Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
Усиление Горьковского дивизионного района матчастью предполагалось осуществить за счет Московской зоны ПВО, правда, за исключением самой столицы, и только частично поставками от промышленности. Сразу видно, что из-за нехватки ресурсов принцип «тришкиного кафтана» продолжал активно использоваться. Для Сталинграда техника должна была поступить с Южного и Юго-Западного фронтов, что было совершенно беспрецедентным решением. Оружие для защиты тыла изыскивать на фронте, а не наоборот!
Командующему ВВС РККА предписывалось немедленно приступить к выделению истребителей для противовоздушной обороны Горького и Сталинграда. К 10 ноября (!), т.е. за один день, Горьковский диврайон должен был получить уже 140 самолетов, а Сталинградский – 60! Видимо, товарищ Сталин совершенно неадекватно оценивал обстановку и дал большую волю фантазии, подписывая заведомо невыполнимые приказы.
Дальше – больше. Командующий ВВС, начальник Главного артуправления и командующий войсками ПВО должны были в семидневный срок разработать план полного (!) обеспечения средствами противовоздушной обороны (истребителями, зенитками, пулеметами и прожекторами) всех дивизионных районов. Для усиления службы воздушного наблюдения этих районов нужно было срочно сформировать 10 батальонов ВНОС, в т.ч. по батальону для Ярославско-Рыбинского, Горьковского, Саратовско-Балашовского и Куйбышевского. Для Сталинграда было решено выделить две РЛС РУС-2 из состава средств ПВО Арзамаса, которые прикрывали расположение Генштаба.
Тем не менее, несмотря на очевидную нереальность всех этих планов, понятно, что до ума руководителей страны дошло-таки, что победа на фронте невозможна без бесперебойной работы промышленных предприятий в тылу.
Таким образом, войска противовоздушной обороны были впервые преобразованы в самостоятельный род войск РККА, подчиненный Сталину. Для организации управления при командующем войсками ПВО создавались:
– Военный совет ПВО;
– штаб ПВО с соответствующими отделами;
– Управление истребительной авиации ПВО.
При этом сохранялось и Главное управление ПВО, функции которого были сильно урезаны. В его составе находились: управление боевой подготовки, управление кадров, управление ВВУЗ и запасных частей, управление вооружения, управление материально-технического обеспечения, управление ВНОС и связи, инженерный отдел, отдел перевозок, хозяйственный и финансовый отделы. Командующим войсками ПВО территории страны был назначен генерал-майор М. С .Громадин, а ГУ ПВО возглавил генерал-майор А. А. Осипов.
Спустя некоторое время после нового назначения Громадин издал свой первый приказ: «Об упорядочении оповещения о воздушном противнике на территории страны», в котором требовал в кратчайший срок пересмотреть существующие схемы оповещения о появлении вражеских самолетов на всей территории районов и зон ПВО, включив в них и оповещение соседей. В приказе обращалось особое внимание на улучшение всех видов радиосвязи. Громадин потребовал более эффективно использовать батальонные и ротные радиостанции постов ВНОС. Опыт первого полугодия войны показал, что применение общегосударственной сети проводной связи в целях оповещения оказалось малоэффективным ввиду ее малой надежности.
Реорганизованная система ПВО позволяла с большей надежностью прикрыть от ударов немецкой авиации не только города и заводы, но и основные гидротехнические сооружения. Однако одно дело написать приказ, и другое дело его выполнить, исходя из имеющихся ресурсов.
Горький готовится к оборонеЕще в конце октября 1941 г. на аэродром Сейма, в Горьковской области, где базировался 2-й запасной ИАП, прибыл Герой Советского Союза полковник С. В. Слюсарев. Первоначально он должен был принять три новых полка, оснащенных истребителями ЛаГГ-3, для ВВС Юго-Западного фронта. Здесь Слюсарев сразу столкнулся, во-первых, с неспокойной обстановкой, царившей в тылу, став 22 октября свидетелем бомбардировки элеватора и базы государственных матрезервов, и, во-вторых, с повседневным разгильдяйством и пьянством, в условиях которых готовили новых летчиков.
В начале ноября, после первых налетов на Горьковский автозавод, Слюсарева вызвал по телефону главком ВВС генерал-лейтенант Жигарев и передал ему приказ Сталина немедленно отбыть в Горький, где взять на себя ответственность за противовоздушную оборону всего, как было сказано, «Горьковского района». Незадачливый полковник понял распоряжение буквально и решил немедленно, несмотря на ночное время и мороз, отправляться в путь.
Позднее он рассказывал: «Встала проблема, как мне добратьсядо Горького. Темная ночь, дорога пустая и безлюдная. Решил идти пешком до города, а расстояние от Сеймы до Горького около 50 км. Через час моего хода в направлении к Горькому появился автомобиль ЗиС-101. Встал я поперек дороги и поднял кверху руку, но шофер обошел меня справа и продолжал уходить на повышенной скорости в сторону города. Я выхватил револьвер и открыл стрельбу вверх. Пассажиры этой машины, наверное, испугались и остановились. Это были какие-то руководящие „товарищи“ из Москвы. После резкого разговора с ними я сел в машину и к рассвету доехал до Канавино, где в то время располагался горисполком».
Поначалу решительно настроенный Слюсарев слабо представлял, как он может организовать защиту от ударов с воздуха большого промышленного района с множеством самых разных объектов, границ которого он даже не знал. Только потом ему разъяснили, что он назначается на должность командира формирующейся 142-й истребительной авиадивизии (ИАД) ПВО, в состав которой в ближайшее время будут переданы 12 авиаполков. Но эти силы еще надо было получить, а поначалу пришлось оперировать тем, что есть под рукой.
Первым делом Слюсарев распорядился об установлении дневного и ночного патрулирования в воздухе летчиков из авиаотряда майора Алифанова. Эта мера, по его мнению, была направлена в основном на успокоение жителей Горького и руководства, напуганных налетами немецкой авиации. Впоследствии Слюсарев вспоминал: «Жители Горького были сильно возбуждены налетом гитлеровскихбомбардировщиков, их надо было успокоить. Люди в небе должны видеть звезды, а не кресты».
Далее он отправился обратно на аэродром в Сейму, где тогда находились сразу восемь авиаполков. Там он приказал срочно рассредоточить их по аэродромам дивизионного района, чтобы обеспечить организацию системы ПВО и избежать, как тогда казалось, возможного налета бомбардировщиков. В конце ноября Слюсарев был, помимо своей основной должности, назначен заместителем только что назначенного командира диврайона ПВО полковника В. М. Добрянского[72]. Свой штаб на первый момент он почему-то решил разместить в очень заметном с воздуха здании горисполкома в Сталинском районе[73], расположенном недалеко от Окского моста. Начальником штаба диврайона стал подполковник Н. В Марков, ранее возглавлявший Горьковский бригадный район ПВО. Но Марков задержался в Горьком недолго и вскоре был с повышением назначен командиром Бологоевского дивизионного района ПВО. Но судьба еще занесет его в Горький, о чем будет рассказано в дальнейшем.
В декабре городской комитет обороны принял решение о развертывании строительства больших бомбоубежищ тоннельного типа для населения Горького и начальства. К 15 февраля 1942 г. предполагалось построить пять таких объектов в районах:
Нижнего Новгорода. 160 – Кремль – Ивановский съезд под Мининским садом,
– овраг в конце ул. Воробьева,
– набережная им. Жданова, напротив Индустриального института,
– ул. Маяковского – Почтовый спуск,
– Ромодановский (Казанский) вокзал.
Все убежища оборудовались защитно-герметическими дверями, баками для воды, вентиляцией, канализацией и водопроводом. На строительство этих объектов были мобилизованы 2300 человек.
Продолжалось и строительство оборонительных рубежей. Еще 10 ноября начальник Генштаба Красной Армии Б. Шапошников из своего нового бункера в Арзамасе писал в Военный совет Московского военного округа: «Оперативно-тактическое руководство рекогносцировками и строительством полевого укрепленного рубежа по восточному берегуpp. Теза и Ока на фронте (иск.) Шуя, Вязники, Можайск, Нара с 10.11.1941 г. возлагается на вас. Рекогносцировки и строительство с 18.10.1941 г. производит 13-е управление строительства ГУОБРа НКО, дислоцируемое в Горьком. Ориентировочно на рубеже намечено построить 12 дивизионных полос».
Однако уже к середине декабря стало ясно, что все эти «окопы» вряд ли понадобятся. 5 декабря немецкое наступление окончательно застопорилось на подступах к Москве, а на следующий день Красная Армия сама перешла в контрнаступление.
Между тем одиночные немецкие самолеты продолжали периодически появляться в воздушном пространстве над Горьковским дивизионным районом ПВО. Так, днем 8 декабря над городом Ковровым показался одиночный самолет. Посты МПВО зафиксировали его, но приняли за свой. Каждый день в местном небе летали «этажерки» У-2 местного аэроклуба, и наблюдатели не смогли отличить двухмоторный бомбардировщик от биплана [74] . В результате сигнал «Воздушная тревога», как обычно, не дали, и «Хейнкель» беспрепятственно сбросил четыре фугасных бомбы на железнодорожный мост через Клязьму. Три упали в реку, четвертая рванула рядом с караульной будкой у въезда на мост. Погибли двое часовых, но стратегически важный объект чудом не пострадал. В тот же день напуганный случившимся местный горкомитет обороны провел «разбор полетов». В неожиданной бомбежке обвинили… начальника аэроклуба В. Заевского. Отныне ему было запрещено выпускать самолеты в полеты над городом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.