Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Улисс (часть 3)"
Описание и краткое содержание "Улисс (часть 3)" читать бесплатно онлайн.
Велит нам призадуматься - "Гамлет", III, 1.
Выживание наиболее приспособленных - принцип эволюции, выдвинутый Дарвином.
Всеядное существо - Бог: Стивен продолжает свою тему Бога - Трупоеда (эп. 1).
Тем временем искусство... - М27: стиль Диккенса, которого Джойс не любил и смоделировал с особой, подчеркнутой узнаваемостью, трижды повторив опознавательное прозвище "Доди", указывающее на "Давида Копперфильда" (см. особ. гл. 53). Его взгляд на Диккенса выражен в небольшой итал. статье "Столетие Чарльза Диккенса" (1912, опубл. 1976). Слава Диккенса, полагает Джойс, преувеличена и вовсе не отвечает его мастерству, в котором он уступает "строгому реализму Толстого, Золя, Достоевского, Бьернсона". Его герои - не полноценные человеческие фигуры, но лишь носители "какого-либо одного выпяченного качества, физического или душевного". Но, вместе с тем, отвечая широким англ. вкусам, "Диккенс оказал на английский язык влияние, уступающее, возможно, только влиянию Шекспира".
Добрым подвигом подвизалась она - ср. I Тим 6, 12.
Лорд Бобс - Фредерик С.Робертс (1832-1914), граф Кандагарский, Преторийский и Уотерфордский, командующий войсками Англии в Англо-Бурской войне. В лекции "Ирландия, остров святых и мудрецов" Джойс подчеркивает, что Роберте - ирландского происхождения.
Хорошо, добрый и верный раб! - Мф, 25, 21.
Существуют грехи... - М28: стиль кардинала Джона Г.Ньюмена (1801-1890), который Джойс ценил чрезвычайно и называл лучшим в англ. прозе; в "Портрете" это мнение отстаивает Стивен. Здесь, однако, ему отведен лишь малый абзац, поскольку (как предполагает Эзертон) с Ньюменом у Джойса не было ровно никаких общих идей и тем.
Незнакомец все еще наблюдал... - М29: Уолтер Пейтер - значительное имя в европейской культуре предвоенной эпохи (его "Ренессанс" и "Воображаемые портреты" изданы были и в России). Стиль его не лишен капризной претенциозности, сохраненной Джойсом ("задумчивое орошение" струй, шары "чутко вздрогнули"...) и несколько перенасыщен "воздухом культуры", небрежно-тонкими реминисценциями из Гете и Высокого Возрождения. Для Джойса его имя было частью поздневикторианского эстетства, интеллектуальной моды, и он к нему относился без хулы, но с прохладой.
Майский погожий вечер... - эту сцену Блум вспоминает и в эп. 6.
Мадонна с вишнями - такие изображения Богоматери действительно имеются, одно из них принадлежит Тициану.
Пьяццетта - помимо буквального смысла, также - небольшая площадь, служащая частью ансамбля Сан-Марко в Венеции.
Все преходящее - эстетски недоговоренная, но до оскомины зацитированная строка из финального гимна "Фауста": "Все преходящее - символ, сравненье".
Отметь это на будущее... - М30, Джон Рескин. Джойс ценил его стиль и писал подражания ему еще в школе.
Бдение пастухов и ангелов... - ср. Лк 2, 8-20.
К Берку!.. - М31: Томас Карлейль (1795-1881), историк, философ и филолог, один из властителей дум XIX столетия, силу воздействия которого отмечали и Гете и Йейтс, каждый - для своего поколения. На Джойса он влияния не имел, но стиль его воспроизведен тщательно; кроме того, его части вверено провозгласить заключительную мораль, хвалу жизни и плодородию.
Руно твое увлажнилось - Суд 6, 36-38: по этому знаку Гедеон узнал, что Израиль спасется его рукою.
Дерби Далмер и Джоан - герои баллады "Счастливая старая пара" Генри С.Вудфолла (1739-1805).
Ты нашел свою Америку - возможна аллюзия на первое в англ. поэзии сравнение возлюбленной с Америкой, в 19-й элегии Джона Донна.
Молоко роты человеческой - от знаменитого выражения леди Макбет "молоко доброты человеческой"; в оригинале игра слов с тем же принципом: kin kindness.
Партула - римская богиня родов, Пертунда (от лат. pertundo - пробиваю, проламываю) - соитий и утраты девичества; сейчас надлежит нам выпить начальная строка оды I, 37 Горация.
Из хором Хорна хором... - М32: "ужасающее месиво из пиджин-инглиш, ниггер-инглиш, кокни, ирландского, слэнга Боуэри и обрывков виршеплетства" - так Джойс охарактеризовал этот финал эпизода до его окончания, в марте 1920 г. По окончании языковый веер оказался еще более широк и пестр. У Джойса еще найдутся латынь, немецкий, французский, идиш (разумеется, ломаные), шотландский и другие диалекты, спортивные и старинные жаргоны... Присутствие далеко не всех можно оправдать реальною обстановкой - язык начинает жить своей жизнью, господствуя над сюжетом и логикой (но полного господства он достигнет лишь в "Поминках по Финнегану"). Что же до перевода, то его проблема не столько в прояснении (хотя обрывки смысла и содержания в месиве надо, конечно, сохранить), сколько в затемнении, в изготовлении достаточно ужасающего русского месива. Увы, эту цель я не считаю вполне достигнутой. Мое месиво - бедней и понятней. Есть "объективные причины" - веер, видимо, просто не может быть столь же пестр, отпадают и местные диалекты, и многие жаргоны, и, скажем, такие явления, как язык офеней... Но что толку оправдываться!
Тим Гнутая Кружка - известный дублинский кабатчик XVIII века.
Глянь, пастор ползет под мухой - эту фразу Джойс, в трауре и нетрезвый, услышал как-то на улице в свой адрес.
Молодцы с Дензилл-лейн - прозвище "непобедимых".
Итак, прошли они пять парсангов - фраза из школьных уроков греческого, по "Анабасису" Ксенофонта.
Конная пехота Слеттри - название шуточной песни.
Ma mere... - начало фривольной фр. песни.
Британские блаженства - пародируя перечень из восьми духовных блаженств в Нагорной проповеди, Джойс еще в школе придумал список "британских блаженств", вариант которого - ниже в этом абзаце.
Иль взойдем на эшафот... Если за Ирландию мы родную... мы умрем - из песни "Боже, спаси Ирландию".
Остановились навсегда... - из амер. песни "Часы моего дедушки" (1876).
Ах, закрой занавески, мой милый - мюзик-холльная песня.
Венера Пандемос, "Простонародная" - богиня телесной и продажной любви.
Сару нежно обнял он - из стихотворения Р.Бернса "Не знаете, где капитан Гроз?".
Пускай от нее, что пленила меня... - из песни Т.Мура "Когда тот, кто тебя обожал".
По сэру Грэхэму - крылатое выражение, означающее вскрытие чужих писем; Джеймс Грэхэм (1792-1861) - англ. министр внутренних дел, в 1844 г. давший приказ о перлюстрации переписки Дж.Мадзини, который был в Англии в эмиграции.
Пыльный Родси - герой амер. комикса начала века, бродяга и неудачник.
Юбилейный барашек - дублинское выражение, означающее "жалкие крохи"; возникло после раздачи небольших количеств баранины дублинской бедноте по случаю юбилея королевы Виктории в 1897 г.; Еоврил - диетический бульон; Ричмонд - дублинская лечебница для душевнобольных.
Енаци - бельг. гонщик, участник гонки на кубок Гордона Беннета, предстоявшей 17 июня 1904 г., и победитель предыдущей гонки в июле 1903 г. в Дублине.
Она сказала... оторва Мэри - пародируются строки из стихотворения Данте Габриэля Россетти "Благая Дева".
Приидите, все твари винососущие, пивоналитые... Приидите, подлецы!.. явная реминисценция знаменитого монолога Мармеладова в начале "Преступления и наказания": "Выходите, пьяненькие... выходите, соромники!.. Свиньи... Приидите и вы!"
15. ЦИРЦЕЯ
Сюжетный план. После долгого ожидания читателя, после тщательно дозированного, постепенного сближения двух линий романа линии наконец сходятся. При созданном между ними напряжении, их встреча - вспышка, короткое замыкание, грозовой разряд в мире "Улисса". Событие развертывается в грандиозную сцену, в космическую фантасмагорию. Роман достиг кульминации.
Время - полночь (традиционный час кульминации событий, стоящих под знаком сил тьмы!). Проникшись к Стивену симпатией и сочувствием, Блум решил следовать за ним (в бордель за полузнакомым юношей, без его ведома и желания? и будучи не сверстником, а почти вдвое старше? и при Блумовой осторожности, когда он утром и на почту боялся зайти? - сюжетная убедительность никогда не стояла у Джойса на первом месте). В публичном доме Беллы Коэн он находит его и Линча. После беседы с девицами они вносят им плату, но вскоре за тем Стивен, пораженный видением умершей матери, ударив своею тросточкой по светильнику, выбегает на улицу; и Блум - вновь за ним. Невдалеке от заведения к Стивену привязываются двое пьяных солдат, бьют его, он падает без сознания. Появившийся Корни Келлехер улаживает конфликт с полицией, но уклоняется от дальнейшей помощи. Блум остается в ночном одиночестве над телом сонно-пьяно-обморочного Стивена.
Реальный план весьма основателен, хотя "Цирцея" - самый ирреальный из эпизодов. Как всегда, налицо прочная реальность места: дублинский квартал веселых домов известен был автору преотлично. Стивена с Блумом он направляет в его средоточие, где гнездились главные заведения, из коих два принадлежали упоминаемой Блумом миссис Мак. Миссис Коэн также имелась и содержала дом по Тайрон-стрит, 82 (у Джойса - 81 в "Цирцее", но 82 - в "Итаке"), хотя в 1904 г. была уже не у дел. Даже девицы Флорри и Китти не без конкретных прототипов. Я также упоминал, что летом 1904 г. у классика была уличная стычка, после которой ему помог пообчиститься и вернуться домой первый из Блумовых прототипов, Альфред Хантер; сходный случай был с ним и в Риме. Завершается страшная месть цюрихским обидчикам-англичанам: фамилии двух последних из них, Карр и Комптон, даны пьяным солдатам. Литературный агент Джойса, Дж.Б.Пинкер (любезно предоставленный ему Уэллсом), также появляется в эпизоде, с заменою лишь патрона: он служит здесь Филипу Бьюфою. Взято из жизни множество событий, историй, реплик, вплетенных в действие; некоторые будут еще отмечены в своем месте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Улисс (часть 3)"
Книги похожие на "Улисс (часть 3)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)"
Отзывы читателей о книге "Улисс (часть 3)", комментарии и мнения людей о произведении.