Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
Активно велась заброска агентов разного профиля и в соседние регионы. Так, в июне бойцами истребительного батальона Красноярского района Астраханского округа были арестованы пять немецких парашютистов, которые имели задание вести разведку перемещения воинских частей и техники. При задержании у них были изъяты автоматы, радиостанция, топографические карты и крупная сумма советских денег. В этом же месяце на территории Астраханской области выявлена группа агентов-парашютистов из пяти человек, которые добровольно сдали оружие и назвали приметы высаженных в районе озера Баскунчак участников другой разведывательной группы из шести человек. В октябре под Астраханью была десантирована разведгруппа из пяти человек, которую возглавлял кадровый сотрудник немецкой военной разведки. Группа имела задание установить контакты с действовавшими в этой местности бандитскими формированиями и активизировать их, кроме того, вести сбор разведывательных данных о дислокации и передвижении воинских частей.
Поздней ночью 7 сентября посты ВНОС доложили в штаб Саратовского дивизионного района ПВО о том, что в районе села Большая Дмитровка Широко-Карамышского района в небе замечен подозрительный самолет. Штаб истребительных батальонов немедленно ориентировал все свои отряды на поиски возможных мест приземления парашютистов в радиусе 100 км вокруг указанного населенного пункта. Многочасовые поиски по лесам и лугам вскоре дали результаты, были арестованы несколько немецких шпионов. Они, как обычно, оказались бывшими военнослужащими РККА, завербованными после попадания в плен. Характерно, что все они были одеты в форму советских летчиков. У них изъяли несколько радиостанций, значительные суммы денег, широкий ассортимент поддельных штампов, печатей, поддельных партийных и военных документов, ордена, медали и оружие.
На допросах шпионы сознались, что имели задание выводить из строя самолеты на полевых аэродромах, выявлять места формирования запасных авиаполков в районах населенных пунктов Баланда, Ртищево и Аткарск. Как выяснилось, с марта по сентябрь 1943 г. они обучались в немецких разведывательных школах под Варшавой и Кенигсбергом. 3 сентября их доставили в Запорожье, откуда 7 сентября на самолете Не-111 группа вылетела в сторону Саратова и в 23.00 была десантирована около села Большая Дмитровка. По их показаниям было установлено, что с этого же самолета в районе села Красный Яр Сталинградской области были десантированы еще два парашютиста, которые по ориентировке УНКВД Саратовской области были задержаны 9 сентября сотрудниками Иловатского районного отдела НКВД Сталинградской области.
В ноябре из с. Таловское Новоузенского района в райотдел НКВД Саратовской области поступила информация, что в правление колхоза явился с повинной немецкий диверсант, который сообщил, что в этом районе с самолета десантированы еще пять немецких парашютистов. Немедленно по тревоге был поднят истребительный батальон, бойцы которого стали обследовать местность. В результате поисковых мероприятий в этот же день в селе Куриловка были задержаны два немецких диверсанта, в поле бойцы батальона обнаружили грузовые парашюты. На следующий день северо-восточнее г. Новоузенска арестовали еще двух парашютистов, а один был задержан в селе Ново-Репинском.
В северных районах Поволжья размах заброски шпионов был несколько меньшим и их задержания во второй половине 1943 г. являлись единичными. Так, в октябре на территории Пошехонского района Ярославской области были выброшены два немецких агента – Качусов и Никитин, которых вскоре задержали органы НКГБ.
Типична судьба жителя крымского г. Евпатории 21-летнего В. В. Сидоренко. В самом начале войны, 3 июля 1941 г., он попал в плен, после чего был направлен в лагерь военнопленных на территории Германии. Просидев там около года, он в мае 1942 г. выразил желание служить немцам и согласился стать разведчиком. После этого его направили в Берлинскую, а затем в Варшавскую и Кенигсбергскую разведшколы, где он прошел длительную специальную подготовку как разведчик-радист по промышленным объектам. И вот 1 октября 1943 г. для Сидоренко настал переломный момент в его судьбе. Он получил шпионское задание: собрать данные о том какие предприятия находятся на территории Горьковской области, и конкретно об авиазаводе № 21, выяснить, какие повреждения причинены Горьковской электростанции[191] при бомбежке немецкими самолетами, достаточно ли снабжается электроэнергией население областного центра и каково его политико-моральное состояние. Сидоренко также было поручено выяснить, имеется ли соглашение между Советским Союзом и США о выпуске американских самолетов на территории СССР. Для выполнения задания шпиона снабдили радиостанцией, фиктивными документами и деньгами в сумме 45 тыс. рублей. В ночь на 20 октября с Псковского аэродрома Сидоренко был доставлен в Поволжье и выброшен с парашютом над Гороховецким районом Ивановской области. После приземления агент на попутных автомашинах добрался до Горького и устроился на жительство. Однако приступить к выполнению задания он не успел, т.к. 6 ноября был арестован. Поскольку на допросе выяснилось, что задержанный профессиональный агент-одиночка, его вскоре переправили в Москву[192].
Между тем «политико-моральное» состояние населения Горьковской области осенью 1943 г. несколько ухудшилось. И не из-за плохого снабжения электроэнергией (к нему уже привыкли), а из-за снижения норм выдачи хлеба, бывшего косвенным следствием налетов немецкой авиации. УНКВД сообщало в обком партии, что в народе участились упаднические высказывания. Так, 21 ноября механик летно-испытательной станции авиазавода № 21 Кирясов заявил: «Товарищ Сталин сказал, что войне скоро будет конец, так почему же убавляем нормы, значит, война будет продолжаться долго, народ и так голодает, а тут еще хлеб отнимают, многие люди будут пухнуть и умирать». Механик завода № 33 Балохин сказал: «Мы получаем хлеба столько, сколько Гитлер дает в оккупированных районах». Характерную для того времени мысль высказала сотрудница планового отдела завода боеприпасов № 558 Ваганова: «Вот тебе и победа, города опять отдаем[193], нормы на хлеб снизили и скоро, по-видимому, давать не будут, значит, дела на фронте не из блестящих…»
В то же время преступные элементы, пользуясь неразберихой, а в некоторых случаях и паникой, дефицитом почти всех товаров, стали действовать дерзко, порой откровенно нагло, совершая лихие налеты на магазины, квартиры граждан, автомобили и простых прохожих. Благодаря затемнению улицы с вечера до раннего утра были погружены во мрак. Многочисленные пустыри, лабиринты узких улочек частного сектора, сады и парки позволяли легко и быстро скрыться от милиции. При задержании бандиты часто оказывали ожесточенное сопротивление, пуская в ход оружие. О размахе борьбы с криминалом говорит статистика за октябрь – начало ноября 1943 г. За это время в Горьком были обезврежены 67 организованных воровских банд, арестованы 210 преступников. Кроме того, были раскрыты десять т.н. притонов разврата, в которых милиционеры задержали 450 «посетителей», 200 воров, 97 дезертиров и 153 лица без документов.
Глава 14
Подводная угроза
Кроме налетов на промышленные объекты Поволжья, немецкая авиация в апреле – июне 1943 г. заминировала фарватер Волги на участке от Саратова до Астрахани разными типами магнитных и акустических мин. Хотя значительная часть русла была вскоре протралена, сотни «адских машин» по-прежнему залегали в глубинах реки, ожидая своих жертв. Все это осложняло проводку нефтекараванов и делало плавание по реке очень опасным. Необходимость обходить угрожаемые участки и уменьшать скорость значительно снижала грузооборот, заставляла команды судов находиться в постоянном напряжении, в любой момент ожидая взрыва. Навигация также осложнялась большим количеством затонувших судов, точное нахождение которых зачастую было неизвестно.
В этих условиях командование Волжской военной флотилии неоднократно получало указания тщательно протралить фарватер, исключив потери судов. В июле – августе число тральщиков постоянно росло. Для этих целей приходилось изымать из грузоперевозок все новые суда, которых, учитывая огромные потери 1942 г., и так катастрофически не хватало. На 1 июля в ВВФ насчитывалось 165 тральщиков, а через месяц – 203. К 1 сентября флотилия имела уже 213 тральщиков, а число самих тралов разного типа достигло 317. Подобного противоминного флота не было даже на Балтике!
В августе фронт стал стремительно откатываться на запад, и стало ясно, что Люфтваффе уже не смогут когда-либо возобновить минирование Волги. Поэтому дальнейшая мобилизация транспортных судов для переоборудования в тральщики была приостановлена. Во втором полугодии 1943 г. окончательно сложилась четкая и эффективная организация противовоздушной и противоминной обороны перевозок в бассейне Волги. Была хорошо отработана система наблюдения за всей водной поверхностью Волги от Астрахани до Батраков. В июле – августе количество постов противоминного наблюдения возросло до 956.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.