Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Шомин доложил о мероприятиях, направленных на устранение недостатков, выявленных при испытании 15 КН за 6000 км, всего 59 пунктов, 42 пункта из них уже согласованы с военной приемкой. Рябов сообщил, что 01.06.1972 начнет работу комиссия по утверждению ЧТД танка Т-64А. Борисов и Голинец рассмотрели работу двигателя в период испытаний 15 КН и поступившие замечания.
10.12.71.
Продолжение совещания «О модернизации в воинских частях изделий выпуска 1970 ... 1971 г.». Решили:
Начать модернизацию с Чугуевской дивизии на 10 машинах.
Составить перечень мероприятий по времени.
На модернизацию одной машины выделить трое суток. Соич против, Петриченко требует неделю.
Директор настаивает на большом объеме модернизации по изделию.
Участники 15 КН Супрун, Слюсаренко, Чернов, Хазан, Тягун, Колесников, Бутенко, Забелин, Ермолов, Бойко, Ермолаев, Прокопович, Паляничкин, Панкова, Скоромный, Шевченко, Лещ, Семенова награждены фотоаппаратами «Зенит».
Глава 19. «Тема 101» – перспектива советского танкостроения
18.11.71.
Москва. МОП. Совещание у Шкурко Е.П. «Рассмотрение проектов перспективных танков 80– х годов». Ленинградский Кировский завод представил объект «225». Докладчик Попов Н.С. Компоновка машины классическая, экипаж 3 человека, пушка калибр 130 мм, двигатель ГТД мощностью 1200 л.с., боекомплект 50 штук, из них 36 в МЗ. Вес танка 42 … 43 тонны, удельная мощность 23.5 л.с./т, запас хода по шоссе 600 км, по бездорожью – более 200 км. Возимый запас топлива 2 тонны. Титан используется в балансирах, пальцах гусениц, боковой броне корпуса.
Калачников Ю.Н., Главный конструктор КБ пермского завода сделал доклад по пушке калибром 130 мм.
Гудзенко доложил по оптике, используемой в объекте «225».
Челябинский тракторный завод в качестве перспективной машины предъявил проект изделие «780». Докладчик Онищенко. Вес танка 40 тонн, боекомплект 49 снарядов, в МЗ – 17 штук.
(Комментарии А.М.) Харькову «Тема 101» не поручалась. Лично я не разделяю мнений по схеме, компоновке и заложенным характеристикам. Забот хватит лет на 10. «Припек» очень мал. Машина будет очень дорогая. Не вижу ее перспективы. МЗ «вчерне» – наш, харьковский, заложенные ТТТ занижены и уступают натовским.
В прениях выступали: Венедиктов, Морозов, Моров, Ларин (отстаивает титановую броню).
Кучеренко меня поддержал по весу, резине, простой ходовой части.
Радус-Зенькович вариант ЧТЗ сразу отверг, его доводы были убедительными. Вариант ЛКЗ представляет интерес, но требует оценки по стоимости при массовом производстве.
(Комментарии А.М.) Нам необходимо рассмотреть вопрос доработки, модернизации изд. «434», в нем еще не все исчерпано. При разработке харьковского перспективного танка Т-65, наши собственные требования к машине должны быть выше, чем выдвигаемые Заказчиком.
Из выступления Шкурко следует, что в конце ноября будет проведен разбор представленных проектов.
17.01.72.
Совещание у директора Соича. Тема: «Изготовление изделия «9АМ». Присутствовали: Зеест, Бабкин, Браткевич, мотористы, руководство КБ-60. Рассматривали следующие вопросы:
1. Опять возникают дефекты по котлу-подогревателю.
2. Необходим дополнительный запас горючего.
3. Установка системы «Брод».
4. Дополнительное размещение еще трех снарядов.
5. Обеспечить переход механика-водителя в боевое отделение.
6. Разработка электромашинного привода поворота башни.
7. Установка ящиков ЗИП на башню.
8. Разработка механического подъёмника.
9. Установка систем «Утес» и «Бульдозер».
10. Изготовление гидроамортизатора с резиной «1316».
11. Установка Омской гусеницы.
Проверенные и доведенные узлы и системы изд. «9АМ» будут включены в наш НСТ.
20.01.72.
Из Москвы приехал А.В. Радус-Зенькович. В ГБТУ рассматривались материалы по танку «9АМ». Военные отметили его недостатки и высказали следующие замечания:
Малая обзорность из командирской башни.
Плохой доступ к боекомплекту на перегородке.
Не верят заявленному весу на изделие «9АМ».
Алексей Викторович поделился последними новостями: у Проскурякова (ВНИИ-100) разработаны и испытаны алюминиевые радиаторы. Пугачев (НИИД) получил хорошие характеристики по радиатору с волнистыми пластинами. Он посоветовал усилить днище корпуса, за счет использования ребер жесткости, и улучшить работу воздухоочистителя путем введения в конструкцию бумажного фильтра и изоляции воздухоочистителя от МТО.
27.01.72.
Сегодня состоялось заседание НТС МОП по «Теме 101». Присутствовали: Исаков, Сержантов, Егоров, Петров, Яворский, Непобедимый, Кучеренко, Ефимов, Маресев, Кузьмин, Дмитриев.
Шкурко знает о нашем проекте НСТ. На его разработку задания никто не давал, договора не заключал. Это наша инициативная работа. Она должна показать все наши сегодняшние возможности.
Яворский выступил против свободного размещения боекомплекта на изделиях «172М» и «225». Это недопустимо и опасно.
Дмитриев:
– Должна быть обеспечена защита машин от вертолетов с воздуха. Зенитный пулемет «Утес» не решает эту задачу. Второй, по важности, задачей является защита танков от мин. Эти вопросы должны быть решены в перспективной машине.
(Комментарии А.М.) В объекте «225» отрыва нет, его технический уровень соответствует нашему модернизированному изд. «434», защита и вооружение слабые. Наша перспективная машина по всем элементам и параметрам должна быть невиданной и непревзойденной.
Зверева интересует вопрос обеспечения защиты танка от мин? Какова эффективность усиления крыши МТО?
Сержантов предложил усилить крышу методом «Веера».
Зверев:
– В начале марта, совместно с ГБТУ, будут рассмотрены все проекты перспективного танка. Нам надо иметь значительный перевес и преимущества перед «Кайлером» и вообще заграницей. Пока этого нет. Виноваты конструкторы т.к. они ведут себя не инициативно. Все работают не сообща, врозь. Друг другу не помогают. Вы, специалисты, несете ответственность за изделие. Пушка должна быть легче и сделана из хорошего металла. Какой должен быть калибр? Этот вопрос требует своего решения. Сейчас становится очевидным необходимость повышения точности стрельбы. Главная задача в повышении огневой мощи. Титан применяется робко. Надо искать пути снижения веса танка по граммам. Все конструкторы и технологи должны работать по снижению веса машины, сохраняя в ней резервы прочности, жесткости и пр. Конструктора, в представленных проектах, не показали новых технических решений. Положение очень серьезное. Поэтому предлагаю всем танковым КБ активно вести работы над перспективой, не ожидая решений МО и МОП.
02.02.72.
Совещание у Соича. Присутствовали: Шкурко, Дмитриев, Кузьмин, Подрезов, Сидоренко, Радус-Зенькович, Пугачев, Маресев, Макаренко, Волгушев, представители отделов 5, 51 и 60.
Замечания и предложения:
1. При заправке танка маслом и топливом, заливается воздухоочиститель, что резко ухудшает степень очистки воздуха.
2. Пробка на выхлопе котла-подогревателя должна быть на цепочке?!
3. На заводе, на основе наших разработок, необходимо оборудовать образцовый учебный класс (т. Шкурко это мероприятие одобрил).
4. Морозов доложил о начале работ по изд. «9АМ», которые включают:
– повышение обзорности у командира;
– отсоединение коробки передач при запуске двигателя;
– обеспечение холодного запуска;
– реализация кратковременного форсажа двигателя;
– повышение коэффициента приспособляемости двигателя;
– применение радиатора с волнистыми пластинами по предложению НИИД Пугачева Л.И.;
– проработку конструкции муфты прогрессивной передачи от «Пускача» к двигателю.
Волгушев сомневается в необходимости «Пускача» и недопустимости отмены 2-х аккумуляторов. Это уже проверялось ранее и не подтвердилось.
По докладу Голинца, двигатель, мощностью 850 л.с., еще имеет много недоработок, но уже отработал на стенде 300 моточасов. Он обещает собрать двигатели для заводских испытаний и ходового макета без снижения полученного ресурса.
03.02.72.
Харьков. ХКБМ. Время: 9–00. Продолжение вчерашнего совещания о «Состоянии работ по изделию «9АМ».
13.02.72.
Проскуряков обещает дать результаты испытаний двигателя 5ТДФ, форсированного до 750 л.с., в объектовых условиях танка Т-64А с учетом влияния системы охлаждения и воздухоочистителя.
В марте Голинец заканчивает стендовые испытания двух двигателей «Шатун», мощностью 750 л. с. Надо испытывать их пробегом на 300 моточасов и завершить все к началу апреля. Повышение мощности двигателя на 50 л.с. требует повышения эффективности систем охлаждения и воздухоочистки. Мы не получили легкой победы с танком «9АМ». Машину надо глубже изучать и дорабатывать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.