» » » » Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси


Авторские права

Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси

Здесь можно скачать бесплатно "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Рейтинг:
Название:
Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Описание и краткое содержание "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать бесплатно онлайн.








Вообще, в ночь на Ивана Купалу у славян происходили многие чудеса, чертовщина, бесчинства бесов, нечистой силы и т. д. Особое место в русских поверьях занимал шабаш — искаженное еврейское название субботы — шабат. Если у евреев шабат — это праздник правоверного иудея, то у русских — это праздник нечистой силы, где она затевает всякие гадости против православных людей.

«Согласно поверьям, шабаши бывают накануне больших церковных праздников… Длятся они с наступления темноты до первых петухов. На Украине верят, что ведьмы, черти и прочая нечистая сила слетается в эти ночи в Киев, на Лысую гору… На шабаше нечистая сила предается бурному веселью, кощунственно оскверняя при этом христианские святыни. Ведьмы танцуют с чертями, пируют, дерутся, отчитываются перед Сатаной и получают от него наставления» (15, стр. 369–370).

Злой Дух Сатана, по-еврейски «сатан», по-арабски «шайтан», означает «противодействующий», в этих поверьях играет и самостоятельную роль. Есть легенды о сотворении Земли одновременно Богом и Сатаной, в одной из них Сатана называется совсем по-еврейски — Сатанаил. Посланником Бога на Земле часто выступает архангел Михаил, которому приходится самому разбираться с чертом. Многочисленны легенды о сотворении Адама вначале из теста, потом из глины, а Евы — вначале из теста, потом из розы, из ребра, и даже из оторванного у черта хвоста. А говорят еще, что Ева могла нести яйца как птица.

У Сатаны, Диавола, много лиц. Одним из них является Асмодей, что по древне-еврейски означает «искуситель». Он встречается в славянской литературе, в частности, в древнерусском мифе «Сказание о Соломоне и Китоврасе» (13, стр. 371), где «Китоврас» — Кентавр есть другое имя Асмодея. Имеются также имена Люцифер, Вельзевул, Мефистофель, Воланд, Азазель (Азазелло), Лукавый, а также прочие варианты нечистой силы: демоны, бесы и другие. Разница между ними может быть понята из следующего текста:

«Сатана, кто во лжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому» (20, стр. 228).

Но уйдем, наконец, прочь от всякой чертовщины и вернемся лучше в наши палестины.

Еще Владимир Даль в своем знаменитом словаре обозначил слово «Палестина» как иносказание слов отечество, отчизна, родина, вообще домашние места. Отсюда, кстати, и пошло выражение «В наших палестинах», то есть в наших краях, ничего общего не имеющее с пресловутой «борьбой палестинского народа за освобождение своей земли от израильско-сионистской оккупации». Известно Императорское Палестинское Общество, созданное специально для изучения святой для каждого православного земли — Палестины. Сюда же относится и выражение «Земля обетованная», где «течет молоко и мед», — та же Палестина в представлении православного человека. На Русском Севере в топонимике сохраняются названия некоторых участков земли как «Палестинка», связанные с особой урожайностью полей или, наоборот, с выгоревшими участками, напоминающими палестинские пустыни. К тому есть и соответствующие народные выражения: «богато поле, хорошо родит, как в Палестине», «деды наши там лес вырубили, а потом все выпалили, вот и зовется Палестиной» (4, стр. 241).

А вот тексты некоторых молитв, читаемых и сегодня в православной церкви.

«…Радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший. Радуйся, Исаие, на Престоле высоце и превознесенне лицем к лицу Господа зрящий; радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый» (Акафист Алексию, святителю Московскому. Св. Алексий — митрополит всея Руси с 1354 по 1378 г.г. Цит. по: 18, стр. 64).

Здесь призывы к Аврааму, Исайе и Израилю радоваться Богу. Израиль, заметим, получил здесь от Бога «благословение вечное».

«…Радуйся, шествовавый от силы в силу, дондеже явися тебе Бог богов в Сионе;… радуйся, душею востекий в Сион горний к Царю Небесному» (Акафист Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу середины XIV века, вдохновившего на битву Дмитрия Донского, а также и Андрея Рублева — на написание «Троицы Ветхозветной». Цит. по: 18, стр. 70 — 71).

А здесь уже радость по горе Сион, которая не на земле, а на небе, где и восседает «Царь Небесный», то есть Господь Бог. Это ли не есть «истинный сионизм»?…

В православном богослужении используются до сих пор и некоторые древнееврейские слова. Например:

Аминь — да будет истинно, верно. Слово завершает собой молитвы, проповеди, священные тексты, читаемые вслух.

Аллилуйя — хвалите Господа. В православии произносится три раза с добавлением слов «Слава тебе, Господи».

Армагеддон — гора у города Меггидо в Израиле. Место, где по Откровению Иоанна (Ин., 16:16) произойдет последняя битва перед наступлением конца света.

Геенна огненная — долина Енномова, простирающаяся от горы Сион до Кедронской долины в Израиле. Одно из обозначений ада.

Иордань — по названию реки Иордан в Палестине. Так называют прорубь для освящения воды в праздник Крещения Господня (6 января) в память о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем. В этот день часто устраивались смотрины: наряженные девушки выходили «к Иордани», а парни выглядывали себе невест.

Осанна — помоги (Бог) нам.

В русской литературе и в быту часто используются выражения, взятые из Библии, и порожденные некогда мудростью древнееврейского народа:

Кто не работает, тот не ест.

Всему свое время.

Время жить и время умирать.

Время бросать камни и время собирать камни.

Перековать мечи на орала.

Зарыть талант в землю.

Всё вернется на круги своя.

Хлеб насущный.

Суета сует.

Мерзость запустения.

Соломоново решение.

Манна небесная.

Вавилонское столпотворение,

и многие другие.

В качестве русских имен и фамилий продолжают сохраняться множество древнееврейских слов и выражений. Вот, например, данные исследований по Ростовской области, охватывающие период с 1612 года, когда это были земли Войска Донского (21, стр. 183–219). Из списка более чем 720 зарегистрированных русских имен имеется 71 имя с древнееврейским значением. Вот некоторые из имен и образованные на их основе фамилии (за исключением уже приведенных выше).

Авил — колос. Авиловы.

Адам — красный муж (сделанный из глины). Адамовы.

Азарий — божья помощь. Азаровы.

Аким — утверждение божье. Акимовы.

Алферий — перемена. Алферовы.

Анна — благодать. Анненковы, Аннинские.

Ананий — благодать божья. Ананьевы.

Вавила — бунтовщик. Вавиловы.

Варнава — сын утехи. Варнавские.

Варфоломей — сын пашни (Бар Толмай). Варфоломеевы.

Вениамин — сын правой руки. Веньяминовы.

Гаврила — оплот бога. Гавриловы.

Гурий — львенок. Гурьевы.

Данила — бог мой судья. Даниловы.

Елизар — которому помогает бог. Елизаровы.

Елисей — коего спасение бог. Елисеевы.

Ефрем — плодовитый. Ефремовы.

Захар — бог вспомнил. Захаровы.

Земфира — песня.

Иван — божья благодать. Ивановы. (Здесь заметим, что имеется и другое значение имени Иван, восходящее по линии: Иван — Иоанн — Иоханн — Иоханан — Йехоханаан. Последнее может быть переведено как «Яхве в Ханаане». Не тот ли самый Иван, что родства не помнит?…)

Илья — божья сила. Ильины, Ильичевы.

Исай — спасение божье. Исаевы.

Иуда — хваленный. Юдины, Юденичи.

Лазарь — божья помощь. Лазаревы.

Мария — госпожа, совершенство, горькая. Марьины.

Марфа — владычица, печальная. Марфины.

Матвей — божий дар. Матвеевы.

Михаил, Михей — кто подобен богу. Михайловы, Михеевы.

Назар — посвященный богу. Назаровы.

Наталия — утешение.

Осип — преумножение. Осиповы.

Савва — неволя.

Савелий — тяжкий труд. Савельевы.

Семен — услышанный. Семеновы.

Серафима — пламенная. Серафимовы.

Симон — слух. Симоновы.

Сысой — шестой. Сысоевы.

Тамара — смоковница — финиковая пальма. Тамарины, Тамарские.

Фаддей — похвала. Фадеевы.

Фекла — совершение. Феклистовы.

Фома — близнец. Фомины.

Это, разумеется, далеко не все имена и фамилии, встречающиеся в практике и имеющие какое либо еврейское первоначальное значение.

Более поздний справочник, «Весь Петербург» за 1910 год, содержит около 200 тысяч русских фамилий. Из них около 25 % фамилий в свое время были образованы из древнееврейских имен. Это самые обычные русские фамилии: Иванов, Михайлов, Яковлев, Семенов, Захаров, Матвеев, Ильин, Осипов, Гаврилов, Давыдов, Данилов, Савельев, Абрамов, Назаров, Наумов, Ивлев, Варфоломеев и другие.

Здесь же было бы уместно привести данные о Епископате Русской Православной Церкви по состоянию на 1 августа 1984 года (18). Среди 76 членов его Священного Синода: митрополитов, архиепископов и епископов, встречается, по меньшей мере, 17 чисто еврейских имен. Среди них, например: Мелхиседек, Иов, Иоанн, Ионафан, Варфоломей, Иаков, Гедеон, Симон, Серафим, Варнава, и другие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Книги похожие на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Глейзер

Семен Глейзер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Отзывы читателей о книге "Еврейская традиция в культуре Древней Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.