Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
После всего этого нам ожидать больше нечего. Ожидать будут от нас результатов нашего понимания и желания решительно поправить дело. 13 августа состоится Коллегия МОП.
Что же нам надо делать? Как я уже говорил, тут нет, какого-то единого средства или способа, применив который сразу всё пойдёт хорошо. Требуется просто хорошая работа всего коллектива и непримиримость к плохой работе соседа.
Не должно быть в нашем понимании: «нельзя», «если», «невозможно» и других причин. Мы с Вами призваны решать эти «нельзя».
Давайте избавляться от всего того, что ещё плохо в нашей работе, что тянет нас назад или заставляет топтаться на месте.
Посмотрите на себя и вокруг себя, и Вы сами увидите, как плохо мы ещё работаем, как зря мы тратим время, деньги и материалы, как проявляем безразличие и беспечность ко всему плохому.
Как грязно делается вся наша «продукция»: белки, кальки, деловые бумаги и прочее. Из рук вон плохо поставлены: учёт, анализ, статистика, контроль исполнения, информация, связь с цехами и контакт между отдельными КБ. Очень слабо проявляется инициатива, настойчивость, стремление, к новому, лучшему, нетерпимость к недостаткам.
У многих это переросло к чиновничьему отношению к своим обязанностям и даже к «ничегонеделанью». Всё это пагубно влияет на молодёжь, которая сплошь и рядом копирует эти пороки старших. Надо привить нетерпимость к этим недостаткам в среде всего нашего коллектива.
Смотрите на наших передовиков, с которых надо брать пример отношения к своим обязанностям и образцам их работы. «Запевалами» в этом большом деле, в первую очередь, должны стать большие и малые наши руководители, члены партии и передовики нашего КБ. Где наши «Ударники коммунистического труда»? Нечего греха таить: мы их не видим, но что хуже – не замечаем мы и настоящих передовых людей.
Надо решительно бороться за передовое КБ, а не создавать КБ как место для обмена новостями, приобретения продуктов, курения и время препровождения перед настоящей жизнью дома.
Надо изживать из КБ ненужный «балласт» и в этом должна помочь нам общественность по перевоспитанию, при необходимости – применить решительные «хирургические меры».
Наше несчастье, что мы пока по этому вопросу ещё очень много говорим и мало делаем. Теперь все на заводе и вокруг него заговорили и нам надо на это уже отвечать делом.
Наша цель, чтобы не мы учились у людей, а к нам ездили учиться у нас. Вот тогда мы действительно будем передовым КБ в МОП, а пока Министр посылает меня поучиться к другим. Скажу Вам по секрету, что я видел наряду с хорошей постановкой не мало, как говорится, «показухи».
У нас всё есть для этого, чтобы показать себя без «показухи», и я уверен, что мы найдём у себя силы и способности давать свою продукцию на уровне выше мировых стандартов.
Глава 11. Организация производства танка «432»
22.09.65.
Вылетели с Лычагиным в Полоцк, в в/ч 61558.
02.10.65.
Совещание у директора по изд. «436» с дизелем В-46. Из 61 спецификации осталось 5. Надо собрать 3 машины в октябре 1965 (обязательно!!). Крепко надо помочь цеху 110 по оснастке, инструменту и заготовкам. Директор не доволен состоянием дел по подготовке производства. Самотек идет какой-то.
07.10.65.
Заседание ВПК. Начали в 18–15. т. Смирнов Л.В. задержался на заседании Президиума ЦК КПСС. Рассматривались работы оборонных заводов за 9 месяцев по всем видам оборонной продукции. По Тагилу – порядок.
Докладывали:
Ляпин Василий Иванович, Главный инженер ЧТЗ о БМП. Начали работу в 1961. Осенью 1962 изготовили опытный образец. Очень сложная технология изготовления корпуса. В 1965 ЧТЗ должен изготовить 50 машин. На ЧТЗ 40 тыс. человек, 400 тыс. м2 производственных площадей. Объем производства 222 млн. рублей. Делают 25 тысяч тракторов в год. Завод очень плохо занимается доводкой БМП. Пока не сдали ни одной машины.
Смирнов:
– Если так дела пойдут и дальше, то будет доложено в ЦК КПСС.
Марков Леонид Владимирович, Главный инженер Барнаульского ЗТМ:
– По плану надо сделать 60 двигателей УТД-20. На сегодня сделано 14. Если двигатели будут сдавать и в декабре, то план будет выполнен.
Смирнов:
– Я с этим не соглашусь. Предельный срок – 25.11.
Лычагин Н.С.:
– План «Завода им. Малышева» – 200 танков в год. За 9 месяцев изготовлено 110 машин. Месячная программа 25 машин и 30 двигателей. Причина срыва работ – нехватка и ненадежность двигателей. Производство растет, но недостаточно.
Смирнов:
– Танк «432» – прекрасная машина, стоящая выше перспективной машины НАТО. Вопрос о ресурсе двигателя решать Звереву и Полубоярову. Я согласен на 150 моточасов в 1965 г., но в 1966 – обязательно иметь 300 моточасов. Я хотел бы принять 432 танк на вооружение в этом, 1965 г.
Это поддержал и Полубояров.
Смирнов:
– МОП должен помочь «Заводу имени Малышева», который работает рывками. Чаще на заводе должны бывать Бахирев и Крицын.
Белянчев:
– Дело с двигателем 5ТДФ более серьезно, чем докладывал Голинец в 1965 г. Двигатель не стал лучше, чем был, стабильной работы нет. Для доводки надо порядка 20 двигателей.
Зверев С.А.:
– Все силы надо бросить на доводку двигателя, но при этом не забывать и о серийном производстве. Надо восстанавливать машины, находящиеся в войсках. Надо создать творческую обстановку в работе. Надо четкие и железные решения по внедрению мероприятий по доводке. На отработку такого порядка надо не жалеть ни времени, ни сил. Надо еще раз провести контрольные заводские испытания и в ноябре сделать 2 образца для контрольно-полигонных испытаний. Эта работа тяжелая, но полезная.
Морозов:
– В течение 1965 г. проводилась работа по доводке танка «432». Внедрено много мероприятий в производство, авансом на двух контрольных изделиях. Результаты проведенной работы положительные. По итогам испытаний изделий т. Старовойтовым в сентябре с.г. проведено: всего мероприятий – 162: блокировка Ф2, уменьшен износ гусеницы, упрочнены опорные катки, внедрены новые уплотнения ходовой части, усилено крепление баллонов ППО, снижена загазованность боевого отделения, улучшена работа МЗ. Три мероприятия дали отрицательные результаты – «постель» баллонов ППО, «постель» «Сирени» и манометр воздухопуска. Плохо работала резина опорных катков на бетоне. Войсковая эксплуатация 22–29.09.65 выявила более 200 пожеланий и массовую течь гидроамотизаторов. Главная трудность завода в настоящее время – разногласия по срокам внедрения мероприятий в серийное производство.
Задачи КБ:
1. Реализация пожеланий и замечаний Заказчика.
2. Подготовка двух контрольных изделий в ноябре.
3. Проведение испытаний заводских образцов в октябре 1965.
Все основные вопросы отображены в перечне доработок, который должен быть проработан заводом до конца года.
08.10.65.
Состоялась встреча с Подрезовым Владимиром Ивановичем в ЦК КПСС, присутствовали Кутейников В.И. и Сербин Иван Дмитриевич, заведующий оборонным отделом ЦК КПСС.
Подрезов:
– За 1965 г. в войсках вышло из строя 62 двигателя. На 08.10., осталось заменить двигатели на 38 машинах.
Кутейников:
– Сейчас готовятся материалы для рассмотрения на Секретариате ЦК КПСС. Подготовлен и выпущен Приказ МОП № 340, в котором рассмотрены задачи по доводке танка 432 и двигателя 5 ТДФ.
15.10.65.
Москва. Коллегия МОП. Время:10–00. Выступление Зверева:
– Задача совещания – изыскать пути к успешному завершению доработки, испытаний и представлению танка «432» к принятию на вооружение в этом году… По рессоре – старший Старовойтов, Морозов отвечает за поиск путей «лечения» рессоры турбины. Предлагаю создать экспертную комиссию в составе Старовойтов, НИИД, Морозов.
Пугачев Лев Иванович, заместитель Толстова. Обещает довести двигатель до 300 моточасов.
Белянчев:
– Когда вы дадите 300 часов ресурса? Надо и на Кубинке вертеть двигатель постоянно, надо подготовить ремонтную документацию по двигателю.
Коропов пожаловался на нехватку средств.
Радус-Зенькович:
– Деньги на работы по двигателю есть. Есть решение ВПК и этого достаточно.
Полубояров П.П.:
– Я благодарен заводу за доводку двигателя. Голинец заявляет, что есть 150 моточасов. Практика эксплуатации в войсках этого не подтверждает. Тоже самое имеем и на заводских стендах. Давайте на все машины новые двигатели с ресурсом 150 часов. ЦК КПСС поставил задачу: с 1 января 1966 – иметь ресурс 300 моточасов, если этого не будет, то мы остановим приемку и производство. Мы этим руководствуемся в своей работе по приемке. Прошу шире поставить испытания и проверку намеченных мероприятий на 5 .. 7 двигателях. Надо скорее вносить мероприятия в серийное производство даже поштучно. Это тяжело, но нужно. С января 1966 года других машин принимать не будем. Надо навести порядок на производстве и не затягивать внедрение конструкторских мероприятий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.