Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Субъективная реальность - продукт деятельности человека; к ней относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, знание. Бытие субъективной реальности - это бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности. Сознание, понимаемое в качестве субъективности отраженного в нем и субъективности самого процесса отражения, обусловлено способностью человека различать образ и предмет, мыслить последний в условиях его отсутствия, а также, отделять себя от объекта, ощущать и выделять себя из окружающей среды.
Субъективность сознания выражается в усвоении человеком предметов внешнего мира и себя как индивидуальности. Субъективное, как выражение внутреннего мира человека, включает сознание лишь как некую свою разновидность или форму организации.
Физическая (биологическая, социальная) реальность - система теоретических объектов, построенных физической (биологической, социальной) теорией и наделяемых онтологическим статусом.
Проблема гиперреальности. Гиперреальность - это искусственная, вторичная, виртуальная реальность, которая опирается на человеческие предрассудки, хочет казаться более реальной, чем настоящая. Сущность реальности - быть. Сущность гиперреальности - представлять реальность, подменяя ее. Реальность производит, гиперреальность - симулирует. Она маскирует отсутствие реальности. Виртуальная реальность есть чувственно-образное бытие. Она предполагает человеческую деятельность внутри себя.
Типы виртуальных реальностей. Зеркало, сон, галлюцинация, миф, сказка, театр, литература, фотография, радио, телефон, кино, телевидение, компьютер. Причины и способы возникновения виртуальных реальностей. Конструирование виртуальной реальности - жизненная потребность человека. Положительные и отрицательные стороны погружения в виртуальную реальность.
Материальная, символическая и идеальная формы бытия
По степени предметности выделяют материальную, символическую и идеальную формы бытия.
Бытие как материя. Материя - субстрат (вещество), субстанция, объективная реальность.
Теоретико-познавательное определение материи (как философской категории для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания) делает главный акцент на возможности познания мира и позволяет выделить особый мир - субъективную реальность.
Онтологическое определение материи (в мире нет ничего, кроме движущейся материи) делает акцент на материальном единстве бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, связей, отношений, форм движения. Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. С этой стороны материя есть субстанция.
Развитие представлений о материи в истории философии - последовательно сменявшие одна другую теоретические модели: наглядно-чувственная и вещественно-субстратная (в эпоху античности), субстанциальная (в средневековье), атрибутивная (в эпоху Просвещения), реляционная (в эпоху классицизма) - философско-гносеологическая (начало XX в.). В современной философии формируется релятивистская субстанциально-аксиологическая модель объективной реальности, смысл которой определяется относительным характером процесса развития и диалектикой бытия. К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неуничтожимость, структурность, движение, пространство, время, сознание.
Философская интерпретация идеального. Идеалистическая традиция, начиная с Платона, рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, а мир материальных явлений как сферу выражения и проявления идеального. Идеальное выражает образ бытия предмета в голове человеке. Идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, а также опосредствованными формами, созданными предшествующими поколениями людей. Главное свойство идеального в том, что оно направлено на изменение не самой вещи, а образа вещи, и в этом качестве выступает как внутренняя потребность, побуждение и цель.
Проблема материального носителя идеального и ее решение. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта.
Советский философ Эвальд Васильевич Ильенков (1924 - 1979) рассматривает идеальное как овеществление мыслительных форм (идеальное как объективированная мыслительная форма - например, скульптура). Идеальное не тождественно субъективной реальности. Оно не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное, как форма человеческой деятельности, существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность есть постоянное отрицание наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение и снятие в новых формах. К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, ритуально-узаконенные схемы деятельности. Существо подхода Ильенкова: идеальное помещается в практику, включается во взаимодействие субъекта с объектом.
Советский философ Д. И. Дубровский представляет второй подход к проблеме идеального: идеальное присуще только сфере субъективного мира человека. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами и есть субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. В этом смысле идеальное непреложно объективировано. Идеальность есть сугубо личностное, психическое явление, субъективное переживание; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей.
Третий подход - уходящая своими корнями в античность традиция, родоначальником которой считается Платон. Платон онтологизирует "идеи" (нормы культуры), придает им физический статус; реальный мир - лишь бледная копия мира идей. Важным свойством идей "идеального" является совершенство; они выступают как образец, идеал, который существует сам по себе, но во всей своей полноте не реализуем в одном чувственно-воспринимаемом явлении. Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага (высшего добра). Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Только идея блага придает человеческому знанию пользу и возможность практического применения. Советский философ Михаил Александрович Лившиц (1905 - 1983) определяет идеальное как объективный предел совершенства природных и общественных процессов и предметов. Совершенные образцы существуют в природе. Это и есть идеальное как положительная ценность, которая влияет на формирование общественных вкусов. Природные образцы или идеалы в ходе человеческой исторической практики отражаются в понятиях нашего мышления. Существо подхода - идеальное целиком на стороне объекта.
Глава 16
Бытие как трансцендентальное условие мира
Бытие - трансцендентальное условие Мира как целого, условие его единства. Мир - самое неопределенно-неопределимое и в то же время всеобъемлюще-самоочевидное. Мир - объективная реальность, организующий принцип объективной реальности и закон природы.
Бытие человека и бытие мира
Мир - пространственно-временной континуум бытия. Два аспекта бытия мира. Первый аспект - включение пространства во время (временной характер пространства и его координат - ресурсы, процессы, структуры, которые отличны от времени; время присутствует как время прошлого и настоящего). Данный аспект свидетельствует о приоритете времени над пространством. Само пространство становится формой времени, а все его координаты - это модификации времени. Время вовлекает в свою орбиту все новые пространственные ресурсы, оно расширяет мир, выступает его общим знаменателем и измерителем.
Второй аспект - включение времени в пространство, пространственно ограниченный характер времени мира и его констант. Пространство очерчивает пределы существования времени мира, определяет его во всех качественных и количественных измерениях. Во втором аспекте мир - это не объект и не идея, а место существования. Мир всегда есть множественность миров.
Из двух аспектов бытия мира первый является творящим, а второй ограничивающим. Связующим центром их диалектики является человек, люди. Они существуют и в творящей форме деятельности, тождественной времени, и в границах физического и социального пространства, которые являются пространственными границами бытия мира, в том числе, и социального мира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.