Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
5 ноября уже нарком среднего машиностроения С. Акопов гневался на работников завода за невыполнение программы. В телеграмме на имя Лоскутова он писал: «В течение IIIквартала и октября 1943 г. недопоставлено заводу № 183 НКТП 70% автодеталей, вследствие чего на указанном заводе срыв производства». 26 декабря ГАЗ получил новую телеграмму от главы НКВД Берии: «Сорвано задание по производству деталей к снарядам М-13 и М-30. Ноябрьский план 40тыс. – изготовлено 21,6тыс. До 20декабря изготовлено 13,7тыс. при плане 45 тыс. В результате не выполнен план на заводах шлифовальных станков, № 26 НКАП, ЗИС, №172,№ 70НКБ и план сборки снарядов М-13, М-20 и М-30 на заводе № 586 НКБ».
Впрочем, разрушенный бомбами автозавод им. Молотова был отнюдь не единственным, так сказать, «злостным непоставщиком». Нарушение системы поставок и кооперативных связей между предприятиями, хаос на железных дорогах привели к тому, что все планы и обязательства стали рушиться как карточный домик. Так, в III квартале челябинский завод № 701 совсем не отгрузил заводу авиавинтов № 467 в Павлове штамповок. Свердловский завод №95 неудовлетворительно поставлял тому же предприятию штамповку лопастей для винтов. При плане июля в 3500 штук были получены всего 504, а в августе отгрузки не было вовсе! Саратовский ГПЗ-3, также пострадавший от налетов немецкой авиации, с грехом пополам поставлял заводу № 467 только четверть необходимого количества подшипников. В результате всего этого предприятие оказалось у разбитого корыта и выпуск авиавинтов был почти полностью парализован.
Свердловский металлургический завод полностью сорвал поставки калиброванного проката. В июле с него не поступило ни одного килограмма! Ковровский завод № 2 сорвал поставку пушек СШ-20 горьковскому авиазаводу № 21. В июле вместо 2300 пушек были поставлены лишь 700. Завод № 212 плохо обеспечивался сталью с разных заводов Кирова, Молотова (Перми) и Свердловска. Заводы №№ 808 и 765 (г. Рыбинск) не выполнили план поставки корпусов 120-мм мин химическому заводу № 80 в Дзержинске. Августовский план составлял 119 тыс. штук, фактически были получены 51 тыс. Выпуск продукции полностью сорвали и заводы № 187 и 176 в Туле. Свердловский завод № 76 вместо 30 тыс. корпусов мин поставил 2900. Завод № 326 (г. Киров) вместо 30 тыс. единиц продукции поставил только 3900. Заводы Наркомхимпрома в августе и сентябре неудовлетворительно выполняли планы поставки лакокрасочных изделий авиазаводам. В результате из-за нехватки шпатлевки, аэролака, эмали и растворителей там тормозилась сборка самолетов.
Перебои возникли даже в пищевой промышленности. В частности, все горьковские мельзаводы из-за отсутствия сырья простаивали, полностью сорвав отгрузку для Западного фронта и Ленинграда. Решением Горьковского горкомитета обороны от 6 августа на мельницы должны были быть завезены 200 тыс. т зерна, в т.ч. 117 тыс. в сентябре. Фактически же к 16 сентября было доставлено всего 7% от этого количества.
Неумолимую статистику можно продолжить. Минометный завод «Двигатель революции» уже с середины июня не справлялся с производственной программой. К 15 июня вместо 255 минометов был выпущен 91, план же по снарядам М-8 и М-31 был вообще сорван. С июля производство 120-мм минометов пришлось полностью прекратить, цеха делали только ходы к ним, но и в последнем не преуспели. План не был выполнен из-за неполучения обрезиненных колес ГАЗ-АА с Ярославского шинного завода № 736 и деталей ступичного устройства от автозавода. После полученных разрушений отливку картеров для коробки передач танка Т-34 пришлось передать соседнему станкозаводу. Не был выполнен даже сокращенный план производства реактивных снарядов для «Катюш». Вместо 121 тыс. штук удалось сдать фронту лишь 60,5 тыс., т.е. около 50%. Из-за налетов и восстановительных работ осталось невыполненным строительство термического отделения инструментального цеха и оборудования для него. Его пришлось перенести на 1944 г.
Таким образом, в результате повторных бомбардировок (первый раз «Двигатель революции» пострадал еще в ноябре 1941 г.) один из лучших заводов Горького был фактически выведен из строя до конца войны, превратившись, по сути, в мелкое предприятие, не игравшее большой роли в обеспечении фронта военной техникой.
Горьковский автозавод в конце года отчитался о «перевыполнении» плана! Впрочем, о подобных «достижениях» в пропагандистских целях заявили и руководители других предприятий, пострадавших от налетов. Причем зачастую получилось так, что если до бомбежек графики производства хронически не выполнялись, то после них дела резко шли в гору. Фактически же план ГАЗа на 1943 г. по основным видам продукции составлял: 50 тыс. автомобилей, 6200 танков Т-70, 4800 броневиков БА-64 и др. Однако в годовом отчете завода говорилось, что он выпустил 18,8 тыс. автомашин, 3346 Т-70 и 1100 БА-64, т.е. в 1,5 – 4разаменыпе положенного. Причем и эти цифры подвергаются сомнению, т.к. руководство завода вынуждено было прибегать к припискам. Как же тогда удалось перевыполнить план? Просто после налетов его постоянно пересматривали и в конце концов подогнали под реальный выпуск. Все это вполне было в духе времени.
Саратовский авиазавод № 292 выпустил в мае 1943 г. 286 истребителей, в июне, до 23-го числа, успел сдать фронту 173 самолета. Затем в июле, по данным завода, были выпущены всего 57 истребителей, однако это были полуфабрикаты, собранные в полевых условиях. К тому же указанная цифра вызывает сомнения. В августе с большим трудом удалось сдать ВВС 115 «Яков», в сентябре – 242. И лишь к концу октября формально удалось почти достичь до июньского уровня производства – 280 машин в месяц. Однако истребители, и без того не блиставшие качеством сборки, лишь условно годились для эксплуатации.
Глава 13
Новое наступление Абвера на Поволжье
В разгар решающих сражений на Восточном фронте социальная и криминогенная обстановка в районах Поволжья продолжала оставаться сложной. Основным очагом преступности являлась Сталинградская область. Разрушенный город и его окрестности наводнили преступники всех мастей, а оставшееся после кровопролитных боев самое разнообразное оружие облегчало их деятельность. Только за первое полугодие 1943 г. на территории Сталинградской области были ликвидированы 18 бандформирований с 916 участниками, арестованы свыше двух тысяч бандитов и дезертиров, которые совершали террористические акты, нападения на работников НКВД, бойцов и командиров войск НКВД, занимались грабежами колхозов и государственных предприятий.
Хотя большинство военнослужащих 6-й немецкой армии сдались в плен в течение первых дней февраля, отдельные их группы продолжали скрываться на территории Сталинграда и его пригородов и в последующие месяцы. Несмотря на регулярные облавы, многим из них удавалось долгое время «проживать» в городе. Этому помогали непроходимые завалы, груды развалин и множество уцелевших блиндажей и укрытий. В июле 1943 г., т.е. спустя полгода после капитуляции Паулюса, в ходе широкомасштабной операции, проводившейся сотрудниками НКВД Сталинградской области, было выловлено большое число немецких солдат и офицеров и др. преступных элементов, у которых изъяли почти 500 винтовок, 25 пулеметов, 14 автоматов, девять противотанковых ружей и т.д. Часть сумевших избежать плена солдат Вермахта, в частности русских добровольцев, растворилась на просторах Нижнего Поволжья. Так, в июле органами НКВД был случайно арестован некто И. Ф. Шапкин, который, как выяснилось, ранее служил в Вермахте, а затем в течение четырех месяцев под видом глухонемого проживал в деревне Ивановка Саратовской области.
В то же время спецслужбы Третьего рейха не оставляли попыток дестабилизировать глубокий тыл Красной Армии путем заброски с самолетов шпионов и диверсантов. В письме Сталинградского обкома ВКП(б) и исполкома облсовета во все советские и партийные органы области от 17 июня отмечалось, что «противник усилил заброску на территорию Сталинградской области парашютистов,
GIGразведчиков-радистов, диверсантов и иной агентуры для разведывательной и диверсионной деятельности в нашем тылу». В сентябре на территории Иловацкого района Сталинградской области местным органам власти добровольно сдались участники разведгруппы противника, которые сообщили о том, что вместе с ними через линию фронта на территорию Баландинского района Саратовской области была переброшена еще одна группа, члены которой также были намерены явиться с повинной.
Активно велась заброска агентов разного профиля и в соседние регионы. Так, в июне бойцами истребительного батальона Красноярского района Астраханского округа были арестованы пять немецких парашютистов, которые имели задание вести разведку перемещения воинских частей и техники. При задержании у них были изъяты автоматы, радиостанция, топографические карты и крупная сумма советских денег. В этом же месяце на территории Астраханской области выявлена группа агентов-парашютистов из пяти человек, которые добровольно сдали оружие и назвали приметы высаженных в районе озера Баскунчак участников другой разведывательной группы из шести человек. В октябре под Астраханью была десантирована разведгруппа из пяти человек, которую возглавлял кадровый сотрудник немецкой военной разведки. Группа имела задание установить контакты с действовавшими в этой местности бандитскими формированиями и активизировать их, кроме того, вести сбор разведывательных данных о дислокации и передвижении воинских частей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.