Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Улисс (часть 3)"
Описание и краткое содержание "Улисс (часть 3)" читать бесплатно онлайн.
"Новости Падди Келли" - юмористический еженедельник в Дублине в 1832-1834 гг.; "Приключения Пью" - первая еженедельная газета в Дублине, основанная в 1700 г.; "Скиберинский орел" - местная газета в Скиберине, графство Корк, ставшая синонимом захолустного листка с важным тоном, после публикации, извещавшей российского императора, что "Скиберинский орел" "зорко следит" за ним.
Доктор Дьюкас, Чарльз (1713-1771) - ирл. врач и патриотический журналист, печатавшийся во "Фримене".
Джон Филпот Каррэн (1750-1817) - ирл. адвокат и зажигательный оратор-националист.
Чарльз Кендал Буш (1767-1843) - ирл. юрист, политик, соратник Граттана.
И мне в ушную полость влил настой - "Гамлет" I, 5 - другое братоубийство, всплывающее у Стивена при упоминании дела Чайлдса.
Другую историю... - историю об измене королевы с Клавдием; зверь с двумя спинами - слова Яго ("Отелло", 1, 1).
Моисеев закон - см. Исх. 21, 23-25.
Статуя Моисея работы Микеланджело выполнена им для надгробия папы Юлия II и находится не в Ватикане, а в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Позднее я часто думал... - в уме Стивена ситуация вызывает стилизацию: как бы это описал Диккенс? хотя образец четко не выражен и, по некоторым мнениям, это скорей Генри Джеймс.
Профессор Уильям Мэйдженнис - один из университетских профессоров Джойса, рано оценивший его.
Толпе герметистов... - имеются в виду члены мистико-теософского кружка, носившего название "Герметического общества". Туда, в частности, входили молодые дублинские поэты, под влиянием верховного листа А.Э. увлекавшиеся герметизмом и теософией. А.Э. (от "aeon" - зон, вечность) - псевдоним Джорджа У.Рассела (1867-1935), одной из центральных фигур ирл. культуры конца XIX - начала XX в., мистика-теософа, литератора, экономиста, издателя (в частности, издателя аграрной газеты "Айриш Хомстед" "Ирландская усадьба"). Джойс был с ним коротко знаком и сделал его, без изменения имени, одним из персонажей "Сциллы и Харибды". Опаловое безмолвие - типичная символистская словесность А.Э. и его кружка. Блаватская Елена Петровна (1831-1891) - комментарии излишни.
Интервью... одному янки - реальный факт, как и ночной визит Джойса к Расселу (в начале августа 1902 г.).
Джон Ф.Тейлор (ок.1850-1902) - ирл. юрист и журналист, блестящий и ценимый Джойсом оратор. Приводимые отрывки из речи, которую он произнес 24 октября 1901 г., взяты Джойсом из газетного пересказа и значительно им улучшены.
Джералд Фицгиббон (1837-1909) - ирл. юрист, сторонник проангл. политики.
Тимоти Хили (1855-1931) - ирл. политик, один из соратников Парнелла, ставших его противниками в пору скандала с Китти О'Шей. В семье Джойсов его считали подлым предателем, и восьмилетний Джеймс написал против него гневный стих "И ты, Хили!".
Чаша гнева - выражение из Откр 16, 1; горделивое презрение - "Гамлет", III, 1.
Пусть дым от алтарей... - "Цимбелин", V, 5.
Только доброе может... стать хуже - точная цитата: Блаж. Августин. Исповедь, VII, 12, более пространно это же место Августина цитируется в "Герое Стивене".
Ребенок - мужчина - изваяние - эта и следующая фразы - путь Моисея от потайного рождения (Исх 2, 1-9) до "каменнорогой" статуи Микеланджело. В лат. Библии (Вульгате) стих Исх 34, 29 (Когда сходил Моисей с горы Синая, лице его стало сиять лучами) был неверно переведен как "лицо его стало с рогами", что породило традицию рогатых изображений Моисея.
Вывел избранный народ из дома рабства - здесь и далее о деяниях Моисея, см. Книгу Исход.
Умер, не ступив. - Втор 34, 1-5.
Людские скопища... - параллель Моисея с Дэниэлом О'Коннеллом в сознании Стивена. Тара (королевская столица древней Ирландии) и Моллахмаст - места самых грандиозных митингов О'Коннелла, 15 августа и 1 октября 1843 г. (15 августа - до миллиона участников). Акаша-хроника (от санскр. "небо" или "эфир") - в теософской мифологии, существующее "в астральном плане" универсальное хранилище всего бывшего и будущего в мировой истории, включая мысли и чувства; видения и сообщения оккультистов часто "объясняются" проникновением в эту хронику.
Рази, Макдуф! - "Макбет", V, 8.
Fuit Ilium - Энеида II, 325, Бурная Троя - выражение из поэмы А.Теннисона "Улисс" (1842). Царства мира сего - ср. Ин 18, 36.
Добрый дряхлый Дублин - название книги ирл. писательницы леди Сидни Морган (1780-1859) и популярное в Ирландии выражение.
Две дублинские весталки - героини "притчи" Стивена - "бабы", которых он видит на берегу в начале "Протея", реальные дублинские мещанки. Стивен соблюдает ту же верность жизни, что и Джойс.
Мудрые девы - Мф 25, 2.
Пассионисты - члены проповеднического ордена Св.Креста и Страстей Господних.
Поцеловать мою благородную... - коронное изречение дублинца Джона Уайза Пауэра, вошедшего в "Улисс" в образах Джека Пауэра (эп. 6) и Джона Уайза Нолана (эп. 12).
Адмирал Нельсон стал одноруким в 1797 г. в битве при Тенерифе и прелюбодеем в 1798 г. в романе с леди Гамильтон.
Антисфен (ок.450 - ок.360 до н.э.) - предшественник кинической философии, ученик Сократа и противник Платона, индивидуалист в морали (чем близок Джойсу и Стивену); его сочинение "О Елене и Пенелопе" известно лишь по названию. Горгий (ок.480 - ок.380) - один из старших софистов.
Пенелопа Рич (ок.1562-1607) - муза творчества и героиня сонетов англ. поэта сэра Филипа Сидни (1548-1586). См. также эп. 9.
С горы Фасги увидел землю обетованную Моисей перед своей кончиной (Втор 3, 27).
8. ЛЕСТРИГОНЫ
Сюжетный план тощает с приближением к поздней, бессюжетной части романа. 1 час дня. Блум, покинув редакцию, не имеет особых дел и движется "небыстрыми шагами" по Дублину, постепенно чувствуя голод; он встречает старую знакомую, за которой ухаживал когда-то, узнает от нее о тяжелых затянувшихся родах еще у одной, уже не столь близкой, знакомой; затем закусывает в трактире.
Реальный план. "Лестригоны" - не событийный эпизод, и в части событий, фактов и лиц его реальный фон небогат. Но это - городской, уличный эпизод, и очень ощутимый реальный фон здесь составляет сам Дублин; своей техникой гиперлокализации Джойс создает у читателя эффект присутствия на реальных улицах, в реальных местах города. Трактир Дэви Берна по сей день служит туристской достопримечательностью. Что же до прототипов, то, кроме упоминавшихся, целиком списан с натуры городской сумасшедший фаррелл с массой имен, имевший еще прозвище Эндимион, то бишь лунатик. Джози Пауэлл - одна из дам в дублинском семействе Пауэллов, глава которого - прототип отца Молли. Том Рочфорд в самом деле, хотя и не столь геройски, как в эп. 10 и 15, участвовал в спасении человека из дублинской канализации. Как обычно, сохраняет свое имя и положение и большинство бегло мелькающих городских лиц.
Гомеров план. Редким образом роман точно следует за поэмой: в край лестригонов Одиссей попадает сразу после отплытия из Эолии (Песнь X, 80-132). Тем не менее Гомерова связь эпизода весьма условна и держится на самой искусственной логике. Гомеровы лестригоны - каннибалы, несущие смертельную опасность для Улисса и представляющие собой нечто близкое к циклопам: древние "хтонические" силы, чуждые разуму, мрачные и свирепые. Таких мотивов у Джойса нет, а доминируют у него темы голода, пищи, насыщения, которых нет у Гомера. Неудивительно, что указываемые им в схемах конкретные соответствия как-то мало серьезны: Антифат - голод, дочь Антифата - пища, лестригоны - зубы. Этак можно ассоциировать что угодно с чем угодно. Естественней сопоставить бегство Улисса от каннибалов с бегством Блума из Бертона.
Тематический план. Мы - в стихии телесности; Леопольд Блум раскрывается здесь как физическое существо не менее, чем душевное и духовное. Доминируют мотивы телесных потребностей, нужды в еде, и в любви - как союзе тел. Притом любовная потребность находит волнами, это второй, поддерживающий мотив; но голод, пища - постоянный и главный. Он нагнетается до грани нарочитости, пережима: бесконечные вариации на тему еды вот-вот начнут казаться придуманными. Но в эпизоде есть еще один лейтмотив, уже не физический, а лирический и данный с большой эмоциональной силой: это - мотив потока жизни, подхватываемый из окончания "Лотофагов"; невозвратимый поток смены поколений, смены увлечений, переживаний, возрастов...
Потоку жизни отвечает поток сознания. Эта техника здесь делает существенный шаг. В романе был уже поток сознания Стивена в "Протее", Блума в "Лотофагах", "Аиде"; но только сейчас он оформляется в окончательном зрелом виде: большими и цельными массивами, без вкраплений другой речи, с устранением всеведущей авторской фигуры. Достигает виртуозности особое искусство Джойса, ключевое для техники потока сознания: искусство перехода из внешнего мира во внутренний и обратно. Важную роль играет миметическое письмо: как сказал сам Джойс, "в "Лестригонах" доминирует желудок, и ритм эпизода - ритм перистальтического движения". Это не так эксцентрично, как кажется: перистальтика волноподобные ритмы, сжимающие, охватывающие содержимое (пищу в брюхе, тему в прозе) и постепенно проталкивающие, продвигающие его дальше. В порядке нетрудного упражнения читатель может сам найти их примеры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Улисс (часть 3)"
Книги похожие на "Улисс (часть 3)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)"
Отзывы читателей о книге "Улисс (часть 3)", комментарии и мнения людей о произведении.