Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
IV слой был сооружен носителями кеми-обинской культуры. Некоторое время они сосуществовали с преобладающим населением ямной культуры, которое основало Высокую Могилу и построило ее V слой, не только внешне, но и внутренне подражавший предшествующему. Отсюда можно заключить, что "ямники" участвовали в строительстве IV кеми-обинского слоя и восприняли некоторые идеи своих более развитых соседей. И не только восприняли, но и творчески переосмыслили: помимо двух новых курганов с человекоподобными насыпями и досыпками, они начали копать могилы и вытесывать стелы в виде человеческих фигур.
Потомки Адити именовались Адитьями. По ранним представлениям индоиранского пласта "Ригведы", им принадлежала основная роль в установлении и поддержании миропорядка:
Адитьи поддерживают (все) движущееся и неподвижное.
(Они) — боги, пастухи всей вселенной...
Обладающие истиной, наказывающие за проступки.
Главными стражами миропорядка считались два сына Адити — Митра и Варуна.
Митра воплощал идею договора, утверждающего связи между человеком — обществом — вселенной. Большинство исследователей объясняют его имя триединым понятием "мир": покой, вселенная, община.
Митра, (другом) называемый, объединяет людей,
Митра удерживает землю и небо.
Варуна в отличие от него символизировал жестокую необходимость следовать законам Вселенной. Имя его значит "ворчливый", "грозный", "кипящий".
Варуна прокладывает пути Солнцу.
Он (выпустил) волнующиеся потоки рек, впадающие в море...
Он создал могучие русла для (течения) дней.
Здесь грозное божество господствует над потусторонним миром, который ночью вынуждено проходить солнце, где рождаются истоки земных и небесных вод, откуда взирают ведающие календарем созвездия зодиака...
Ясно, что Варуна относился не к светлым божествам дэвам, а к мрачным демонам асурам. Однако роль его в мироздании была настолько велика, что арии причислили его к дэвам, оставив вместе с тем владыкой асуров. А чтобы обойти такое очевидное противоречие, стали считать не предводителем покоренных титанов, а их надсмотрщиком!
Митра и Варуна, выдающиеся сыновья "Непрерывного" — Адити, дополняли друг друга подобно привычным современному мировоззрению диалектическим полюсам. И это образно-интуитивно найденное представление о единстве и борьбе противоположностей было для древних мудрецов настолько существенно, что они стали объединять их в Митру — Варуну, — подобно тому, как объединялись "Небо—Земля" (Дьява—Притхиви).
Существовала еще одна важная пара Адитьев. Это были Яма и Манус — внуки праматери Адити, сыновья ее неблагополучного сына Вивасвата. Ясно, что они были смертными — тем более что родились, когда их отец не успел еще приобщиться к сонму верховных божеств.
Яма ("собиратель", "двойник", "близнец") был первым покойником и в силу такого обстоятельства стал распорядителем загробного царства. Брат его Манус ("муж", "человек") считался прачеловеком, родоначальником живущих людей. Исследователи отмечают сходство между близкими к человеческому миру Ямой — Манусом и близкими к космическому миру Варуной — Митрой...
Они сопоставимы с двумя парами человекоподобных фигур на стенках кеми-обинской гробницы 4 под лунообразным VI слоем Высокой Могилы. Можно даже предположить, которая из четырех фигур какому образу отвечает (рис.15).
Рис.15. Образы хранителей миропорядка Митры-Варуны и Мануса-Ямы в росписи гробницы № 4 из Высокой Могилы.
Не вызывает сомнений, что изображенная вниз головами пара на северной стенке — низшая, а пара вверх головами на южной — высшая. Атрибутами последней являются точки-бусы, известные специалистам как символы жизненных сил. У пары на северной стенке подобные, но иначе расположенные точки есть только на северо-восточной фигурке — это скорее всего Яма, посмертно удостоившийся обожествления. А Манус так и не удостоился, с ним сопоставимо единственное лишенное "бус" изображение в северо-западном углу гробницы. Расположенная напротив, в юго-западном углу фигурка имела 2+2 точки справа и слева от шеи, а соседняя — 3+3 точки. Последняя сопоставима с Варуной, о котором известно, что
Три неба покоятся в нем,
Три земли, находящиеся ниже, составляющие шестерки.
Сурья ("красный", "солнце"), верховное солнечное божество, примыкает к Адитьям и в некоторых гимнах даже причисляется к ним. Но это родство непрочное: будучи сыном Дьяуса — "Неба", Сурья считался также отцом или позднейшим воплощением Вивасвата и оком Митры — Варуны. В отличие от Адитьев он лишен человекоподобных признаков и сравнивается с лучистым диском, с колесом или с глазом.
Точно так выглядел сверху VIII слой Высокой Моги-лы, сооруженный над "космическим странником" (рис.28). А волшебная семиколесная повозка над погребением соответствует:
Семь кобылиц везут тебя,
Пламенноволосого, на колеснице,
О Сурья, бог, видящий далеко.
Следует остановиться на специфической связи этого образа с Варуной.
Солнце оказывается во власти стража законов Вселенной, когда проходит ночью по подземному миру. И Варуна честно прокладывает пути дневному светилу. Он даже "разбил землю, чтобы разостлать (ее) для Солнца, как жрец — шкуру (жертвенного животного)". Именно такой вид шкуры, растянутой в круге, имела могильная яма и окружавший ее уступ погребения 8 под солнцеобразной досыпкой Высокой Могилы. Такая конфигурация характерна для многих могил старосельского типа. Исходя из мифологических контактов Сурьи с Варуной, можно предположить, что могилы в виде растянутой шкуры символизировали потустороннее Солнце, тогда как VIII слой и, вероятно, округлые насыпи в иных случаях означали Солнце дневное. Образ шкуры — Солнца мог возникнуть из уподобления первой Тельцу, появлявшемуся на ночном небе между летним и зимним солнцестояниями.
Пушан ("пышный", "расцветающий") воплощал ядро, силу Солнца. Помимо этого, он имел некие "золотые челны" и собственную орбиту, состоявшую из дневной и ночной половин. Очевидно, Пушан символизировал одно из зодиакальных созвездий, скорее всего Овна, судя по тому, что его обычно уподобляли барану или козлу. Основное значение "Пышного" связывалось с продолжением рода, он считался также покровителем достатка и знатоком счастливых путей.
Пушан, близкая родня Неба и Земли,
Господин живительного напитка, щедрый,
удивительного вида,
Тот, кого боги отдали Сурье,
Сотворенный любовью, сильный, легко устремляющийся
(к цели).
Отличительным признаком Пушана стала выбитая челюсть (в ином варианте — козлиная голова на человеческом теле). Эту травму он получил в стычке старых и новых богов. Увечье привело к тому, что Пушан стал питаться кашей, которую приносят люди в качестве жертвоприношения.
Комплекс названных признаков представлен в VII— XI слоях Велико-Александровского кургана и в IX— X слоях Высокой Могилы. В первом из этих курганов слои с соответствиями образам Дьяуса — "Неба" и Притхиви — "Земли" сменяются досыпками в виде головы барана — знака Овна. Во втором случае на смену VIII слою в виде "Солнца" (Сурьи?) приходят досыпки, скрывающие погребения с впервые появившимися в Высокой Могиле костями козла или барана, а также с сосудами. Таким же образом меняется погребальный инвентарь Велико-Александровского кургана.
Признаки Пушана распространяются и во многих других "пирамидах степей" конца III тысячелетия до нашей эры. Формирование этого образа наиболее яв-ственно в курганах у села Атманай Акимовского района Запорожской области. Первичная насыпь центрального кургана № 3 представляла собой символ рожающей женской фигуры, под которой находилась площадка в виде головы Овна. Глазницы ее занимали могилы. В яме у ног женской фигуры найдены кости ног быка и коня, а также козлиный рог. В расположенном недалеко кургане обломок подобного рога сочетался с двенадцатью косточками ног, нижней челюстью и сосудом с остатками каши. Все это находилось в могиле женщины с новорожденным. А вблизи обнаружилась катакомба с захоронением козленка...
Рис.16. Зарождение образа Пушана в кургане у села Атманай.
Итак, Пушан покровитель не только достатка и рода, но и возрождения погребенных. Действительно, в мифологии индоиранцев он выступает также проводником потустороннего мира. Помимо прямых указаний на связь его с владыкой загробного царства Ямой, есть и другие. Пушана наделяли эпитетом "Сын Избавления", причем избавлял он от всевозможных напастей и такой "тесноты" (амхас), что можно было рукой до неба достать. Это напоминает могилу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.