Стив Питерс - Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни"
Описание и краткое содержание "Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни" читать бесплатно онлайн.
Исследования доказывают, что без этой стабильности на ранних этапах жизни или в случаях депривации ребенок столкнется с серьезными проблемами в более поздние периоды жизни – среди них навязчивость, агрессия и повышенный риск депрессии[68].
Важная мысль
Насколько важно для вас быть психологически устойчивой личностью, если вы хотите, чтобы и у вашего ребенка было все хорошо?
Среда и культураСтоит обратить внимание также на окружающую среду и культурные ценности, в которых мы растим детей. Существуют обширные исследования, показывающие, как стимулирующая среда может помочь ребенку развиваться интеллектуально и физически[69]. Свидетельства ученых доказывают, что стимулирующая среда для детей в возрасте четырех лет активизирует развитие мозга. Это подтверждается тем, что дети достигают подросткового возраста с улучшенными языковыми способностями и навыками мышления. Судя по всему, в районе четырехлетнего возраста есть некий благоприятный момент, когда мозг демонстрирует усиленное развитие, которое не так сильно заметно в более позднем возрасте – около восьми лет[70].
Стимулирующая среда означает, что ребенок проводит собственные исследования и развивает различные способности. Занятия, интересные задачи, освоение игры на музыкальном инструменте, чтение, обучение опытным путем – все это разные аспекты стимулирующей среды. Большинство детей попадают в стимулирующую среду естественным образом и берут от нее по максимуму, поэтому следите за тем, чтобы не переборщить. Есть разница между стимуляцией и насильственным вовлечением!
Только в случаях уже упомянутой депривации исследования показывают снижение интеллекта[71],[72],[73]. Существует не так много доказательств того, что для артистических, интеллектуальных и атлетических навыков есть какой-то оптимальный возраст, в котором ребенок будет развиваться наиболее вовлеченно. Однако есть свидетельства того, что если заставить ребенка заниматься слишком рано или вовсе навязать какое-то занятие, когда ребенок к нему еще не готов, это может нанести ущерб его личности[74].
Наша среда также формируется культурой. Она, в свою очередь, во многом основана на моральных устоях и моральном суждении. По мере взросления дети проходят через определенные этапы развития этого морального суждения. Имеет смысл рассмотреть их, чтобы соотнести с образом мышления ребенка и помочь ему выстроить моральную базу своей жизни.
Моральное суждение и развитиеВ детстве моральное сознание претерпевает переход с семейной опоры на культурную, прежде чем смениться индивидуальным подходом. Семьи вырабатывают свою собственную культуру, помимо культуры социальной, и это может оказать огромное влияние на восприятие ребенком того, что такое хорошо и что такое плохо.
Лоуренс Кольберг[75] предложил три стадии развития морального сознания личности:
• Ребенок основывает свое решение на возможных вознаграждениях и наказаниях
• Затем, в детстве и раннем подростковом возрасте, рассуждения и моральные нормы базируются на правилах общества
• Взрослый человек рассматривает общественные нормы как относительные и формирует свои собственные моральные принципы
На первом уровне морального суждения часто можно слышать, как дети говорят другим, что если поступать нехорошо, их поймают и накажут. Они также очень стараются заслужить одобрение за какое-то хорошее деяние.
На втором уровне формирования морального сознания младшие подростки обсуждают, что нарушение закона – это плохо. Узнав о совершенном проступке, они склонны осуждать человека и требовать его наказания.
Когда же подростки постарше и взрослые рассуждают, как какой-либо человек мог нарушить закон, они склонны больше задумываться о деталях и обстоятельствах, прежде чем вынести моральное суждение об этом человеке.
Взрослые могут помочь детям видеть эти перемены в развитии морального сознания, поощряя дискуссии на темы культуры, соответствующие уровню развития ребенка. Так, разговор о поощрениях и наказаниях поможет ему понять, что вообще такое моральное суждение. По мере взросления ребенка можно больше обращаться к нормам общества и к культуре. А со взрослым человеком можно обсуждать все «полутона» и аспекты проступка, что поможет развить моральное сознание.
Резюме
• Наша личность несет в себе генетический компонент
• Пережитый нами опыт может оказать влияние на генетику
• Развиваясь, личность имеет ряд ментальных ограничений
• Надежные, психически устойчивые взрослые – наилучший базис для эмоционального развития ребенка
• Стимулирующая среда для совсем маленьких детей помогает функционированию их мозга в дальнейшей жизни
• Моральное сознание развивается постепенно, и с каждой из его стадий можно работать
Глава 4
Улавливая суть произошедшего
Чем старше мы становимся, тем больше опыта накапливаем и тем больше информации можем внести в наш Компьютер. Однако жизненный опыт детей недостаточно велик, и потому им должны помогать взрослые – чтобы ребенок мог понять этот мир и умел ориентироваться в нем.
• Моторное познание
• Программирование Компьютера
• Когнитивное познание
• Чистка Компьютера
• Динамическое познание
Как ребенок обрабатывает и применяет свой опыт?
Существует три способа:
• Моторный
• Когнитивный
• Динамический
Они не функционируют по отдельности, а сосуществуют. Я разделил их для упрощения понимания. Каждый из нас пользуется всеми тремя способами ежедневно. У каждого из них есть свои преимущества и свои потенциальные недостатки.
Моторное познание
Моторное познание включает в себя три шага: мы подвергаемся воздействию раздражителя, реагируем на него, а затем либо повторяем эту реакцию, либо пробуем альтернативный способ реагирования.
Вот несколько упрощенных примеров.
Наказание: Если ребенка поймали за кражей печенья из банки и наказали за это, то – скорее всего – ребенок либо не будет так делать, либо постарается, чтобы его не поймали.
Опыт показывает, что в будущем ответной реакцией на наказание скорее будет попытка не попасться[76]. Это ведет к возможным обманам и лжи. Один из способов решить данную проблему – обсудить с ребенком, что бы он сделал, если бы захотел взять еще печенья. Другими словами, можно предложить ребенку план действий. Он может быть простым, вроде «приди ко мне и скажи; я тебя похвалю, да тебе и самому будет приятно».
Позитивное подкрепление и похвала работают лучше, чем наказание, особенно при вызывающем, бунтарском поведении[77].
Похвала: Ребенок пытается прочитать вслух отрывок из книги, но это ему не удается. Если его похвалить за попытку сделать это, то он с большей вероятностью будет стараться читать снова. Это происходит потому, что ребенок рассматривает похвалу как нечто подтверждающее успешность действия, а значит, стоящее повторения.
Предупреждение
Награждая ребенка, мы тем самым приучаем его ждать поощрения изнутри или извне. Например, если ему удалось что-то сделать, вы можете подарить ему новую игрушку или дать карманные деньги – это внешние награды. Однако вы также можете поощрить его, повышая самооценку или помогая ему понять, что то, что он сделал, является положительным действием и в его собственных глазах. Это внутренние награды. Опыт показывает, что если давать ребенку внешние вознаграждения, то он будет гораздо меньше прислушиваться к себе в поисках побуждений сделать что-то. При положительном отклике и поощрении самостоятельного выбора поведения ребенок начинает мотивировать себя сам[78]. Несмотря на исследования, подтверждающие данное открытие, есть подтверждения и тому, что материальное поощрение тоже бывает полезным[79].
Очень важное замечание
То, как вы будете поощрять ребенка, может повлиять на его подход к жизни.
Переменный успехИсследования показывают: если иногда мы получаем желаемое, но не каждый раз, то с большей вероятностью будем пробовать снова и снова[80],[81]. Этот переменный успех как бы развивает в нас некую зависимость. Например, периодические выигрыши небольших сумм денег в лотерею приводят к тому, что большое количество людей все равно пытается сорвать джекпот – несмотря на то, что это вряд ли случится. Все из-за того, что однажды они случайно выиграли.
Если взрослые непостоянны в общении с ребенком и время от времени он «выигрывает», это будет сильно мотивировать его повторять этот паттерн поведения. Он верит, что если вести себя так снова и снова, то в конце концов можно получить то, что хочется.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни"
Книги похожие на "Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Стив Питерс - Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни"
Отзывы читателей о книге "Бесшумные путеводители. Как понимать и развивать свой ум на протяжении всей жизни", комментарии и мнения людей о произведении.