Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великие культуры Месоамерики"
Описание и краткое содержание "Великие культуры Месоамерики" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена колыбели одной из древнейших цивилизаций – индейской культуре Мексике и Центральной Америки доколумбова периода. Автор справедливо отмечает, что аборигены Америки создали высокую цивилизацию, плодами которой пользуется и гордится все человечество. В латинской Америке до испанского завоевания цивилизация достигла наибольшего расцвета в Месоамерике и Андской зоне.
Деметрио Соди обобщил достижения ученых и дал систематизированное изложение развития цивилизации в этой части света.
Наиболее поздние ольмеки, о которых упоминается в хрониках испанского монаха Бернардино де Саагуна (Книга X его «Общей истории дел в Новой Испании»), – это ольмеки побережья Мексиканского залива, современники «империи» ацтеков, жившие на указанной территории во время Конкисты. Информаторы Саагуна называли их «ольмекауиштотин-миштека». Указывалось, что они разговаривали на варварском языке, т. е. не на языке информаторов – ацтеков. (Ацтеки говорили на языке науа, или науатль. ) Однако упоминалось также, что некоторые из них разговаривали и на науатль, и Саагун отождествляет их с миштеками побережья, т. е. Миштекильи. Из документов XVI в. нам известно, что в тот период в указанном районе действительно разговаривали на миштекском языке. В упомянутом районе находится селение, называемое Миштан, давшее, очевидно, название миштека. Поскольку там же обнаружена миштекская керамика, можно не сомневаться в том, что миштеки, о которых говорили информаторы, действительно там жили. Вместе с тем, насколько нам известно, с указанными миштеками проживали и науа, а также население, принадлежавшее к группам михе-пополока, язык которого сохранился в этом районе до настоящего времени, тогда как миштекский язык вымер.
Хименес Морено говорит буквально следующее: «Последние ольмеки побережья и близлежащих районов нагорья принадлежат к пополока-миштекам, в той или иной степени ассимилированным науа, рядом с которыми проживали чинантеки и михе-пополоки, которые, по всей вероятности, представляют собой более древний слой».
По данным историка Чимальпаина, более ранние ольмеки Чалько-Амакемекан были современниками первых чичимекских правителей XIII в. Амакемекан, называемый в настоящее время Амекамека, расположен у подножия вулканов Истаксиуатль и Попокатепетль в мексиканской Сьерра-Неваде. Данные Чимальпаина подтверждают, что ольмеки жили там до 1261 г. и были вытеснены захватчиками – чичимеко-тотолимпанеками и тлашкальтеками.
Эти ольмеки назывались также шочмеками или шочтеками и куиауистеками. Последнее название совпадает по смыслу с ньюсаби, самоназванием миштеков. И действительно, один властитель из Тлакшиако во время правления Моктесумы II заявил на миштекском о своих правах на огромную территорию, простиравшуюся до вулканов, т. е. до Амекамека. В Теночтитлане, столице ацтеков, была колония миштеков, называемых тлаилотлаке, т. е. «вернувшиеся». Некоторые куикатеки (родственные миштекам) вспоминали, что были в Амекамеке. С другой стороны, существует несомненная связь между миштекской керамикой и керамикой Ацтека-1 – Чолультека-1.
Хронисты говорят и об ольмеках из Чолулы и Тлашкалы, существовавших гораздо раньше, примерно в XII в., и бывших свидетелями гибели так называемой тольтекской «империи». Считается, что наиболее вероятная дата падения тольтекской столицы Тулы—1156 или 1168 г. После того как из «империи» вышли науа и отоми, оставшиеся племена, известные в истории под названием науатлакских, эмигрировали.
Одно из этих племен, чолультеки, сохранило воспоминания о своем тольтекском происхождении. Из различных источников известно, что это были тольтеко-чичимеки, которые кочевали до тех пор, пока не стали рабами ольмеков в Чолуле. Несколько позже им удалось изгнать поработителей при помощи их же оружия и начать борьбу с соседними народами – шочимильками, айапанками, тешалоке и др. В своей борьбе они опирались на помощь чичимеков, родственных с отоми. Видимо, в то время эти шочимильки принадлежали к ольмекам, а возможно, что это шочимеки, жившие в Чалько-Амакемекане. Однако эти собственно ольмеки после их выселения из Чолулы двинулись в двух направлениях: одни к Сьерре Сакатлан, на территории нынешнего штата Пуэбла (ольмеки Сакатека), а другие к югу (ольмеки-Шикаланка).
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что тольтеки, жившие после падения Тулы, миштеки и ольмеки из Чолулы были тесно связаны друг с другом, а исторические источники называют их всех (а также и некоторых других, как, например, шочимильков) ольмеками.
Для того чтобы разобраться в этом кажущемся запутанным смешении различных групп, называемых ольмеками, Хименес Морено, используя классификацию их керамики, сделанную археологами, предлагает следующую гипотезу:
1. «Поскольку, по всей вероятности, керамика Чолультека-I и Ацтека-I возникла в Ла-Миштеке, ее можно, видимо, соотнести с этими наиболее поздними ольмеками, которые идентифицируются с группами науа-миштеков (до такой степени, что их современные потомки – это население, говорящее на языке науатль на юге штата Веракрус, а также в Сьерре Сакатлан, где этот диалект в XVIII веке определяли как ольмекско-мексиканский). Именно так можно было бы объяснить тот факт, что как для тольтекской, так и для миштекской культуры существует общая основа, своего рода общий знаменатель. С керамикой Ацтека-1 – Чолультека-I теснейшим образом связаны гончарные изделия Серро-Монтосо и острова Сакрифисьос, что, таким образом, могло бы говорить о распространении ольмекской культуры Чолулы после X века до самого побережья, что не противоречило бы и историческим источникам».
2. «В соответствии с этим как обосновавшиеся в Чолуле тольтеко-чичимеки, так и родственные им кулуа во время основания нового Кулуакана, после разрушения тольтекской «империи» столкнулись с группами ольмеков (под этим названием либо под названием шочимеков или шочимильков). После подавления ольмеков они переняли тем не менее их керамику (Ацтека-1 – Чолультека-I). Хотя керамика тольтеко-чичимеков и кулуа во время их проживания в Туле и принадлежала к типу Масапан – Койотлателько – Матлацинка-II, впоследствии она была утрачена и возобладала культура, представленная гончарными изделиями типа Ацтека-1 – Чолультека-I, керамикой миштеков, Серро-Монтосо и острова Сакрифисьос».
Саагун записал древнейшее предание, где рассказывается о людях, прибывших морем в Пануко и обосновавшихся на длительное время в Тамоанчане. В один прекрасный день их мудрецы снова сели на корабли и поплыли на восток, заверив оставшихся, что вернутся лишь накануне конца света. Тогда несколько старцев, оставшихся в Тамоанчане, среди них Ошомоко и Сипактональ, внесли поправки в календарь. В предании говорится, что жители Тамоанчана ходили молиться в Теотиуакан, из чего можно сделать вывод, что этот город находился неподалеку. Говорилось также, что, как и Чолула, он был построен великанами. Видимо, это и были ольмеки из Тамоанчана, полумифического-полуреального селения, т. е. места их происхождения, в последующем обнаруженного на географических картах.
Далее Саагун так пересказывает указанное предание: «Когда все находились в Тамоанчане, несколько семейств заселили провинции, называемые теперь Ольмека Уиштоти. В старину они знавали чары и волшебство, а их вождь и господин по имени Ольмекатль Уиштотли заключил союз с дьяволом. Об этих людях, назвавшихся по имени своего вождя ольмеками-уиштотин, рассказывается, что, выйдя из Туллана, они пошли вслед за тольтеками и направились на восток, взяв с собой рисунки с отображением своих магических действий. Прибыв на побережье (в порт), они остались, поскольку не смогли пересечь море. От них происходят те, кто называется в настоящее время анауака-миштеками. Их предки поселились там, поскольку их господин выбрал ту землю, очень хорошую и очень богатую. Они же изобрели способ изготовления вина из земли. Начала делать его одна женщина, научившаяся накалывать листья магея и добывать мед, из которого делается вино под названием майяуэль. Того, кто первым нашел корни, которые бросают в мёд, звали Патекатль. А авторы изобретения рецепта изготовления пульке, так, как его делают и сейчас, назывались Тепустекатль, Куатлапанки, Тлилоа, Папастакцокака, все они изобрели способ изготовления пульке на горе, называвшейся Чичинауиа, а поскольку это вино образует пену, они назвали также эту гору Попосональтепетль, что означает пенистая гора; сделав вино, они пригласили всех старейшин, стариков и старух на уже упоминавшуюся гору, где всем дали поесть и выпить изготовленного вина; каждому, кто был на банкете, дали по четыре чашки вина, и никому не дали пятой, дабы не напивались. А был там один куэштек, вождь и господин куэштеков, который выпил пять чашек вина и потерял рассудок, а будучи без рассудка, он посрывал свои одежды и обнажил свои срамные места, отчего эти изобретатели вина сбежались, страшно оскорбившись, и объединились все, чтобы наказать его; однако как только куэштек узнал об этом, от стыда он убежал от них вместе со своими вассалами, кто понимал его язык; и пошли они все к Панотлану, откуда и пришли, который и теперь называется Панотлан, а испанцы его зовут Пануко. А прибыв в порт, не смогли идти дальше, потому там и обосновались, а зовут их теперь тонейоме, что означает на индейском языке (на мексиканском) тоуампоуан, а на романском – «наши ближние»; а свое имя куэштеки взяли у твоего вождя и господина, называвшегося Куэштекатль.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие культуры Месоамерики"
Книги похожие на "Великие культуры Месоамерики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики"
Отзывы читателей о книге "Великие культуры Месоамерики", комментарии и мнения людей о произведении.