаимосвязь духовного и материального миров

В природе нет приоритета материи или духа, нет односторонней зависимости одного мира от другого, есть лишь равноправное положение двух сторон, двух частей единой сущности и единой Вселенной.

Единство двух миров Вселенной наиболее заметно проявляется в двух случаях - в области микромира и в области макромира (где наблюдается определенная концентрация "носителей"). В случае с духовным миром его воздействие на материальный мир наиболее ощутимо в сфере живой природы и достигает максимума в деятельности человека.

Материальный мир является миром господства детерминистических (однозначно определяемых) законов, в духовном мире господствуют вероятностные законы. Недетерминируемость духовного мира Вселенной сочетается с жесткой однозначностью и неизменностью прошлого. Реальность прошедшего защищена именно его неизменностью. Прошедшее - самый надежный вид бытия. Становясь прошедшими, наши возможности уже никогда не исчезнут бесследно - только нереализованные возможности уходят навсегда.

Помимо существования единых законов, общих для двух миров, можно обнаружить наличие симметрий ряда законов, проявляемых в разных мирах Вселенной (аналогии между поведением больших групп людей и поведением жидкостей и газов, волновые уравнения квантовой физики могут использоваться для описания поведения и взаимодействия индивидуумов, в духовном мире соблюдаются определенные законы сохранения). В материальном мире существует тенденция объектов и систем к сохранению формы и структуры. Форма и структура - характеристики нематериальные, однако они играют важную роль в материальном мире.

Сходство проявлений законов означает и сходство устройства двух миров Вселенной. При этом нельзя сказать, какая из этих реальностей более реальнее. Здесь речь идет не о мере, а о типах реальности: материальный мир объективен, духовно-нематериальный мир - субъективен. По словам Дж. Бруно, обе субстанции в конечном счете "сводятся к одному бытию и одному корню".

Свойства духовно-нематериального мира

Отличительным свойством духовно-нематериального мира является его нематериальность (бестелесность и невидимость). Если для объектов материального мира и их свойств, проявляемых в физическом взаимодействии, основными факторами являются их материальные характеристики (масса, скорость, момент импульса, химический состав), то для объектов духовно-нематериального мира - факторы естественно-нематериальные: структура объекта, его форма. С формой и структурой системы тесно связан и способ ее организации, который однозначно связан с информативностью системы.

Следующим важным свойством духовно-нематериального мира является независимость от физического (материального) пространства (его объекты могут находиться одновременно сразу во всех точках материального пространства, не завися при этом от расположения материальных объектов). Здесь прослеживается аналогия между духовно-нематериальным и фазовым пространством (в качестве координат фазового пространства используются не геометрические координаты, характеризующие протяженность рассматриваемого объекта в разных направлениях, а различные характеристики объекта: импульс в теоретической механике, концентрация элементов в химической физике). В фазовых пространствах возможны мгновенные перемещения объекта или системы из одной точки в другую; система, локализованная в обычном пространстве, может занимать в фазовом бесконечный объем и наоборот; более того, одна и та же физическая система может быть отображена в различных фазовых пространствах, которые могут быть вложенными друг в друга, а могут и лишь частично пересекаться, либо не пересекаться вообще.

Третье свойство - способность объектов духовно-нематериального мира мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, возможность мгновенного взаимодействия этих объектов.

Следующее свойство духовно-нематериального мира заключается в том, что реальностью его объектов является потенциальная возможность их "материализации" (переход их в материальные объекты, имеющие нематериальные характеристики - структуру, форму). Для объектов духовно-нематериального мира, связанных с деятельностью человека, это свойство наглядно: образ, рожденный человеком, при определенных условиях может быть материализован в картину, статую, музыку, формулу, предмет или даже в систему устройства общества. В присущей человеку извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"

Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Гайдадымов

Евгений Гайдадымов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"

Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.