Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях
М. К. Мамардашвили. Из лекций по социальной философии // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. - С. 140 - 154, 317 - 334
Каково место социальной философии в структуре философского знания? Как вы понимаете высказывание автора, что философия не только рассуждает о "собирании", но сама есть инструмент "собирания"? На каком примере иллюстрируется феномен "собирания"? В чем разница социально-философского подхода к действительности и морализаторства? Каковы природные предпосылки и метафизические основания социального?
М. Вебер. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 602 - 624, 630 - 633
Какие общие понятия вводит Вебер. Можно ли считать, что прояснение этих понятий - дело философии? Как Вебер определяет феномен социального? К какой философской традиции Вебер ближе в данном вопросе - к номинализму или реализму? Какие объективные сложности и противоречия социального познания можно выделить в результате прочтения статьи М. Вебера?
С. Л. Франк. Духовные основы общества. - Л., 1991. - С. 244 - 253
Какова главная, ключевая задача социальной философии, как ее понимает автор? Какие два взаимосвязанных обстоятельства социальная философия призвана прояснить? Есть ли польза от социальной философии? Каково отличие "соборности" от "общественности"?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
С. Л. Франк. Духовные основы общества. - Л., 1992. - С. 64 - 66
В чем видит автор бесспорную связь общественных явлений с явлениями материальными? Прослеживается ли, по мнению Франка, обратное влияние общественных явлений на материальные основы жизни общества? На каком основании автор полагает, что связь общества с материальным миром носит чисто внешний характер и не является определяющей для внутренней сути явлений общественной жизни? В чем автор видит абсолютно непреодолимый предел в понимании общества с чисто материальной точки зрения? К какому конечному выводу приходит Франк, и насколько этот вывод кажется вам обоснованным на основании всего прочитанного выше?
Н. А. Бердяев. Мое философское мировоззрение // Философские науки. 1990. - № 6. - С. 85 - 91
Почему фундаментальной проблемой социальной философии является проблема отношений между личностью и обществом? В чем диалектика личного и общественного? Какие этапы формирования этих отношений выделяет автор, какие критерии лежат в основе их выделения? Что, по мнению автора, является важнейшим условием социального переустройства общества?
К. Поппер. Логика социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 73 - 75
Какова логика общественных наук? Как складываются взаимоотношения между социальной философией и психологией? В чем особенность социального познания и его места в структуре философского знания? Почему Поппер именует свою позицию "критицистской"?
Т. В. Адорно. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992. № 10. - С. 81 - 84
В чем проявляется критицистский дух социальной философии? Насколько идеология отвечает критицистскому духу социальной философии и может служить ее идейным воплощением? В чем различие между идеологией и социальной философией? Почему только социальная критика позволяет социальной философии освободиться от субъективизма?
М. Филипсон. Феноменологическая философия и социология // Новые направления в социологической теории, - М., 1978. - С. 256 - 269
Какими двумя феноменами определяются границы объяснения в социальных науках? Какие иллюзии могут порождать социологические исследования и способы их преодоления? Какие возможности открывают социальные науки для практической деятельности?
М. Мерло-Понти. Философ и социология // Вопросы социологии. - Т. 1. М., 1992. - С. 5 - 15
Почему философия и социология длительное время находились в состоянии разъединения? Что позволяет рассчитывать, по мнению автора, на пересмотр их взаимоотношений? Существуют ли законы общественного развития?
А. Щюц. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. - М., 1994. - С. 485 - 494
В чем Щюц видит задачу общественных наук? Как он определяет "социальную реальность"? Что он считает источником ее упорядоченности? Какие первичные феномены обыденного сознания, упорядочивающие социальную реальность, выделяет Щюц? Какой упрек натурализму он высказывает? В каком смысле общественные науки являются субъективными, а в каком объективными? В какой роли выступает социальная философия у Щюца - в роли методологии социального познания или в роли социальной онтологии?
Н. В. Федоров // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 465 - 472
Каков идеал устройства человеческого общества? Идея Троицы. Основные задачи культурной и духовной деятельности человечества. Роль человечества в космической эволюции.
В. Гумбольд // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 148 - 153
Задачи философии в области познания социальных процессов? Назовите причины социальных процессов? Как проявляется объективная закономерность социальных процессов? Существуют ли законы общественного развития? Какую роль в социальных процессах играет свобода человека?
И. Кант. Идея всеобщей истории // Соч. - Т. 6. - С. 7 - 23.
Философия и обществоведение: место философии в понимании общества. Что отличает социальную систему от природной?
Ю. М. Лотман. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 353 - 363
В чем суть методологического подхода к истории? Миф об исторической необходимости. Какова дилемма исторического исследования: общее и особенное, норма и антинормальность, закономерность и случайность. В чем состоит принцип историзма в применении к общественной жизни?
В. Д. Губин. О роли деятельности в формировании моделей реальности // Вопросы философии. - 1997. - № 8
Что такое деятельность человека и в чем ее сущность? Онтологическая природа социальной реальности: деятельность человека как бытийная основа социальной реальности.
В. Е. Кемеров. Ктойность философии // Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001. - С. 34 - 39
Каков общефилософский смысл социальной философии? Что составляет предмет социальной философии, в чем проявляются его особенности в сравнении с предметом философии и науки? Каковы причины его изменения и расширения на протяжении второй половины XX в.? Социальное как неклассический объект предмета социальной философии.
Темы докладов и рефератов
1. Генезис социального у Маркса.
2. М. Мамардашвили о метафизических основаниях социального.
3. Пространственное и временное включение человека в социальность.
4. Социальное в модусе единого и многого.
5. Деятельностная модель социальной реальности.
6. Феноменологическая модель социальной реальности.
7. Общественные и негуманоидные процессы. Общественный кризис в XX веке.
Дополнительная литература по теме:
Предмет социальной философии
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10.
2. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. - 1995. - № 12.
3. Библер В. С. Что есть философия? // Вопросы философии. - 1995. - № 1.
4. Бхаскар Р. Общества // Социо-Логос - М., 1991.
5. Вебер М. Основные социологические понятия. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 495 - 545, 602 - 630.
6. Гречко П. К. К вопросу о предмете социальной философии // Вестник Моск. Ун-та. - Сер. Философия. - 1995. - № 1.
7. Категории социальной диалектики. - Мн., 1978.
8. Мамардашвили М. К. Из лекций по социальной философии // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. - М., 1996.
9. Мамардашвили М. К. Социальная физика // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. - М., 1996. - С. 140 - 154.
10. Никитин К. И. От идеологии к методологии // Вопросы философии. 1998. - № 10.
11. Рачков П. А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник Моск. ун-та. - Серия философии. - 1994. - № 1.
12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998. - С. 45 - 47, 72 - 84.
13. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. - 1995. - № 2.
14. Франк С. О задачах обобщающей социальной науки // Социологические исследования. - 1990, - № 9, - С. 39 - 40.
15. Харин Ю. А. Марксистская социальная диалектика. - Мн., 1985.
16. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. - М., 1996.
17. Чанышев А. Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник Моск. ун-та. - Серия философия. - 1995. - № 5.
Социальная философия как социальное познание
1. Альтюссер А. Просто ли быть марксистом в философии // Философские науки. - 1990. - № 1.
2. Бердяев Н. Мое философское мировоззрение. Социальная философия // Философские науки. - 1990. - № 6. - С. 85 - 91.
3. Бурдье П. От правил к стратегиям // Начала. - М., 1993.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.