Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
Котин Ж.Я.:
– Я за резервное решение по В-45, но делать это надо не у Морозова. 5ТДФ нельзя ставить в полную безнадежность. Надо упорней работать и снимать его с рассмотрения – еще рано. Меня пугает гитара при В-45.
Махонин С.Н.:
– Мотористов надо соединить с т. Струнге. Это уже на заводе подготавливается. Работы по установке в танк двигатель В-45 проводить в Омске, но против этого возражает А.А. Морозов.
Кучеренко:
– У меня сомнений в 5ТДФ нет. С В-45 будет еще много работы и тут Морозов многое упрощает. Эта работа будет мешать доводке 5ТДФ. У Морозова делать «432» с двигателем В-45 нельзя.
Морозов:
– Если делать танк «432» с двигателем В-45, то только у нас. Это будет скорее и лучше. У меня сомнений в В-45 нет. Делать это надо во всех случаях. 5ТДФ потребовал работы больше, чем это предполагали вначале. Консультанты нам дали, к сожалению, очень и очень мало. Все пока достигнуто «своим горбом». Я против объединения танкистов с мотористами. Нет в танковом мире таких примеров и мы можем сделать ошибку. Поддерживаю Синицу в конструкторской оценке некоторых узлов двигателя. Английский «Лейлан» (?) свободен от этих недостатков. Занимаемся сейчас В-45, потому, что раньше его не было.
Дмитриев:
– Завод и НИИД двигателя пока не знают. По-настоящему, доводкой начали заниматься недавно. Сделано по доводке мало, вяло и без размаха. Конструкторов у Голинца мало, около 200 человек. НИИД производит жалкое впечатление. Согласен с Устиновым, что это «богодельня». Надо укрепить руководство НИИД. У Морозова в механизме заряжания две задержки на комплект – это много. У всех задержек меньше. Надо «прижать» пороховщиков. В-45 – это результат работы Трашутина за последние годы и Морозов не мог его использовать в своем танке. Это работа «не бросовая».
Устинов:
– Делайте где и как хотите, но у вас нет борьбы за существующий танк. Вот через месяц вызовем Вас в ЦК и официально заслушаем.
Смирнов:
– Нельзя допускать никаких качаний и всеми силами надо доводить 5ТДФ. Пока ни один из специалистов не забраковал двигатель. Надо всем активно работать над его доводкой. Пока мало стендов и очень мало ресурсных испытаний. По-настоящему двигателем не занимаетесь. Его делили между производством, в/ч(?) и цехом 1600. Махонин переоценил ценности консультантов. Надо и заводу изменить отношение к консультантам. Технологией, как следует, не занимаетесь. На «ассах» жить нельзя. Надо строжайшая дисциплина в технологии. Это говорит и опыт ракетчиков. Надо переходить на серьезную, широкую доводку двигателя. Существующей работы не достаточно. Работу по установке В-45 в танк все же надо проводить не у Морозова, а в Омске.
Устинов:
– У Вас нет линии, оправдываете свое отступление по В-45. Обеспечиваете свое отступление на «завтра». Бояться «завтра» и «послезавтра» не надо. У нас есть танк Т-62, а сейчас работайте по танку «432» и двигателю 5ТДФ. Что касается объединения Морозова с мотористами, то всех случаях КБ Голинца надо «поставить» как следует. Теперь Вам даны советы. Мы не позволим угробить танк «432». У Вас нет научно-технического подхода в решении вопросов по двигателю. Я никак не понял, кто за какой двигатель: и старый хорош и новым надо немедленно заниматься. Я думаю, что если есть примеры работы отдельных двигателей по 300 моточасов, то работайте над тем, что бы и все двигатели работали не меньше. Если двигатель плох, то его никогда нельзя заставить работать хорошо. Значит, тут грешит технология или не стабильная регулировка. У Вас Главный конструктор не используется своими правами. Главный конструктор – есть главный конструктор и его слово должно быть твердым. Нам надо передать тот танк, который Вы должны дать. Со Струнге объединять нельзя. (В сторону Махонина) – Чудак ты какой-то! Надо от Струнге часть людей передать, а в общем решайте все сами. Через месяц Вы держите ответ в ЦК.
01.05.65.
Совещание у директора завода с участием Смирнова, Зверева и др. Лычагин:
– Танки идут удовлетворительные. Доводка двигателя отстает и является главной задачей завода. Можем делать двигатель с ресурсом 150 часов. По танку остается 34 вопроса. Работаем со Старовойтовым и п/я ..– 1826. Во втором квартале обеспечим выполнение всех мероприятий по двигателю для ресурса 150 часов. За это время отработаем мероприятия на ресурс 300 часов.
Программа завода: май – 30 двигателей, июнь – 40 двигателей, 1 квартал – 30 танков «432», 2 квартал – 65 штук.
Маляров доложил о мероприятиях по доработке двигателя.
Смирнов:
– Мы лидируем по танкам. Если за 1–2 года не поставим на производство 432, то мы отстанем. Не допустить этого – наша главная задача. Стоит угроза срыва данных работ, поэтому надо и на других заводах осваивать их производство. Мы находимся в чрезвычайно тяжелом положении. Есть предложение модернизировать Т-62. Надо скорее решать вопросы доводки «432». ЦК и СМ за «432», «но дорога ложка к обеду». Вы самые опасные поставщики техники для армии. Танк есть и танка нет. Сложное положение. В ЦК – большая тревога. Более сложный вопрос – это организация производства, чем доработка конструкции.
Голинец сообщил о мероприятиях по повышению ресурса до 300 часов, охлаждение цилиндра двигателя, новая топливная аппаратура, упрощение смазки двигателя.
Выступали: Милехин Александр Иванович, директор ВНИТИ-40.
Куприянов, директор ВНИИ-13, Ленинград:
– Одной изысканной пружинки в поршне мало. Все решают вкладыши и кольца.
Макаров Александр Максимович, завод №186 г. Днепропетровск:
– Если из 15 ракет одна годная, то считали, что конструкция есть.
Толстов А.И. директор НИИД:
– Двигатель – главная задача при доводке танка. Главная причина – нестабильность условий испытаний. Неравномерность нагрузки цилиндров до 17 % (допускается 3 .. 5 %%). Температурные режимы двигателя высокие. Надо лучше охлаждать цилиндр и поршень. Тягу закрытия топливной аппаратуры надо доработать. Цельный поршень – это хорошо, но потребует масляное охлаждение, что повысит теплоотдачу до 35 %. Сами сейчас делаем новый маслорадиатор.
ЦИАМ:
– Двигатель есть, он передовой и может быть надежным и доведенным.
ВИАМ:
– Хромирование поршня – опасный процесс, уменьшается усталостная прочность детали.
Котин:
– О всем договорились. Мы много заимствуем от «432», взяли гидроамортизаторы, учли спадание гусениц, износ катков. Проверили жаростойкую резину. Потребуется несколько комплектов от завода. Процесс идет нормально.
Рыжков Г.И.(ВНИИ-100):
– Три последних года для нас главная задача – «432». По основным вопросам есть решения. По срокам будет закончено в мае, июне и найдут применение на контрольных образцах. Работа тормозится отсутствием узлов от завода. Важное значение приобретает воздухоочистка, разработан новый воздухоочиститель.
Шухов А.С.:
– Машина есть, но заводу надо еще много потрудиться над доводкой. По танку идет все хорошо, к КБ-60 претензий нет.
Махонин С.Н.:
– Двигатель есть, а танка все-таки нет!? Потому, что нет двигателя. Надо двигаться нужными темпами и срок надо сокращать. По графикам имеется отставание исполнения, надо извлечь правильный урок из советов. Дизеля не будет, если все сохранить в цехах без изменения. Нужен другой подход к дизелю. Надо все проверить перед тем, как вводить в серийное производство. Все должны заниматься двигателем.
Зверев С.А.:
– Практически производство не начато. Завод переживает тяжелое финансовое положение. План не выполняется. Надо делать серьезные партийные выводы. Дизель есть и дизеля нет. Много мелких причин и дефектов. Много в производстве неряшества в исполнении. Со дня встречи (24.04) по сей день ничего не сделано. На производстве грязь и безразличность. У Макарова четкость в работе. На «Малышева» все терпят и равнодушны к бракоделам. Я разочарован в заводе. Тревога усилилась за ваше дело. Исполнительская ответственность за дело у людей низкая, тупое и инертное ведение дела. Необходимо решать возникающие вопросы, а не откладывать их. Это относится так же и к институтам. Нетерпим фронт экспериментальных работ. Надо увеличивать их масштабы. Над охлаждением поршня и гильзы надо круглосуточно работать. Форсировать надо все работы. Масло не отработано. Одноцилиндровый двигатель не делают. Методы и темпы надо менять. Мойка идет неудовлетворительно. Надо применять ультразвук. По танку надеемся, что это будет сделано и мы надеемся и напоминаем о том, что в июне надо дать две машины на контрольные испытания. На заводе крайняя медлительность исполнения и в особенности технических отделов. Институтам надо жить жизнью завода. Поднять общую культуру всей работы. Надо учиться у передовых предприятий. Проводниками этого должны быть институты.
За май-июнь завод должен справиться со всеми задачами, мы будем оказывать всяческую помощь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.