» » » » Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО


Авторские права

Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, Хранитель, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО
Рейтинг:
Название:
Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО
Издательство:
АСТ, АСТ Москва, Хранитель
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
5-17-041913-9, 5-9713-4525-7, 5-9762-2434-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.

На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.

Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.






В один из последних дней декабря, перед самым Новым годом, немцы решили в очередной раз произвести разведку района Горького. Посты ВНОС около городка Городец обнаружили одиночный самолет-разведчик. Это было, по сути, первое более или менее серьезное испытание для 142-й ИАД. На перехват противника с аэродрома Правдинск-Истомино были подняты шесть истребителей И-16. Самолет, идентифицированный как Ju-86, смогли обнаружить летчики только одного звена. Расстреляв весь боекомплект, пилоты потом заявили, что повредили один из моторов «Юнкерса». Все истребители приземлились уже в Коврове, т.к. горючего на обратный полет к своему аэродрому уже не хватило.

Высотные разведчики Ju-86P в это время использовались только в Aufkl.Gr.Ob.d.L. и летали на высотах до 10 км. Если это и правда был такой самолет, то устаревшие истребители И-16 с открытыми кабинами вряд ли могли подняться на подобную высоту и тем более повредить один из моторов «Юнкерса».

Вскоре трудный для нашей страны 1941 г. закончился. Немцы же, несмотря на тяжелое для них положение на фронте, видимо, сохраняли чувство «юмора». В новогоднюю ночь летчики решили сделать «подарок» жителям русского тыла. Одиночный Ju-88 обер-лейтенанта Копака из 6-й эскадрильи KG30 «Адлер» совершил налет на Горький. Согласно донесению экипажа, самолету удалось незамеченным приблизиться к городу и беспрепятственно сбросить бомбы «на завод». После этого «Юнкере» благополучно вернулся на аэродром в Орше[75]. Еще один экипаж сделал аналогичный «презент» москвичам, сбросив на советскую столицу две фугасных бомбы и три канистры с горючей жидкостью. В результате был разрушен склад Наркомата обороны № 312 в Ленинградском районе. По счастливой случайности никто не пострадал.

Часть вторая 1942 г.

Глава 1

Новый год – новые надежды

Обнадеживающий январь

Наступил новый, 1942 г. Жители всей огромной страны, едва оправившись от шока первых военных месяцев, питали надежду, что в наступившем году война как-нибудь закончится, тем более что Совинформбюро взахлеб сообщало об успехах контрнаступления Красной Армии под Москвой. В поволжских городах тоже царил оптимизм. В цехах, на заснеженных улицах и площадях, в холодных квартирах и бараках, в сельских избах и райсоветах люди постоянно прислушивались к «тарелкам», из которых уже привычный торжественный голос Левитана сообщал очередные новости с фронтов от Мурманска до Керчи.

Как бы ни тяжела была жизнь, жители Поволжья утешали себя тем, что хотя бы досюда немцы не дошли, и есть надежда, что война уже не затронет берега великой русской реки. Сталинградцы же вообще получили от летчиков 102-й ИАД своеобразный новогодний подарок. Вылетев на перехват одиночного самолета-разведчика, сержант Юрий Лямин из 788-го ИАП ПВО перехватил и сбил тараном над станицей Иловлинской немецкий Ju-88. «Юнкере» рухнул на поля местных колхозников, которые затем и изловили двух выпрыгнувших на парашютах германских пилотов. Третий летчик погиб. Это был первый самолет, потерянный Люфтваффе над Поволжьем, и первый успех противовоздушной обороны Сталинграда. Сам же Лямин посадил свой Як-1 в бескрайней донской степи «на брюхо». Сбитым самолетом оказался Ju-88D W.N г. 1458 «E6+NM» из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr. 122[76].

Тем временем, хотя линия фронта еще проходила в 70—90 км от столицы, Сталин уверился в скором разгроме Вермахта. Уже 6 января Госкомитет обороны принял постановления о возобновлении производства грузовиков на Московском автозаводе им. Сталина, а также о возвращении в Москву части аппарата Главнефтесбыта и Наркомугля. Возвращать в столицу остальные наркоматы пока не решились, но на следующий день было принято решение организовать здесь их оперативные группы. В то же время штабы Западного и Калининского фронтов получили приказ продолжать наступление, окружить и уничтожить группу армий «Центр».

12 января принимается решение о возврате в Москву Президиума Верховного Совета, а также аппарата Наркомата путей сообщений. Таким образом, в середине зимы началась волна реэвакуации, изо дня в день набиравшая обороты. Уже через четыре дня ГКО утверждает список 14 текстильных предприятий, которые должны вернуться в Москву и область. 21 -го числа Московский горком ВКП(б) принял решение о восстановлении работы на металлургическом заводе «Серп и молот», на котором предполагалось организовать ремонт тяжелых танков. Еще через два дня подписан приказ о возвращении в столицу эвакуированного оборудования и работников метрополитена, в том числе 100 вагонов подземки.

Для всех перечисленных мероприятий требовались десятки эшелонов, поэтому железные дороги Москва – Горький – Киров и Москва – Арзамас – Казань, по которым еще два месяца назад шли на восток бесконечные эшелоны с оборудованием, вскоре были забиты теми же грузами, возвращавшимися на запад. Различными легальными и нелегальными способами в столицу возвращались и жители. При этом многие обнаруживали свои дома разрушенными от бомбежек, другие, войдя в квартиру, созерцали голые стены. Находчивые граждане, а также управдомы и их сообщники, пользуясь отсутствием жильцов, сотнями грабили квартиры, вынося из них все до нитки.

В Поволжье тем временем жизнь протекала относительно спокойно. Люди внимательно следили за сводками Совинформбюро и с радостью воспринимали вести об освобождении Калуги, Сухиничей, Волоколамска и др. городов. Многие в те дни вспоминали участь армии Наполеона и верили, что вскоре и немцы стремительно побегут на запад. Упаднические настроения, доминировавшие в осенние дни прошлого года, повсеместно сменились оптимистическими ожиданиями скорого конца войны. Те, кто раньше говорил о неизбежной победе Гитлера, притихли.

В то же время заводы регулярно получали приказы об увеличении выпуска продукции для фронта. Завод «Красное Сормово» теперь должен был сдавать в сутки десять средних танков Т-34. Городские власти занимались текущими проблемами. В частности, Горьковский горкомитет обороны принял несколько постановлений о награждении особо отличившихся участников строительства оборонительных рубежей и передаче последних под охрану сельсоветов, 10 января обсудил ход работ по восстановлению завода «Двигатель революции», обеспечение шарикоподшипниками танкового производства, строительство новой взлетно-посадочной полосы на авиазаводе № 21 и др. вопросы. На Горьковском автозаводе продолжались восстановительные работы после ноябрьских налетов немецкой авиации. 25 января рабочие треста «Стройгаз» № 2 закончили зашивку досками разбитых фонарей крыш цехов, отремонтировали центральный гараж. На II квартал было намечено восстановление опытных мастерских, авторемонтной базы и объектам 116.

26 января Саратовский горкомитет обороны принял постановление об организации аэродромной службы в пос. Разбойгцина для передачи авиационной техники с авиазавода № 292 в действующую армию. Сталинградский комитет 23 января рассматривал вопрос о принятии в эксплуатацию ледяных переправ через Волгу и в этот же день издал постановление «Об охране сооружений городского водопровода». Согласно последнему водопровод был приравнен к особо важным предприятиям оборонного значения. Предполагалось также поставить на охрану сооружений войска НКВД. Наибольшую воинственность проявлял в морозные январские дни Астраханский ГКО. Его постановлением от 21 января 10% приписного состава было переведено на казарменное положение. В городских районах было решено дополнительно сформировать медико-санитарные, химико-дегазационные и аварийно-восстановительные команды по 30 человек в каждой. Кроме того, в срок до 20 февраля предусматривалось строительство новых укрытий и бомбоубежищ.

Секретные бункеры в Поволжье

Еще в середине ноября 1941 г. ГКО принял секретное постановление, по которому в Куйбышеве, Сталинграде, Саратове, Ярославле, Горьком и Казани должны были быть возведены надежные бункеры, способные выдержать любую бомбардировку. Ответственность за выполнение постановления была возложена на шефа НКВД Лаврентия Берию.

Первым был построен Саратовский бункер. Его сооружение закончилось уже 15 января 1942 г. Располагалось убежище на глубине 20—30 м под Соколовой горой – самой большой возвышенностью в окрестностях города. По воспоминаниям очевидцев, в бункер вели два входа. От них шли длинные коридоры, по обеим сторонам которых были железные двери[77]. В целях соблюдения секретности бункер получил название «Объект 85».

В Горьком местный комитет обороны уже 15 ноября рассмотрел вопрос о передаче Центральной гостиницы[78] на Верхневолжской набережной для нужд особого объекта. Именно здесь, в сотне метров от нижегородского Кремля, было решено построить секретный бункер для Сталина. Для работ были привлечены инженеры и рабочие московского метростроя под общим управлением местного НКВД. Затем горкомитет обороны принял решение передать под бомбо– и газоубежища весь комплекс зданий, примыкавших к гостинице (дома №№ 3, 4, 5, 6 и 7). В дальнейшем весь квартал от площади Советской[79] до бывшего особняка купца Рукавишникова был огорожен высоким заборам, и лишь по постукиванию кирок и лопат да выезжающим из ворот грузовикам с грунтом нижегородцы могли догадываться о размахе ведущегося здесь строительства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Зефиров

Михаил Зефиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.