Диоген Лаэртский - Жизнь, учения и изречения знаменитых философов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов"
Описание и краткое содержание "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов" читать бесплатно онлайн.
Диоген из Лаэрты в Киликии (первая половина III в. н. э.), грамматик афинский, оставил нам единственную написанную в античности "историю философии" — 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей, начиная с семи мудрецов и кончая стоической и эпикурейской школами. Его трактат представляет собой любопытнейшую и интереснейшую античную смесь важного и неважного, первостепенного и второстепенного, серьезного и забавного. Благодаря этому современный читатель может окунуться в безбрежное море античной мысли и "подышать воздухом" подлинной античной цивилизации. Кроме сочинений Диогена в настоящее издание входят биографии Платона, Пифагора, Плотина и Прокла, написанные другими авторами — Олимпиодором, Порфирием и Марином. Примечания, Хронологическая таблица, Таблица преемственности философских школ и Карта (по Диогену Лаэртскому) составлены М.Л.Гаспаровым.
78
Разночтения в рукописях; может быть, следует читать: "51 олимпиады".
79
АПл. II 3.
80
Каллимах. Эпиграммы I.
81
Ср. ниже, I 92, конец.
82
Поэт Алкей принадлежал к числу политических противников Питтака, отсюда его бранные слова; см. выше, I 76.
83
Тоже намек политических противников на низкое происхождение Питтака. Песенка с упоминанием тирана Питтака, моловшего хлеб, сохранена Плутархом ("Пир семи мудрецов", 14).
84
Речь идет о мессенских девушках, взятых в плен спартанцами при завоевании Мессснии в середине VII в. до н. э. ("II мессенская война").
85
См. выше, I 31.
86
Пояснительная интерполяция в тексте Диогена Лаэртского.
87
ПА VII 90 и 81.
88
Т. е. "а каковы они — этого людям знать не дано".
89
См. выше, 184.
90
По-видимому, как пример к Гераклитову тезису "многие дурны, немногие хороши", перекликающемуся с нижеприводимой сентенцией Бианта.
91
ПА VII 158; очень популярное стихотворение, приписывавшееся даже Гомеру. Последующее замечание Диогена, что Гомер жил задолго до Мидаса, — домысел на основании того, что этот мифический царь у Гомера не упоминается.
92
ПА XIV 104. Эту загадку упоминает еще Аристотель ("Риторика" III 2), но без имени Клеобулины.
93
ПА VII 618.
94
Подробный рассказ о Периандре и его сыновьях — у Геродота. Ист. III 48–53 и V 94–84.
95
Геродот. Ист. I 20. Друг-гостеприимец (ксен) — нечто вроде кавказского «кунака», человек, связанный договором о дружбе, передающимся от отца к сыну.
96
ПА VII 619 и 620.
97
Опять намек на Платона ("Протагор" 343 а).
98
О том, как Периандр сжег одежды всех коринфянок, чтобы жена его могла одеться ими за гробом, см.: Геродот. Ист. V 92; о войне Периандра против Прокла — III 51.
99
Фольклорная метафора (см. Геродот. Ист. V 92).
100
Об Анахарсисе ср.: Геродот. Ист. IV 46, 76.
101
ПА VII 92.
102
Т. е., чтобы играть на флейте, нужно прежде напиться допьяна.
103
По-видимому, загадка об углежогах, жгущих уголь в лесу и продающих его в городе.
104
Ср. выше, 130.
105
"Протагор" 343 а.
106
Это те самые алтари, посвященные "неведомому богу", о которых в "Деяниях апостолов" (17, 23) напоминал афинянам апостол Павел.
107
Куреты — божественные хранители Зевса-младенца, впоследствии — жрецы критского культа Зевса; корибанты — жрецы малоазийского культа Матери богов.
108
Благие богини — евмениды, евфемистическое имя Эриний, богинь мщения.
109
Мунихий — крепость в афинском порту Пирее; здесь располагался македонский гарнизон, занимавший Афины в III в. до н. э.
110
Поражение спартанцев в войне с Тегеей в 560-х гг. до н. э., о котором см.: Геродот. Ист. I 66 сл.
111
Пала Мессения за сто лет до Ферекида, во II Мессенскую войну (VII в. до н. э.), и через сто лет после Ферекида, в III Мессенскую войну (V в. до н. э.).
112
В Спарте были в ходу не серебряные, а железные деньги.
113
См. прим. 6 к книге IV.
114
Игра слов: ge — «земля» и geras — "дар".
115
ПА VII 93.
116
АПл. III 128.
КНИГА ВТОРАЯ
117
Диоген Лаэртский ошибочно приписывает Анаксимандру учение Анаксагора о луне и солнце.
118
Солнечные часы (гномон в широком смысле слова) определяли время дня по направлению тени от стоячей «стрелки»; гномон (в узком смысле слова) вдобавок к этому определял время года (солнцестояния и равноденствия) по длине тени.
119
Хронологическая неувязка: по-видимому, на Анаксимандра перенесены хронологические данные об Анаксимене или Пифагоре. Якоби предполагает лакуну: (Учеником его был Пифагор, расцвет которого приходится…).
120
См. выше, I 34 и прим. 38.
121
Т. е. персидский царь. Греки рассматривали (не без оснований) азиатскую державу как Мидийское царство, в котором царствовала персидская династия.
122
Ошибка: следует читать "при архонте Каллиаде". Каллий был архонтом не в 430, а только в 456 г. до н. э.
123
Термин, по-видимому, не принадлежит самому Анаксагору.
124
Устойчивое мнение античных ученых, (ср., напр., Гиппократ. Афоризмы V 48), основанное на представлении, что правая сторона всегда сильнее.
125
Этот метеор показывали и почитали еще в I в. н. э. при Плинии ("Естественная история" II 149).
126
Несохранившаяся трагедия. Еврипид, "философ на сцене", считался учеником Анаксагора уже в александрийскую эпоху.
127
Ср. то же о Диогене — ниже, VI 49.
128
Анахронизм: галикарнасский тиран Мавсол правил много позже, в 377–353 гг. до н. э. Название его великолепной гробницы (Мавсолей) стало нарицательным.
129
Т. е. Анаксагор первый начал искать у Гомера этические аллегории, а Метродор — физические аллегории. Текст сомнителен; перевод по чтению Коте.
130
Ошибка: следует читать "при Демотионе", архонте 470 г. (Плиний называет 467 г.).
131
Обвинение в персидской измене было обычным при политическом преследовании даже много лет спустя после греко-персидских войн.
132
Ср. ниже, II 35 (о Сократе) и II 55 (о Ксенофонте).
133
Ср. ниже, 1Х 34–35.
134
ПА VII 94–95.
135
Платон. Феэтет 149 а.
136
В сохранившемся тексте «Облаков» Аристофана таких строк нет. Имеется в виду или другая, более ранняя редакция комедии Аристофана, или одноименная комедия Телеклида.
137
"Воспоминания о Сократе" 1, 2, 31.
138
На этом построен весь сюжет комедии "Облака".
139
Гомер. Одиссея IV 392.
140
Ср. Платон. Критон 52 b; «Апология» 28 е.
141
"Чтобы не захлебнуться в ней", — поясняет византийский словарь Суды. Ср. ниже, IX 11. Об искусных водолазах с острова Делос упоминают и другие античные писатели.
142
Ср. Платон. Пир 219 е — 221 b
143
Платон. Апология 32 be.
144
После морской битвы при Аргинусах афинские стратеги не могли похоронить тела убитых и поэтому, несмотря на победу, были осуждены афинским судом.
145
Речи Сократа в темнице — содержание диалогов Платона «Критон» и "Федон".
146
Анахронизм: это стихи Филемона, поэта III в.
147
Версия фантастическая.
148
Аристофан. Облака 411–416 (пер. А. Пиотровского с небольшими изменениями).
149
Там же, 363–364.
150
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов"
Книги похожие на "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Диоген Лаэртский - Жизнь, учения и изречения знаменитых философов"
Отзывы читателей о книге "Жизнь, учения и изречения знаменитых философов", комментарии и мнения людей о произведении.