Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
Итак, Пушан покровитель не только достатка и рода, но и возрождения погребенных. Действительно, в мифологии индоиранцев он выступает также проводником потустороннего мира. Помимо прямых указаний на связь его с владыкой загробного царства Ямой, есть и другие. Пушана наделяли эпитетом "Сын Избавления", причем избавлял он от всевозможных напастей и такой "тесноты" (амхас), что можно было рукой до неба достать. Это напоминает могилу.
Образ Пушана достаточно древний. Известны его двойники: прусский Пушкайтис, грузинский Пусд, греческий Пан. Это указывает на то, что представления о Пушане распространились еще до распада индоевропейской общности, хотя научная традиция и относит его к индоиранскому пласту "Ригведы"... Инерция традиций тяготеет и над исследованием центральных героев "Ригведы" — Индры и Вишну.
Появление Индры и Вишну большинство исследователей относят к периоду переселения ариев в Индию — примерно к середине II тысячелетия до нашей эры. А поскольку Индра — главный персонаж "Ригведы", то научное определение времени его возникновения влияет на датировку и определение места сложения всего литературного памятника... Между тем существует иная точка зрения. Она выдвинута в последние десятилетия Ф. Б. Я. Кейпером и сводится к тому, что Индра возглавлял у ариев новогодний ритуал и потому возник намного раньше. В этом подвиге Индре помогал друг Вишну, и поскольку без его помощи не могло бы состояться новогоднее "сотворение мира", то Вишну тоже следует удревнить.
А что говорят "пирамиды степей"? Чью правоту они подтверждают?
Появление пары божеств, соответствующих образам Индры и Вишну, удалось проследить в довольно ранних курганах у села Старогорожено, стоящего над Ингу-лом, левобережным притоком Южного Буга. Факты, о которых пойдет дальше речь, относятся к раннему и началу позднего периода ямной культуры, примерно к XXVI—XXIV векам до нашей эры.
Согласно "Ригведе" Индра — сын Дьяуса — "Неба" и Адити. Его мать, будучи одной из древнейших среди индоиранских богов, заменила предшествующую индоевропейскую Притхиви — "Землю". Почему же многие исследователи не доверяют такой родословной? А потому, что Индре пришлось буквально завоевывать свое главенство среди прочих, особенно старших богов. Он поразил Дьяуса и разбил колесницу Ушас, унизил Сурью. В этом видят свидетельства позднего внедрения бога-воителя в ранее сложившуюся божественную иерархию, искусственное удревнение его родословной. Но не свидетельствуют ли бесчинства Индры о его особом положении среди прочих божеств? На это как раз и указывают материалы у Старогорожена.
Есть миф, повествующий о рождении Индры — "ядреного", "мужественного". В соответствующем гимне Индра еще не обрел своих героических качеств, но уже вынужден бороться за право на жизнь. Гимн построен как диалог героя с его матерью Адити и прерывается репликами сказителя, передающего в лицах историю рождения и возмужания Индры. История начинается с того, что находящийся в материнской утробе младенец отказывается появляться "испытанным старым путем, через который родились все боги". Адити его уговаривает, но он непреклонен:
Я не хочу здесь выходить. Это плохой проход.
Я выйду поперек — через бок.
Я должен совершить многие не совершенные (еще деяния).
Из последующего развертывания сюжета становится ясным, что не в сумасбродстве Индры тут дело, что Адити умышленно его "тысячу месяцев носила и много осеней". Этим мать пыталась спасти своего не рожденного еще сына от подстерегающих его недругов. И опасения ее были не напрасны: едва появившись, он сразился со змием Вьянсой ("широкоплечим") и, тяжело раненный, одержал над ним верх.
Бессмысленное нагромождение жестоких мотивов? Но вот перед нами погребение 25 кургана № 1 у Старогорожена (рис.17). Скелет младенца лежит в оппозиции к скелету женщины: не рядом, как это бывает обычно в "семейных" могилах, а головой к ее ступням, поперек ее таза. Мы уже знаем о присущей погребальному обряду идее возрождения мертвых. "Возрождение" этого малыша умышленно затруднено. И не только необычным его положением. Могила к тому же перекрыта... драконом, стелой со змеиной головой и зауженным основанием — хвостом, к которому пристроена спиралевидная вымостка из отдельных камней. И это не все: перекрытая змием могила включена в кромлех и окружена кромлехом поменьше, представляющим тело и голову второго каменного дракона. Это Вритра; мы еще с ним познакомимся в следующем героическом подвиге Индры.
Итак, наша версия, основанная на материалах погребения 25, заключается в том, что под Индрой подразумевались некоторые "выходящие" на белый свет из-под каменных плит погребенные. Воздержимся пока от развития этой версии и обратимся к последующим материалам "Ригведы" и курганов у Старогорожена.
И мать оглянулась на буйвола:
"Те боги, о сын, тебя подводят":
Тогда сказал Индра, собираясь убить Вритру:
"Друг Вишну, шагни пошире!"
К этому отрывку существуют обширные комментарии. Специалисты сходятся в том, что Индра обращается к Вишну с просьбой создать пространство для размаха дубиной. Из других гимнов известно, что Вишну ("достигающий во все стороны") творил пространство шагами... Ваджра Индры — орудие своеобразное. В позднейшие времена она представлялась золотой и тысячезубой палицей, в более ранние уподоблялась каменному топору (молоту, булаве). Однако в названии ее есть значение "семя животного" и потому специалисты считают, что первоначально ваджра представлялась органом воспроизводства быка.
Рис.17. Зарождение образов Вритры, Индры и Вишну в курганах у села Старогорожена.
Дело не столько во внешней форме палицы и т. п., сколько в ее происхождении. Первоначально ваджрой владел, очевидно, быкоподобный бог грозы, оплодотворитель земли Парджанья. Затем она стала атрибутом Рудры ("рыкающего", но также "рудого", то есть "красного", подобно обсыпанному охрой покойнику), чьи сыновья Маруты ("мертвые"; "приходящие с моря") покинули своего предводителя накануне сражения с демоном Вритрой. На Марутов-то и сетует Адити: "Те боги, о сын, тебя подводят". Не подвел лишь один друг Вишну...
Гимн-диалог Ипдры и Адити кончается накануне сражения героя с демоном, сковавшим (зимней стужей, как полагают ученые) весь мир. Остановимся и мы и обратимся к археологическим данным.
Поверх погребения 3 кургана № 3 у Старогорожена, последовавшего за погребением 25 кургана № 1 под змеевидным каменным перекрытием, было уложено три стелы различного вида. Первая с запада, со стороны загробного царства, представляла некое человекоподобное существо. Затем следовала стела в виде дубины, причем с признаками древнейшего значения ваджры. Крайнее восточное положение занимала безглавая стела... Первые две сопоставимы с образами Индры и его мифической палицы. Третья стела символизировала, по-видимому, победу над Вьянсой, которому родившийся Индра "раздробил голову смертельным оружием".
Мотив змиеборчества продолжал обыгрываться и в последующих захоронениях: одно из них сопровождалось обломком головной части стелы, другие оказались окружены кромлехами. Особенно интересно погребение 31 кургана № 1, содержавшее две серебряные спирали — змеи; его спиралевидно оформленная могила была перекрыта плитой с приложенными к ней тремя камнями. Это напоминает трехглавого змия Вишварупу (сына создателя палицы-ваджры), которого Индра также сразил в юные годы.
Наряду с сюжетами змиеборчества развивался мотив дружеского союза двух существ, сопоставимых с образами Индры и Вишну. На перекрытиях нескольких погребений они представлены двумя различными человекоподобными стелами. Особенно показательна пара над погребением 1 кургана № 3. Одна из стел предназначалась для временного вкапывания, подобно символам Индры, которые в Индии свергают через неделю после нового года. На другой стеле изображены известные атрибуты Вишну: пояс в виде змеи, на кольцах которой божество возлежит в потустороннем мире, пока Индра не призовет его к подвигу, пастушеский посох с загнутым концом (знак Вишну как странника и пастыря годового цикла) и, наконец, следы двух стоп (шагов, посредством которых божество создало пространство для размаха Индры ваджрой-дубиной, а затем для освобожденного из-под власти Вритры мироздания).
В окрестностях Велико-Александровского кургана и Высокой Могилы формирование рассмотренных образов не прослеживается. Очевидно, правы исследователи, объясняющие их происхождение появлением у одного или немногих племен. Прародиной Индры и Вишну могли быть низовья Южного Буга, где находились и курганы Старогорожена. Высокая Могила и Велико-Александровский курган располагались на периферии этой области, в междуречье Нижнего Днепра и Ингульца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.