Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Глава 12. Назначение О.В. Соича на должность директора «Завода имени Малышева»
10.11.65.
Справка Министру МОП по изделию «434»:
1. Совместным решением ГКОТ и МО от 11 августа 1962 задано создание 125 мм пушки, стабилизатора прицела и боеприпасов раздельного заряжания для изд. «432» с предъявлением на полигонно-войсковые испытания во 2 квартале 1964 г.
2. Технический проект боевого отделения и деревянный макет утверждены МОП 10.05.64. и УНТВ 17.05.64.
3. Решение ВПК от 12.08.64. обязало завод изготовить и представить на полигонно-войсковые испытания 2 изделия с ТПД (февраль 1965) и 1 изд. с РД (сентябрь 1965).
4. Завод изготовил 2 изделия на штатных корпусах и башнях для заводских испытаний комплекса вооружения и боеприпасов. Изделие №1 27.07.1965 передали на Ржевку, было произведено 540 выстрелов
5. Заводской образец «434» прошел 1198 км, произведено 2025 циклов заряжания и 22 выстрела. Задержки составляют 2,6%.
Текущее состояние работ по изд. «434»: от ЖЗТМ получено два комплекта корпусов (11.07 и 11.10.65) и одна башня под РД (04.10.65.). Опоздание составляет 1 месяц.
16.11.65.
Коллегия МОП на заводе №75. «Рассмотрение вопросов доводки и производства двигателей».
Зверев:
– «Больное» место остается «больным». Работа проделана большая. Все повзрослели, но нельзя успокаиваться. Положение остается тяжелейшее. Программу производства в 1965 сорвем, но главное решить вопрос качества двигателей. КБ Голинца дело ведет расплывчато, нет жесткой и стройной линии и воли. Главный конструктор должен быть грамотным и волевым. Надо смотреть не с позиции деляг. Руководство завода должно помогать КБ. Надо энергично поставить дело и закончить испытания двигателей до 06.12.65. и получить отчет. Наметить план дальнейших работ по улучшению узлов двигателя, провести усиление КБ Голинца. Необходимо создать научную структуру с лабораториями и стендами по узлам, иначе ничего у вас не получится. Надо предупредить т. Голинца и т. Толстова о доработке двигателя до ресурса 300 часов к 1 января 1966. Старовойтов опять сказал не то, что надо. Незрелое выступление директора ВНИИ-100, не дал ни решений, ни рекомендаций. Ответственность за эксплуатацию танков в войсках лежит на заводе и Главном конструкторе Морозове. В технологии порядка пока нет. Все уникальное, но не дает «урожая». Институты ослабили помощь заводу. Уровень технологии в 1 квартале 1966 года необходимо довести до проектной. Трудоемкость должна быть снижена, иначе армия машин не получит. Надо организовать учебу людей, посмотреть организацию сборочных участков и испытательных станций. Надо проработать динамику выпуска танков в следующем году.
17.11.65.
Продолжение Коллегии МОП.
Руденко Я.К.:
– Надо побороть медлительность и инертность. Это сквозит на заводе. «Завод имени Малышева» не интересуется работами ЖЗТМ. Беспокойства и ответственности за дело нет. Никуда никто не ездит. Надо больше предъявлять требований к науке. НИИ работают только в аварийном режиме. Морозов и Голинец не дают заданий впрок. Ивченко в Запорожье добился ресурс 8000 часов! Наука должна требовать от Главных конструкторов пищи для исследований. На заводе нет системы внедрения изменений. Моторное производство на голову выше танкового, а культуры производства нет. Инструментальное хозяйство на низком уровне. В 1000 корпусе все ходят вяло, нет мобильности в людях. «Помощники» приезжают на завод, как на экскурсию. Надо заниматься делом.
Моргулис:
– Комплексного стенда для проверки МЗ на заводе нет. Отсутствует на заводе и комплексная проверка «Сирени».
Зверев:
– Под особую ответственность директора и Главного конструктора в срок до 10.12.65. подготовить 2 образца танка «432» для полигонно-войсковых испытаний. К 1 января 1966 иметь решение по испытаниям. Институту ВНИИ-100 и Морозову решить вопрос защиты рессоры двигателя, проанализировав характер ее поломки в войсках. Директору и мне – обеспечить эксплуатацию танка в войсках. В отдел 5 ввести представителей КМЗ, п/я 7 и конструкторов от этих заводов. ВПТИ-12 поручить сделать стенды для проведения типовых испытаний. Дать мне заключение по системам вооружения. Усилить цех 190 оборудованием и людьми. ЦК КПСС рассматривает танки как второй вопрос после ракет. Все работы вести в сжатые сроки. ВНИИ-100 должно построить свою работу на опережение Главного конструктора Морозова.
17.11.65.
Коллегия МОП. Время: 19–00. Морозов осветил текущее состояние работ.
Демченко:
– Первая башня будет сдана 22.11., вторая – в конце декабря, т.к. прибыла без пушки.
Бабкин, начальник цеха 190:
– Монтаж башни в цехе 190 будет сделан за 36 дней.
Зверев:
– Объявить Коропову и Филимонову строгий выговор со строгим предупреждением. За дальнейший срыв работ разгоним всех. Царит какая-то распущенность. В 12 ГУ МОП «загнивание», нет страсти к работе. Я предупреждаю Бабкина и Демченко о необходимости скорейшего окончания работ. Это я беру под свой контроль. На изд. «434» ставить узлы и системы только после экспериментальной проверки. На полигоне Ржевка провести испытания систем вооружения. Председателем комиссии назначить Рыжкова Геннадия Ивановича, ВНИИ-100.
Антонов:
– Одна машина «434» стоит двух «432».
Радус-Зенькович:
– «434» делается минимум лет на 10. Это перспективная машина равноценная тяжелыми танками.
Бахирев:
– Пушка Д-81 целесообразна. Причиной задержки работ по «434» я вижу в необходимости доводки «432». Повышать ТТТ означает делать новую машину. Это отдельный разговор.
Зверев:
– Антонову и Медведеву составить график по отработке систем вооружения изд. «434». Старовойтову и Морозову в ноябре, до 1 декабря дать оценку требований Полубоярова, чтобы сделать танк наилучшим. Прошу отнестись к этой работе с душой и желанием. Эта наша гордость и в пику американцам вложим в нее все самое лучшее, все что на сегодня имеем, весь ум и знания. Задача для МОП №1 – доработать «432» и создать «434».
18.11.65.
Совещание у Министра. Время: 20–00. Заключение Министра:
1. Дело остается в опасном состоянии по сдаче «432». Его доводка не закончена. Должны быть приняты все меры по доводке двигателя. Главное – двигатель по образцу серии «41». Заключение получить в декабре. К 12.10.65. сдать два образца для Полубоярова. Это двигатель серии «13» с заменой на «41».
2. Для образца «41» присвоить серию №1. Константинов эту систему поддерживает. Объем серии – 50 штук.
3. В танке тоже надо вести изменения по сериям. Количество машин в серии установим отдельно. Константинов предлагает сделать это после принятия его на вооружение.
4. Все остальные изменения проводить с утверждением в МОП и МО. Кучеренко должен согласовать этот вопрос с МО.
5. Производственная программа завода на 1966 г. – 750 двигателей с выходом на 100 шт. в месяц.
6. Доводка «432» будет решена Министром. Изготовление «434» будет вестись по сетевому графику. В составлении сетевого графика поможет Новиков из Харьковского обкома КПУ.
7. Контроль за этими решениями Министра, за Главным конструктором, директором завода, 12 ГУ МОП осуществляют МО и Крицын.
8. Завод по многим делам подтянулся, в цехах и в КБ стало лучше. Производит благоприятное впечатление, но на заводе нет строгости, дисциплина конструктора слабо контролируется. Это же относится и к заводу, он не соответствует требованиям оборонного предприятия. Надо повысить оперативность исполнения во всех звеньях управления.
9. Надо подумать о заместителях для Главного конструктора. Почему по всем вопросам гоняют только Морозова? У Королева 20 заместителей, у Янгеля – 11 человек. Танковые Главные конструкторы остались в «загоне». Надо исключить «холодных» руководителей. Нужно резко улучшить жилищные условия. Лычагину и Роденко подготовить предложения человек на 20–25.
10. Начальник производства на заводе – статист и не руководит производством. Надо сделать из начальника производством третью фигуру на заводе. Коропов «спит» и не соответствует своему назначению.
11. Узким местом на заводе является командование и распорядительные функции. Штаб руководства заводом плохой. Надо организовать на заводе оргбюро. Заводу нужен прыжок в организации работы и управления. Надо, чтобы у вас учились другие. Вы – первый завод в МОП и в своем городе.
12. Технология, инструментальное хозяйство и литейное производство – это дело Главного инженера и он им плохо занимается. Может ли Исаев потянуть эту работу?
13. На заводе надо организовать выпуск гражданской продукции (ширпотреба).
14. Коропов получит наказание за срыв сроков изготовления «434». Почему партком стоит в стороне от этого дела?
15. Цех 190 – это «мертвый» цех. Вялость, никто не знает своих задач. Это не опытный цех. Нет борьбы, соревнования, борьбы за снижение сроков, нет организаторской работы, нет тревоги за дело. Процветает медлительность исполнения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.