» » » » Юрий Мерзляков - Путь в страну здоровья


Авторские права

Юрий Мерзляков - Путь в страну здоровья

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Мерзляков - Путь в страну здоровья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство «ПОЛЫМЯ», год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Мерзляков - Путь в страну здоровья
Рейтинг:
Название:
Путь в страну здоровья
Издательство:
«ПОЛЫМЯ»
Жанр:
Год:
1988
ISBN:
5-345-00186-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путь в страну здоровья"

Описание и краткое содержание "Путь в страну здоровья" читать бесплатно онлайн.



ЗА ЗДОРОВЬЕМ И ДОЛГОЛЕТИЕМ

Ю. А. Мерзляков

ПУТЬ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ

МИНСК

«ПОЛЫМЯ»

1988

ББК 53.57

М52 УДК 615.851

Рецензенты:

А. В. Манулик – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения БелГИУВ;

А. И. Ключников – кандидат медицинских наук

Рекомендовано Республиканской федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства

Мерзляков Ю. А.

М52 Путь в Страну Здоровья: Методы лечеб. и профилакт. психофиз. самовоздействия. 3-е изд., перераб. и доп. –Мн.: Полымя, 1988. – 143 с: ил. – (За здоровьем и долголетием).

ISBN5-345-00186-3

Беседуя с читателем о здоровье, автор – врач-психотерапевт рассказывает, как, воздействуя на свою психику, можно снимать нервное напряжение, вырабатывать положительное эмо­циональное состояние, избавлять от чрезмерной ранимости, то есть повышать защитные силы организма и укреплять нервную систему.

1-е издание книги вышло в 1982 году, 2-е – в 1983-м. В 1985 году книга переиздана Кемеровским книжным издатель­ством, в 1986-м – болгарским издательством «Медицина и физ­культура».

Адресуется широкому кругу читателей.

4110000000-195

М M306(03)-88 5988

ББК 53.57

©Издательство «Полымя», 1982

©Издательство «Полымя», 1988, переработанное и дополненное

ISBN 5-345-00186-3






Глубина гипнотического сна и его лечебное действие в прямой зависимости не находятся. Бывает, что человек очень хорошо погружается в гипноз, а лечебный эффект незначительный, и наоборот. Кстати, находящийся в гипнозе человек не полностью отключается от окружающего. Он со­храняет связь с врачом, слышит его голос (даже более четко, чем в состоянии бодрствования), воспринимает посторонние звуки, хотя отдаленно, нечетко.

Существует три степени гипнотического сна. Первая –гипотаксическая (общее успокоение). Человек просто рас­слаблен. При желании он может пошевелиться, самостоятель­но открыть глаза. Вторая степень – каталептическая (воско­вая гибкость). Человек сам уже не может пошевелиться, открыть глаза или встать. Если врач поднимет его руку, она может на некоторое время повиснуть в воздухе. Если придать руке качательное движение, она и будет покачиваться, как маятник. В этой же стадии может наступить потеря болевой чувствительности: больной не чувствует укола иглой. И что удивительно: в месте укола не выступает кровь.

Третья, самая глубокая степень – амнестическая (сте­пень «забывания»). Пациент убежден, что он спал, но это не так: просто он не помнит, что с ним было.

На протяжении жизни у человека меняется способность погружаться в гипнотический сон. Так, в раннем детстве

100

он просто засыпает. Начиная с 5—8 лет гипнобильность слабая: ребенок не понимает, что от него хотят. Считается, что до 10—11 лет психика еще не сформирована, поэтому гипнозу ее подвергать не следует. В 13—16 лет гипнобильность очень высокая; к 50—60 годам она постепенно снижается, а в 70– 80 лет вновь повышается.

Все это, конечно, приблизительно, ибо есть люди, кото­рые совершенно не поддаются гипнозу. Таких, правда, не­много. Есть такие, кому гипноз противопоказан. Это в основ­ном лица с психическими отклонениями: выраженной дебиль­ностью, шизофренией в стадии обострения, психозами и др.

Почему же внушения оказывают эффект, нередко зна­чительно больший, чем лекарства? Гипноз – это частичный (парциальный, по И. П. Павлову) сон человека. Одни участ­ки коры головного мозга находятся в заторможенном состоя­нии, а другие – в бодрствующем. Внушения врача поэтому воспринимаются буквально, без критики. По выражению И. П. Павлова, внушения оказывают «неодолимое» воздей­ствие. Частичный сон – первое условие гипноза.

Самовнушения при АТ в силу тех же причин тоже носят «неодолимый» характер. Но только в том случае, если зани­мающийся сможет погрузить себя в состояние достаточно глубокого торможения коры головного мозга.

Второе условие лечебного действия гипноза связано с на­личием в коре головного мозга (в состоянии частичного сна) так называемых гипноидных фаз. Поясним. Когда человек погружается в состояние легкой дремоты, у него сначала наступает уравнительная фаза: при ней и слабые, и сильные раздражители вызывают одинаковую реакцию, или одинаково сильный очаг возбуждения. По мере углубле­ния сонного состояния возникает фаза парадоксальная: при ней слабый раздражитель оказывает более мощное действие, чем сильный. Именно эта фаза нужна для лечебного воздей­ствия: внушения врача формирует в коре головного мозга более сильный очаг возбуждения, который направлен на по­давление болезненных симптомов.

Это же условие играет большую роль при занятиях АТ, только очаг возбуждения формирует не внушение врача, а самовнушение занимающегося.

Третье условие лечебного действия внушения в гипнозе связано с именем знаменитого русского ученого физиолога А. А. Ухтомского. Это учение о доминанте. Оказывается, что в коре головного мозга не могут одновременно сущест­вовать два одинаково сильных очага возбуждения. Если они и возникли, то вступают в конкурентную борьбу, и побеж­дает сильнейший. А так как в парадоксальной фазе гипноза всегда формируется более сильный очаг возбуждения, вы­званный внушениями врача, то он и побеждает, доминирует, подавляя болезненные симптомы.

101

Однако если у больного нет твердой веры в выздоров­ление, если он во всем сомневается, все подвергает критике, то это может препятствовать внушению (самовнушению), а следовательно, и выздоровлению. Своими сомнениями больной воздвигает перёд собой забор, через который ему же приходится перелезать! Поэтому четвертым условием выздоровления и лечебного действия гипноза является безусловная вера больного, его желание добиться цели, внут­ренняя самодисциплина.

Все факторы, действующие в гипнозе, имеют место и при занятиях аутогенной тренировкой.


Несколько слов об индийских йогах

На приемах волевого самовоздействия основано учение йогов, возникшее в глубокой древности. Известно, что воле­вым усилием йоги могут делать невозможное. Так, после известной подготовки они много часов могут находиться в герметически закрытом ящике с выключенными и сердцем, и дыханием; могут принять смертельную дозу цианистого калия и не умереть, так как умеют очень быстро и без помо­щи лекарств выводить его из организма; могут произвольно повышать или понижать температуру тела, ускорять или замедлять ритм сердца, частоту дыхательных движений, могут долгое время лежать на утыканном острыми гвоздями ложе и после этого на теле не остается следов. Невозможно перечислить все их удивительные способности.

Йоги считают, что гораздо важнее не допустить заболева­ния, чем лечить его, что вполне согласуется с современными взглядами. Зададим себе вопрос: можем ли мы, руководст­вуясь достижениями современной медицины, показать те же результаты? Ответ будет отрицательным. И еще вопрос: полезны ли способности йогов, нужны ли они вообще? По-видимому, нужны; чем шире диапазон возможностей челове­ка, тем лучше для него. А умение влиять на работу внутрен­них органов в нужном для себя направлении – это же ве­ликолепно!

Означает ли это, что все мы должны стремиться стать йогами? Увы, ответ будет отрицательным. Сами йоги преду­преждают, что без опытного наставника (гуру) самостоя­тельно заниматься их упражнениями опасно. В системе заня­тий йогов важны последовательность, соблюдение строгих предписаний в отношении общего поведения, диеты, вре­мени занятий, психологического настроения и т. д.

Низшая ступень Йоги – Хатха-йога, или Йога Здоровья, делится на разделы.

1. Яма – свод правил, касающихся моральных качеств, необходимых для изучения и практики Йоги. Вот они, эти

102

качества: непричинение вреда кому бы то ни было, правди­вость, неприсвоение чужого, воздержание от излишеств в пище, от употребления мясной пищи, от сексуальной жизни, непринятие подарков. Яма – это запрещение.

2. Нияма – свод правил, касающихся физической сторо­ны подготовки: чистота тела, укрощение страстей, очищение духовное и физическое, необходимость размышления…

3. Асаны – позы, определенные положения тела, которые развивают гибкость и влияют на работу внутренних органов, улучшая их функции, что в свою очередь влияет на психиче­ское состояние занимающегося.

4. Пранаяма – упражнения, позволяющие контролировать дыхание. Умея правильно дышать, йог как бы накапливает силу (прану – солнечную энергию) внутри организма. Это позволяет ему не только полностью избавиться от болезней, но и пробудить мистическую силу – кундалини, находящу­юся якобы в нижней части позвоночника. Сила эта начинает двигаться вверх по позвоночнику, пробуждая в свою очередь своеобразные энергетические центры – чакры, влияющие на психическую деятельность человека.

Не усвоив Хатха-йогу, ни в коем случае нельзя перехо­дить к более высокой, Раджа-йоге, или королевской. Вот ее разделы.

5. Пратьяхара – направление сознания внутрь с целью познания самого себя, всех своих слабых и сильных сторон; овладение непрерывным потоком мыслей, направление мысли по одному какому-нибудь руслу; овладение своими чувствами. Произвольное избавление от всех ненужных ощущений – вот цель пратьяхары.

6. Дхарана — сосредоточение, умение полностью отда­ваться одной какой-нибудь мысли, идее; способность направ­лять энергию в определенный участок тела.

7. Дхияна – медитация (размышление); способность не только глубоко проникать в суть вещей, но и выключать свои мысли.

8. Самадхи — высшая ступень Раджа-йоги, она является как бы продолжением трех предыдущих. В этом состоянии разум сосредотачивается и воспринимает не внешние признаки вещей или явлений, а самую суть их. Йоги утверждают, что тот, кто достиг самадхи, становится сверхчеловеком. Он не только может проникать в суть вещей, но и обладать абсолют­ными знаниями: может якобы знать прошлое, предвидеть будущее, свободно читать мысли других людей, исцелять болезни и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путь в страну здоровья"

Книги похожие на "Путь в страну здоровья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Мерзляков

Юрий Мерзляков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Мерзляков - Путь в страну здоровья"

Отзывы читателей о книге "Путь в страну здоровья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.