Сергей Горин - NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок"
Описание и краткое содержание "NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок" читать бесплатно онлайн.
Для формирования таких навыков существует ряд упражнений, объединяемых названием «Упражнения на различение состояний 1,2, 3». Я предлагаю вам проделать эти упражнения по полной программе, во всех модальностях.
УПРАЖНЕНИЕ 7 («Стандартное»). Выполняется в группах по трое.
Первый этап: партнёр А поочерёдно репрезентирует (вспоминает, конструирует) во внутреннем опыте три переживания, отличающихся друг от друга. Для упражнения я предложу вам очень удобный вариант В. Б. Черных: партнёр А вспоминает встречу с приятным ему человеком (состояние 1), встречу с неприятным человеком (состояние 2) и встречу с нейтральным человеком (состояние 3). После каждого воспоминания, после максимального погружения в каждое из состояний партнёр А встаёт со стула и как-то кинестетически встряхивается (можно попрыгать на месте). Это делается для того, чтобы убрать инерцию кинестетической модальности (иначе невербальные проявления состояний будут наслаиваться друг на друга).
Партнёры Б и В внимательно наблюдают за невербальными проявлениями каждого из состояний, запоминая их для последующей идентификации по ходу упражнения. Партнёрам Б и В следует конкретно определить, за чем именно они будут наблюдать. Начинающим осваивать якорные техники рекомендуют обычно следить за глазодвигательным стереотипом построения каждого из трёх состояний. Поскольку вы – продвинутые специалисты, оценивайте также ритм и глубину дыхания, непроизвольные движения головой и конечностями, мимические движения (можно особо выделить наблюдения за движениями нижней губы), изменение цвета кожи – покраснение или побледнение кожи щёк на высоте переживания партнёром А каждого из состояний. Постарайтесь расширить ваше поле зрения, наблюдая за всем перечисленным одновременно.
Второй этап: партнёр А воспроизводит состояния 1, 2, 3 вразброс, в любом порядке, делая, как и раньше, после каждого воспроизведения кинестетическую встряску. После того как воспроизведены все три состояния, партнёры Б и В называют тот порядок, в котором эти состояния были воспроизведены во второй раз, пользуясь прежними обозначениями состояний, их номерами: 1, 2, 3.
Чуть подробнее… На втором этапе партнёр А может воспроизвести в любой последовательности только два состояния (например, в таком порядке: 2,1,2 или 3,1,1); но может воспроизвести и все три. Это делается для того, чтобы партнёры Б и В не пытались угадывать последовательность, а оставались максимально внимательными до конца упражнения. Партнёры Б и В могут делать записи по ходу упражнения, но лучше потренировать память.
Для партнёров Б и В первый этап упражнения – калибровка, второй этап – экспертная оценка. Говорить партнёры Б и В начинают только после предъявления партнёром А всех трёх состояний на втором этапе упражнения. То есть партнёры Б и В говорят только для того, чтобы сообщить свою экспертную оценку, обсуждение они не проводят. После этого партнёр А сообщает истинную последовательность воспроизведения им состояний 1, 2, 3 на втором этапе упражнения.
Каждый участник каждой группы должен побывать в роли партнёра А. Приступайте.
Обычно у специалистов преобладающего здесь уровня ошибок при выполнении этого «стандартного» упражнения не бывает, поэтому обширного обсуждения у нас не получится. Хотя если ошибки бывают, то очень полезно получить щелчок по носу и стать ещё внимательнее.
Итак, вы сделали упражнение в визуальной модальности. Теперь смените состав троек, состав групп для упражнения, и мы сделаем это же упражнение в кинестетической модальности.
УПРАЖНЕНИЕ 8. Выполняется в группах по трое. Партнёр А имеет прежнее задание: на первом этапе репрезентировать три различных состояния, обозначив их голосом, как «первое, второе и третье»; а на втором этапе предъявить их вразброс, чтобы партнёры Б и В могли определить порядок повторного предъявления этих состояний.
У партнёров Б и В задание меняется. Каждый из них берёт в свои ладони кисть руки партнёра А и закрывает глаза. Таким образом, партнёры Б и В имеют только кинестетический доступ как для калибровки на первом этапе, так и для экспертной оценки на втором этапе упражнения. Рекомендую выделить для калибровки такие характеристики, как тонус мышц ладони, температура и влажность кожи, наличие непроизвольных и идеомоторных движений пальцев рук партнёра А. Как и в предыдущем упражнении, партнёры Б и В получают «право голоса» только для того, чтобы высказать свою экспертную оценку, после чего партнёр А сообщает им истинный порядок предъявления состояний на втором этапе упражнения.
Так же, как и ранее, каждый участник группы должен побывать в роли партнёра А. Приступайте.
Для того чтобы вы ещё больше удивились своим способностям, я хочу предложить вам вариант этого упражнения для всех участников нашей большой группы. Для этого я попрошу вас всех взяться за руки, образовав цепочку. Тот, кто оказался в начале цепочки, крайним справа, будет вашим общим партнёром А. Так, «крайне правой» оказалась у нас Бинта… Хорошо… Вся группа закрывает глаза, а Гинта даст вам сейчас три состояния для кинестетической калибровки. Вы будете калиброваться по тем ощущениям, которые получите от партнёра справа.
Итак, начали… Гинта, предоставь группе первое состояние… Теперь второе состояние… И третье состояние…
Хорошо, Гинта, а теперь произвольно предъяви любое из этих трёх состояний… Каждый участник группы думает над тем, какое состояние он сейчас получил… Ваша экспертная оценка будет индивидуальной и скрытой от всех остальных… Сейчас Гинта скажет вслух, какое состояние она предъявила, и ваш успех… или ваш неуспех… останется при вас… Гинта, скажи номер предъявленного состояния.
Гинта: Второе.
С. Горин: М-м-м, результат весьма приличный, эпидемия кивков головами закончилась только на последней четверти цепочки.
И, наконец, прежнее упражнение в аудиальной модальности.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Выполняется в группах по трое. Задание партнёру А: вновь репрезентировать три разных состояния и при максимальном погружении в каждое из них произнести одну и ту же нейтральную или бессмысленную фразу (например, «Графиня изменившимся лицом бежит пруду»). Партнёры Б и В располагаются спиной к партнёру А, калибруясь только по аудиальному доступу. Характеристики для калибровки: громкость и скорость речи, изменения тембра речи, повышение или понижение интонации к концу фразы. На втором этапе упражнения партнёр А репрезентирует те же состояния вразброс, так же обозначая погружение в каждое состояние той же фразой; партнёры Б и В дают экспертную оценку в отношении порядка предъявления состояний. Как и раньше, каждый из вас должен побывать в роли партнёра А. Приступайте.
С. Горин:.. Можно, я подведу итог этому бурному обсуждению одной фразой? Глаза боятся – руки делают!
Совмещение якорей
Давайте теперь перейдём к тому, для чего все упражнения были предназначены, – к работе в клинике. Какие проблемы соответствуют формуле, по которой действует совмещение якорей? Напомню, что эта формула описывается так: замена чувства, переживания, реакции X, имеющегося в контексте А (причём наличие чувства X в контексте А как раз и является проблемой), на чувство, переживание, реакцию У, имеющееся в контексте В (чувство У в контексте В – ресурсное состояние). Что подходит в клинике для этой формулы, для переноса чувства, реакции из одного контекста в другой?
Ответы из зала: Страх публичных выступлений. Писчий спазм. Разнообразные фобии…
С. Горин:…и масса других состояний. Хорошо, и у нас была ещё одна формула для интерпретации совмещения якорей: если в какой-то ситуации пациент имеет только два состояния, совмещение якорей, которыми эти состояния обозначены, приведёт к большему числу выборов в данной ситуации. В первую очередь к этой формуле относятся зависимости: курение, алкоголизм, наркомания, переедание. При работе с зависимостями совмещение якорей (таких, например, как «голод-сытость», «опьянение-трезвость» и т. п.) является хорошим началом работы, но бывают случаи, когда совмещением якорей вся работа исчерпывается, больше ничего делать не нужно.
При совмещении якорей имеет значение последовательность постановки переживаний на якорь. Обычно в первую очередь на якорь ставят отрицательное переживание, затем – положительное. Бывают сложности с поиском интенсивного положительного переживания, и тогда приходится собирать под одним якорем несколько положительных переживаний: вы просите пациента пережить одно положительное (ресурсное) состояние и закрепляете его якорем; затем просите пережить другое и закрепляете его тем же якорем, и так до того момента, когда якорь становится достаточно мощным и его «оживление» вызывает сильный невербальный положительный ответ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок"
Книги похожие на "NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Горин - NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок"
Отзывы читателей о книге "NLP. Техники россыпью. Практическое руководство на базе реальных тренингов с примерами для самостоятельных тренировок", комментарии и мнения людей о произведении.