» » » » Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики


Авторские права

Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики

Здесь можно скачать бесплатно "Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Знание, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики
Рейтинг:
Название:
Великие культуры Месоамерики
Издательство:
Знание
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великие культуры Месоамерики"

Описание и краткое содержание "Великие культуры Месоамерики" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена колыбели одной из древнейших цивилизаций – индейской культуре Мексике и Центральной Америки доколумбова периода. Автор справедливо отмечает, что аборигены Америки создали высокую цивилизацию, плодами которой пользуется и гордится все человечество. В латинской Америке до испанского завоевания цивилизация достигла наибольшего расцвета в Месоамерике и Андской зоне.

Деметрио Соди обобщил достижения ученых и дал систематизированное изложение развития цивилизации в этой части света.






В сельском хозяйстве наблюдается совершенствование методов земледелия, расчищаются большие земельные участки, вводится система террас. Вместе с тем люди еще в значительной степени зависят от охоты, поскольку в то время долина Мехико часто страдала от засушливого климата.

В целом сохраняется технология предшествующего периода, однако появляются зубила для дробления камня, пробойники для сверления отверстий и мастерки из вулканической породы для выравнивания поверхности пола и стен

Гончарные изделия производятся не только для собственного пользования, но и на продажу, керамика начинает вывозиться в другие области. Широкое распространение получает производство предметов роскоши, которое вместе с земледелием, охотой и рыбной ловлей дополняет картину специализации трудовой деятельности.

Происходят большие перемены и в области религии. Хотя колдуны полностью и не исчезают, их потеснил нарождающийся слой жрецов, играющих роль посредников между людьми и богами. Все большую популярность приобретает культ Уэуэтеотля, бога огня, и появляются первые грубоватые изображения бога воды, чаще всего на горлышке глиняных бутылей.

Погребальный ритуал становится более сложным. Возникает обычай хоронить важных особ в каменных гробницах, построенных внутри культовых сооружений или у основания храмов. Часто, как, например, в Куикуилько, они располагаются лучеобразно.

Керамика сохраняет формы и цветовую гамму предшествующего периода, однако преобладают полихромные изделия на базе красного, кофейно-желтоватого, белого и кремового цветов, иногда с резным рисунком и использованием «негативной» росписи темных тонов, сосуды-тетраподы с ножками в виде женских грудей, лунообразной и цилиндрической формы, тарелки с выступом (ребром) у основания, высокие кольцевые поддоны (основания), подставки в форме катушки, сосуды с носиком и т. д.

Иногда попадаются керамические изделия, привезенные из других мест. Так, в Серро-дель-Тепалькате обнаружена керамика, происходящая из Чупикуаро (Гуанахуато), доставленная, вне всякого сомнения, по реке Лерма; керамика эта двуцветная и одноцветная, встречаются также фигурки типа Н4. Все это оказало влияние на местные гончарные традиции и положило начало новым видам изделий, производимым главным образом в Куаналане, Аскапоцалько, Шико и др.

Усложнение религии, точнее, создание стройной религиозной структуры, должно было привести к появлению величественной архитектуры. На начальном этапе, когда богов считали практически человеческими существами, храмы представляли собой всего лишь копии обычных хижин. Однако на основе гражданских форм постепенно возникают каменные строения. В этой связи огромное впечатление производит археологическая зона Куикуилько, где расположены самые древние архитектурные сооружения (пирамиды) не только в Месоамерике, но и на всем континенте.

С этим утверждением согласны не все специалисты. Р. Пинья-Чан относит к числу выдающихся архитектурных сооружений этого периода развалины Серро-дель-Тепалькате, которые включают (как и Куикуилько) ряд надстроек пирамиды, относящихся к реконструкциям более позднего периода. Видимо, накануне каждой реконструкции храм сжигался, возможно для отпугивания злых духов, и приносились соответствующие жертвы к основанию здания. По данным радиоуглеродного метода, сооружения Серро-дель-Тепалькате можно отнести к 450 г. до н. э.

Изучение Куикуилько началось в 1922 г. специалистами университета Аризоны во главе с Байроном Каммингсом, который был вынужден использовать взрывчатку для снятия покрывавших памятник скалистых вулканических пород, образовавшихся в результате извержения Шитли, одного из кратеров вулкана Ахуско. В некоторых местах слой вулканической породы достигал 8 м. Подобно Серро-дель-Тепалькате, пирамида Куикуилько неоднократно восстанавливалась и реконструировалась. Она была построена на огромной искусственной террасе. После раскопок пирамиду, существенно пострадавшую во время взрывов, нужно было облицевать камнем, что в какой-то мере нарушило ее первоначальный вид. Однако в целом можно сказать, что ее современная форма в значительной мере напоминает то, что сохранилось до извержения вулканической лавы.

В настоящее время пирамида состоит из четырех террас, поставленных друг на друга. Их высота – примерно 18 м. Основание пирамиды представляет собой почти окружность с максимальным диаметром 135 м. Угол наклона ее ярусов (ступеней) составляет около 45°. Стены пирамиды – наклонные и не относятся к последнему ее варианту, разрушенному в результате взрывов. То же самое можно доказать и для стен, находящихся на глубине 4—6 м от современного уровня земли и поэтому лучше сохранившихся.

С восточной стороны пирамиды находилась специальная лестница, которую не удалось реконструировать, поскольку она была полностью разрушена. Напротив, с западной стороны у пирамиды был специальный откос – «пандус», совпадающий с осью лестницы. В верхней части сохранились развалины, позволяющие говорить о возможности существования пятой террасы, расположенной под прямым углом по отношению к сохранившимся руинам. Основу сооружения составляет центральная часть, вокруг которой в течение различных эпох и возводилась пирамида. В самой центральной части можно обнаружить следы различных эпох. Вокруг нее возводились концентрические кольца, образующие пирамиду. Интересно также отметить, что у подножия западного откоса обнаружен своего рода алтарь – каменные плиты, образующие свод, покрашенные в красный цвет, возможно символизирующие тело змея. Это не единственный алтарь: вокруг пирамиды обнаружено еще несколько.

Этот важный памятник архитектуры, вместе с археологической зоной Тикоман, положил начало культурной традиции, известной под названием «Тикоман-Куикуилько», которая, как мы увидим в следующей главе, сыграла чрезвычайно важную роль в формировании теотиуаканской культуры.

Так развивалась в общих чертах культура обитателей Месоамерики в поздний доклассический период.

Ольмеки

Мы уделяем большое внимание ольмекам не только из-за их важной роли, но и потому что исследование их во многих аспектах дает возможность обобщить всю историю Месоамерики.

По мнению Вигберто Хименеса Морено, 1941 и 1942 гг. представляют собой самый важный этап в развитии мексиканской археологии. И действительно, в 1941 г. в Мехико состоялся «круглый стол» Мексиканского антропологического общества. В 1942 г. аналогичное мероприятие было проведено в г. Тустла-Гутьеррес. Во время этих «круглых столов» были рассмотрены проблемы чрезвычайной важности. В Мехико – роль, которую сыграли независимо друг от друга, однако в тесной исторической связи, города Теотиуакан и Тула. Во время «круглого стола» удалось преодолеть существовавшее заблуждение, в результате которого смешивали Теотиуакан с тольтекской Тулой. В г. Тустла-Гутьеррес удалось выяснить, хотя еще и не в полной мере, что относилось к ольмекской культуре, и дать определение этому явлению.

На указанном заседании было отмечено, что «термин «ольмеки» означает «жители страны каучука», т. е. южной части мексиканского штата Веракрус и северной части штата Табаско. Он мог, таким образом, использоваться применительно к сменявшим друг друга народам различной этнической и языковой принадлежности, которые одновременно или последовательно проживали в указанном регионе».

Вместе с тем, по данным историографов и хронистов XVI в., ольмеки проживали не только в «стране каучука», но и заселяли некоторые другие области, как, например, современное Мексиканское нагорье. Жители этих мест зачастую никоим образом не ассоциировались с населением побережья, и неизвестно, назывались они ольмеками из-за своего происхождения или из-за позднейшего места жительства.

Хотя и очевидно, что «круглый стол» 1942 г. пытался выяснить проблему археологических ольмеков, которые оказывали влияние на различные культуры Месоамерики начиная со среднего доклассического периода, в результате чего их культура вполне справедливо рассматривалась в качестве прародительницы, не подлежит сомнению и тот факт, что другие ольмеки, в случае невнимания к их хронологии и особенностям культуры, могли внести путаницу в историю. Этот вопрос поднял Хименес Морено, написавший работу о развитии различных ольмеков в течение многовековой месоамериканской истории.

Именно поэтому до краткого описания культуры археологических ольмеков, которые представляют для нас наибольший интерес в этой главе, имеет смысл поговорить об исторических ольмеках. Подобно Хименесу Морено, мы будем излагать материал ретроспективно – от более позднего к более раннему, т. е. начнем с ольмеков периода Конкисты и закончим археологическими, «истинными» ольмеками.

Наиболее поздние ольмеки, о которых упоминается в хрониках испанского монаха Бернардино де Саагуна (Книга X его «Общей истории дел в Новой Испании»), – это ольмеки побережья Мексиканского залива, современники «империи» ацтеков, жившие на указанной территории во время Конкисты. Информаторы Саагуна называли их «ольмекауиштотин-миштека». Указывалось, что они разговаривали на варварском языке, т. е. не на языке информаторов – ацтеков. (Ацтеки говорили на языке науа, или науатль. ) Однако упоминалось также, что некоторые из них разговаривали и на науатль, и Саагун отождествляет их с миштеками побережья, т. е. Миштекильи. Из документов XVI в. нам известно, что в тот период в указанном районе действительно разговаривали на миштекском языке. В упомянутом районе находится селение, называемое Миштан, давшее, очевидно, название миштека. Поскольку там же обнаружена миштекская керамика, можно не сомневаться в том, что миштеки, о которых говорили информаторы, действительно там жили. Вместе с тем, насколько нам известно, с указанными миштеками проживали и науа, а также население, принадлежавшее к группам михе-пополока, язык которого сохранился в этом районе до настоящего времени, тогда как миштекский язык вымер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великие культуры Месоамерики"

Книги похожие на "Великие культуры Месоамерики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Деметрио Соди

Деметрио Соди - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики"

Отзывы читателей о книге "Великие культуры Месоамерики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.