Павел Бойков - На главных направлениях
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На главных направлениях"
Описание и краткое содержание "На главных направлениях" читать бесплатно онлайн.
Под вечер 21 апреля блестящих результатов добился также младший лейтенант Алексей Балясников. Командуя четверкой самолетов Ла-5, он вступил в бой с 6 истребителями врага, сбил один из них и вынудил фашистов покинуть поле боя.
Так кончился еще один напряженный боевой день, в течение которого в семи групповых воздушных боях сбито 18 самолетов врага.
Но эти победы были омрачены гибелью отважного воздушного бойца, всеобщего любимца Николая Гринько. Верный сын Родины, воспитанник комсомола, Николай Гринько пал смертью храбрых в борьбе за счастье и независимость своего народа. Имя его не забыто. Старшина Николай Иванович Гринько похоронен на Малой земле в братской могиле вместе с морскими десантниками и пехотинцами.
За 20 и 21 апреля летчики специальной группы 201-й дивизии произвели с аэродрома Геленджик сотни боевых вылетов, провели 32 воздушных боя. В результате проведенных воздушных боев было уничтожено 28 и подбито 11 самолетов противника.
Высокое мастерство и героизм в воздушных боях показали в те дни также летчики В. Г. Аксенов, В. А. Брянцев, Н. П. Морозов, А. Г. Горохов, Ю. Г. Дмитриев, Н. И. Дубовский, Н. Н. Кузнецов, В. Ф. Кочетков, И. М. Пушкеля, А. А. Рябинин, Н. П. Разинов, В. В. Романов, Н. Ф. Фролов и другие.
В боевой характеристике авиационного корпуса, подписанной командующим 4-й воздушной армией, говорилось:
"2-й смешанный авиакорпус РВГК в составе 201-й истребительной и 214-й штурмовой авиационных дивизий совместно с остальными соединениями 4-й воздушной армии нанес ряд метких штурмовых и бомбовых ударов по боевым порядкам войск противника в районе Мысхако, в результате которых полностью была сорвана генеральная атака противника на участке десантной группы 18-й армии. Все атаки противника нашими десантными частями, воодушевленными примером боевых товарищей с воздуха, в этот день (20 апреля 1943 г.) были отбиты. Противник потерял 1700 человек убитыми и ранеными. Было сбито 38 самолетов противника.
Командующий 4-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации К. А. Вершинин.
Начальник штаба 4-й воздушной армии генерал-майор авиации А. 3. Устинов".
Высокая эффективность действий истребителей с аэродрома Геленджик подтвердила правильность решения Командования о создании специальной группы. Это позволило резко повысить многократное (до трех боев в одном вылете) использование истребителей, так как подлетное время было сокращено до 5 минут, а время нахождения над полем боя увеличилось до 50 минут. Так, за два дня истребители специальной группы провели над объектами прикрытия примерно 170 самолето-часов. Для достижения таких результатов с аэродромов Краснодарского аэроузла потребовалось бы задействовать две дивизии истребителей при четырехкратном увеличении расхода горючего.
Срыв наступления фашистов 20 апреля не означал прекращения попыток противника уничтожить части 18-й армии. Они продолжались с почти не убывающей силой.
Летчики 201-й авиационной дивизии гордились своим вкладом в боевые дела героических защитников Малой земли. С полным напряжением в сложных условиях базирования работал весь личный состав специальной группы. Аэродром под Геленджиком имел неудобные подходы, был мал и тесен для истребителей. Взлетно-посадочная полоса из морской гальки была зажата горами и упиралась одним краем в море, а другим - в отроги тор. Аэродром был почти на виду у врага и ночью постоянно подвергался налетам фашистских бомбардировщиков. К счастью, никто из людей не пострадал, но 2 самолета были выведены из строя. Были у фашистов попытки блокировать аэродром и истребителями. Воздушные бои в этих случаях часто начинались у самых границ аэродрома. Имели место и чисто технические трудности.
Истребители каждый день возвращались с повреждениями. Технический состав авиаполков и специалисты 524 бао, невзирая на бомбежку и обстрелы аэродрома, быстро и качественно восстанавливали поврежденные самолеты. Здесь истинное мастерство проявили И. А. Александров, Я. П. Андреев, И. А. Беглов, Н. В. Волков, М. П. Воловин, В. А. Гостев, А. В. Гурьев, А. М. Данилов, П. Н. Иванов, Е. Н. Костров, П. И. Шумихин, И. И. Кутузов, В. Н. Логинов, И. М. Приказчиков, Н. Т. Пашковский, С. С. Скородумов, А. Е. Липченко, Ф. Р. Шиманский, В. М. Пастушенко и другие.
Летчики делали по четыре-пять вылетов в день. Стремление к победе над врагом было так велико, что никто не вспоминал об усталости. Не считалось зазорным помочь техсоставу набить патронные ленты и заправить самолеты горючим и боекомплектом.
Особую трудность для летчиков составлял взлет с аэродрома Геленджик. В зависимости от направления ветра самолеты взлетали с полосы в сторону моря или вдоль морского берега через горы. Взлет в сторону гор считался самым опасным из-за термических воздушных потоков, присущих склонам горных хребтов, обращенным к солнцу. Максимальные вертикальные порывы потока наблюдаются в этом случае на высоте 50-150 м. Общая потеря высоты при взлете составляет до 50-70 м. Летчики учитывали эти особенности при взлете и заходе на посадку. Но, к великому сожалению, случались и катастрофы.
22 апреля стояла отличная погода. Безоблачное небо, жара. Самолеты взлетали в сторону гор. Техники и механики с замиранием сердца следили за своими командирами, провожая их в бой. Они желали летчикам успеха - победы над ненавистным врагом и счастливой посадки на родном аэродроме.
Когда солнце было в зените, 6 Ла-5 вырулили на старт. Первыми взлетели командир группы лейтенант Николай Смирнов с ведомым младшим лейтенантом Дмитрием Дековым. Высота 100 м - большую не набрать. Летчики, как всегда, в положенном месте стали выполнять первый разворот. И вдруг самолеты стремительно подбросило вверх, затем машины свалились на крыло и начали падать. Напрягая все силы, летчики пытались за считанные секунды выровнять самолеты, но безуспешно. И на глазах всего личного состава 2 истребителя врезались в скалы. В тяжелом состоянии летчиков направили в госпиталь, но Дмитрия Декова спасти не удалось...
Одним из лучших военных летчиков 437-го истребительного авиационного полка по праву считался заместитель командира эскадрильи старший лейтенант И. П. Чурилов. Немало было им одержано побед над гитлеровскими асами в огненном небе Сталинграда. В этих боях он возмужал, приобрел опыт, стал настоящим мастером воздушного боя. За боевую доблесть бесстрашный летчик был награжден двумя орденами Красного Знамени. Коммунист Иван Павлович Чурилов умело воспитывал и обучал своих подчиненных, настойчиво требовал от них железной воинской дисциплины.
24 апреля 1943 г. в 12 часов 40 минут 8 самолетов Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Д. Е. Тавадзе штурмовали артиллерийские батареи и пехоту противника в районе высоты 307,2, северо-западнее Новороссийска. Их прикрывали старшие лейтенанты И. П. Чурилов, М. Г. Шаповалов, лейтенант Б. М. Титов, младшие лейтенанты 3. Т. Бондарев, Н. М. Костин и А. Г. Стенников. "Илы" задание выполнили успешно. Но при отходе от цели группу штурмовиков атаковали 40 истребителей Ме-109.
Гитлеровские пилоты яростно набросились на советские самолеты.
"Лавочкины", делая головокружительные развороты, взмывая и пикируя, стреляя и увертываясь от пулеметно-пушечных трасс, отражали атаки, не подпуская "мессершмитты" к штурмовикам. Действуя дружно, напористо, оказывая друг другу помощь, советские летчики наконец сумели захватить инициативу. Вспыхнули 2 "мессершмитта". Еще один упал, сраженный меткой очередью Ивана Чурилова. Накал боя нарастал. Оставшимся 37 "мессерам" никак не удавалось прорваться к "илам".
В критический момент, когда 4 Ме-109 заняли позицию для открытия огня по замыкающему штурмовику, Чурилов бросился им наперерез, вывел самолет на уровень первой пары стервятников и нажал на гашетку. Один из немецких пилотов, увидев опасность, отвалил в сторону, но попал под пулеметный огонь Шаповалова и загорелся. Вспыхнул и самолет Чурилова, атакованный сразу несколькими немецкими истребителями.
Командирский Ла-5 пылал, как факел. Горели бензобаки и мотор. Встречный поток воздуха раздувал пламя, гнал его в кабину. Огонь жег ноги, руки, лицо, но Иван Чурилов продолжал вести бой. В эфире послышался его твердый голос: "За Родину! За партию!" Горящий истребитель, как метеор, понесся на Ме-109, который оказался ближе всех к нашему штурмовику, и настиг его. Фашистский пилот испуганно рванулся в сторону и врезался в "мессершмитт" соседней пары, обе машины врага разлетелись на части. Но в следующее мгновение взорвался и истребитель Чурилова.
Гитлеровцы не прорвались к штурмовикам. За десять минут скоротечного боя враг потерял 7 самолетов. Один из них сбил воздушный стрелок Авдеев из экипажа летчика Ил-2 лейтенанта Сорокина.
Наконец прибыло долгожданное подкрепление. Командир полка майор Я. К. Лышков во главе двух эскадрилий сумел внезапно атаковать неприятеля и сбить 4 Ме-109. Наши летчики использовали замешательство фашистов. Еще 2 Ме-109 рухнули на землю. "Мессершмитты" прекратили бой и ушли в сторону Анапы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На главных направлениях"
Книги похожие на "На главных направлениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Бойков - На главных направлениях"
Отзывы читателей о книге "На главных направлениях", комментарии и мнения людей о произведении.