Фредерик Шерман - Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)"
Описание и краткое содержание "Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)" читать бесплатно онлайн.
Автор этой книги знал войну не понаслышке. Командир авианосца, а затем авианосной оперативной группы, он прошел сквозь ад крупнейших сражений на Тихом океане. Коралловое море, Гилбертовы и Маршалловы острова, залив Лейте и, как венец карьеры, потопление суперлинкора “Ямато” – вот этапы боевого пути Фредерика Шермана.
В течение этого периода обе стороны часто вели воздушные бои. Наша авиация сбила много самолетов противника, и истощение воздушных сил сыграло большую роль в ослаблении японцев. Однако ни бомбардировки, ни обстрелы с моря не имели решающего значения в деле выведения этих аэродромов из строя.
Следующим шагом, намеченным по плану для выполнения силами южно-тихоокеанского театра, был захват и оккупация о. Нью-Джорджия. Согласно плану, 21 июня 4-й рейдерский батальон морской пехоты высадился на мысе Сеги в юго-восточной части этого острова, где должен был строиться аэродром для истребителей в целях обеспечения воздушной поддержки при намеченном планом наступлении. А 30 июня на о. Рендова высадились при поддержке крупных сил кораблей и авиации армейские части, которые должны были установить там свои полевые орудия для поддержки штурма на о. Нью-Джорджия. Были также высажены десанты на северном побережье в районе Байроко – Эногаи, чтобы изолировать японский гарнизон от мыса Мунда.
Для оказания поддержки высадке главных сил на о. Нью-Джорджия контр-адмирал Моррил 30 июня пошел на север по проливу Слот с крейсерами “Montpelier”, “Denver”, “Columbia” и “Cleveland” и эскадренными миноносцами “Philip”, “Pringle” и “Saufleu” и в полночь произвел артиллерийский обстрел района Буин – Шортленд на о. Бугенвиль. Это был первый случай, когда наши корабли отважились зайти так далеко по проливу Слот. Одновременно с ними эскадренные миноносцы “Renshaw” и “Waller” обстреляли район плантации на о. Коломбангара. Затем на рассвете войска высадились в указанных им пунктах.
После полудня 24 японских торпедоносца с сильным прикрытием истребителей атаковали наши транспорты у о. Рендова. Несмотря на сильный зенитный огонь, многие из них вышли на позиции для сбрасывания торпед. Флагманский корабль адмирала Тэрнера “McCawley” (бывший пассажирский лайнер “Santa Barbara”) получил попадание торпеды в среднюю часть и был сильно поврежден.
С него был снят весь личный состав, и уже шла подготовка к его затоплению, как вдруг из темноты выскочили наши торпедные катера, которые приняли его за корабль противника. Для них это был чрезвычайно благоприятный случай. Торпедные катера быстро выстрелили три торпеды, и все они попали в цель. Через 30 секунд флагман транспортов затонул.
В первый день операции истребители американской армии, флота и корпуса морской пехоты сбили в воздушных боях 101 самолет противника из 130 самолетов, принимавших участие в налетах.
Высадки были произведены в соответствии с графиком. В районе Байроко – Эногаи войска высадились 5 июля на Рисовой якорной стоянке, где они встретили упорное сопротивление. Однако к 12 июля они ликвидировали гарнизон в Эногаи-Инлит и перерезали японские пути сообщения, связывавшие Мунда с гаванью Байроко. Части, которые высадились на восточном и южном побережьях, быстро закрепились на своих позициях и, ведя ожесточенные бои, начали медленно продвигаться к аэродрому Мунда, которым мы овладели 5 августа.
Активность авиации в этой кампании была значительно выше, чем в любой предыдущий период действий на Соломоновых островах. Наша авиация, непрерывно патрулируя над конвоями и пунктами высадки и обеспечивая непосредственную воздушную поддержку наступавшим наземным войскам, сбила огромное количество самолетов противника – 259 истребителей, 60 бомбардировщиков, 23 пикирующих бомбардировщика и 16 поплавковых самолетов. Бомбардировщики дальнего действия проводили нейтрализующие налеты на аэродромы Рабаула и атаковали вражеские корабли, в то время как поисковые отряды обеспечивали охранение против надводных кораблей противника. Наконец части японской армейской авиации, находившиеся в Рабауле и понесшие тяжелые потери, были отозваны, и ведение дальнейших воздушных действий было предоставлено японскому флоту.
Первый бой в заливе Кула
Ночью 4 июля, накануне высадки на Рисовой якорной стоянке, соединение кораблей под командованием контр-адмирала Эйнсуорта в составе крейсеров “Honolulu”, “Helena”, “St. Louis” и эскадренных миноносцев “Nicholas”, “O'Bannon”, “Strong” и “Chevalier” обстреляло артиллерийским огнем позиции противника в Эногаи-Инлит и Вила-Станморе. “Strong” был торпедирован японской подводной лодкой, неожиданно встретившейся в этом районе[103].
Береговые батареи противника открыли по нему огонь осветительными снарядами, и на него налетели вражеские бомбардировщики. Несмотря на все это, большинство личного состава “Strong” было передано на “Chevalier” еще прежде, чем “Strong” затонул. Остальные члены экипажа были позднее подобраны из воды эскадренным миноносцем “Gwin”, охранявшим транспорты, но многие были убиты и ранены глубинными бомбами “Strong”, которые взорвались, когда корабль погрузился в воду.
Израсходовав почти весь боезапас и топливо, дивизия крейсеров после полудня 5 июля возвратилась на Эспириту-Санто, чтобы пополнить запасы. Однако Холси приказал Эйнсуорту вернуться обратно и перехватить “токийский экспресс”, который в ту ночь должен был идти с Бугенвиля на Нью-Джорджию с пополнением для гарнизона Мунды. Совершив обратный переход на большой скорости, крейсера вскоре после полуночи прибыли в залив Кула. Они могли пробыть там только до 2.00, потому что их цистерны были почти пусты. Когда до их ухода оставалось всего 20 минут, радиолокационная установка обнаружила на расстоянии 22 000 ярдов приближающиеся корабли.
На экране радиолокационной установки появились две группы кораблей противника: одна в составе пяти и другая в составе четырех эскадренных миноносцев. Наши корабли открыли сокрушительный огонь, и два японских корабля загорелись. Противник ответил залпами смертоносных торпед[104].
Три из них попали в крейсер “Helena”, которым командовал кэптен Сесиль, и под грохот артиллерии этот доблестный корабль затонул. Противник не ждал, пока выяснятся результаты его атаки, и отступил на север, не доставив в намеченный пункт пополнения[105].
Наше оперативное соединение отказалось от преследования, чтобы спасти уцелевший личный состав крейсера “Helena”. Предоставив двум эскадренным миноносцам выполнить это задание, остальные корабли вернулись в базу. Многие из находившихся в воде людей были подобраны, а часть из них добралась до находившихся в руках японцев о. Велья-Лавелья, где дружественно настроенные туземцы спрятали их от противника. Большинство из спасшихся в конечном счете добралось до своих.
В этом бою японцы потеряли два эскадренных миноносца “Нагацуки”[106] и “Ниицуки”, американцы потеряли крейсер “Helena”.
Второй бой в заливе Кула
Ночью 12 июля “токийский экспресс” снова пытался совершить рейс. Снова Эйнсуорт получил приказание перехватить его. Место крейсера “Helena” занял английский крейсер “Leander”, и число эскадренных миноносцев было увеличено, так что соединение теперь состояло из десяти кораблей этого класса и трех крейсеров.
Вскоре после полуночи один из наших самолетов, производивших ночной поиск, обнаружил на расстоянии всего 30 миль от наших кораблей приближавшиеся к ним крейсер и шесть эскадренных миноносцев противника. Теперь американцы чувствовали себя в этих водах как дома и были готовы к встрече с противником. Начав бой на встречных курсах и открыв артиллерийский и торпедный огонь, Эйнсуорт приказал своим кораблям одновременно повернуть на обратный курс, чтобы не проходить мимо кораблей противника. Этот приказ был передан по радиотелефону, но многие корабли не приняли его, и наша колонна пришла в полный беспорядок. “Leander” повернул с запозданием, вынудив “Honolulu” описать большую дугу. Как раз в этот момент в английский крейсер попала торпеда, и ему пришлось выйти из боя. Было замечено, что многие корабли противника горели и, очевидно, неподвижно стояли на месте. Затем торпеда попала в “St. Louis”, а через несколько минут две торпеды попали в правую скулу и кормовую часть флагманского корабля “Honolulu”. Попавшая в кормовую часть торпеда не взорвалась. В момент поворота был торпедирован и загорелся эскадренный миноносец “Gwin”. Кроме того, столкнулись два эскадренных миноносца, получив при этом незначительные повреждения.
Наша артиллерия сосредоточила свой огонь на легком крейсере “Дзинцу”. Теперь он ярко горел. Остальные корабли противника, выстрелив торпеды, снова отступили на север, а наши поврежденные корабли пошли в базу, кроме “Gwin”. Несмотря на воздушную атаку, “Gwin” был взят на буксир, но в 9.00 он начал быстро оседать, и его пришлось покинуть. Эскадренный миноносец “Ralph Talbot” потопил “Gwin” торпедами.
После войны выяснилось, что “Дзинцу” затонул и с ним погибли командир крейсера, адмирал, штаб адмирала и большая часть экипажа крейсера.
Хотя эти бои стоили нам дорого, противник понес в них такие потери, что ему пришлось отказаться от использования залива Кула и ограничиться отправкой малых кораблей и десантных барж в обход Велья-Лавелья и западнее Коломбангара.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)"
Книги похожие на "Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фредерик Шерман - Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)"
Отзывы читателей о книге "Война на Тихом океане. Авианосцы в бою (с иллюстрациями)", комментарии и мнения людей о произведении.