Иосиф Райхельгауз - Игра и мука

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Игра и мука"
Описание и краткое содержание "Игра и мука" читать бесплатно онлайн.
Зильберглейт вдохновился:
– Сейчас я попробую.
Сел за рояль и мощными аккордами наиграл тему Шостаковича. Тут я взорвался:
– Вы не понимаете, он же уже совсем окоченел, он безумен, этот сумасшедший мальчик!
Зильберглейт хлопнул крышкой рояля и завизжал:
– Сами вы сумасшедший мальчик! Играйте сами!
Я был в такой ажитации, что взял и наиграл одним пальцем некую мелодию.
Запишите и сыграйте! В первом акте – одним пальцем на фортепьяно, во втором – ту же мелодию – аккордеон, в третьем – труба, как зов к лучшей жизни.
Надо отдать ему должное, он записал и сыграл все как надо. А единственный спектакль, в котором я был еще и композитором, открыл мне дорогу в Москву.
Марине Баканурской
Марина Баканурская – телеведущая на русскоязычном канале Одесского телевиденья Думская ТВ. Папа у нее еврей, мама – украинка.
Две чудных половинки
Еврей и украинка
А получилась русская –
Марина Баканурская
Как я стал артистом
В возрасте шестнадцати лет я был зачислен на отделение украiньськоi драмы Харьковского театрального института. Так получилось, что на эту «драму» по конкурсу не прошел ни один украинец. Среди студентов отделения числились трое-четверо русских и пять-шесть евреев. Тогдашний министр культуры Украины Бабийчук был сильно этим недоволен и распорядился набор отменить. Про него ходил анекдот, что Украину за последние несколько десятилетий постигли две трагедии – Бабий Яр и БабийЧук.
Для меня ситуация складывалась совсем не анекдотично: театральное будущее оказалось под угрозой. Вернувшись в Одессу и размышляя, куда податься, случайно наткнулся на объявление: «Одесскому ТЮЗу срочно требуется артист. Размер 48».
У меня был сорок шестой размер, но я смело отправился в ТЮЗ и на служебном входе сообщил, что пришел по объявлению. Меня встретила режиссер Мария Исаевна Каменецкая. Я готовился читать стихотворение или отрывок из прозы, но режиссер со словами «Сейчас проверим» прямиком повела меня в костюмерный цех. На меня стали надевать разные брюки, пиджаки и даже фуражки. Все было велико. Подошли только сапоги и серебряные сандалии, в которых я потом играл инопланетянина в спектакле «Вовка на планете Ялмез». Ялмез – то Земля наоборот.
И на всех этих рубашках-брюках-пиджаках химическим карандашом написано: Коля Губенко. Оказалось, летом во время отпуска артист Коля Губенко, впоследствии народный артист России, режиссер, сценарист и последний министр культуры СССР, уехал в Москву и поступил во ВГИК. А сезон надо было открывать… И не шить же заново костюмы!
Так без всякого образования я стал артистом. Через много-много лет, уже пройдя ГИТИС и «Современник», начал работать по приглашению Юрия Петровича Любимова на Таганке, и как-то рассказал все это Николаю Николаевичу Губенко. Мне показалось, что он слушал с ностальгией. Было чувство, что в тот момент он захотел вернуться в Одесский ТЮЗ и начать все сначала. Тогда я его не понимал. Теперь понимаю.
А.Б. Чубайсу в День энергетика 22 декабря, на тот момент председателю РАЭ ЕЭС
В шутку или на беду
Самый темный день в году
Днем электрика зовется
Значит такова судьба-с
И теперь лишь остается
С этим днем поздравить Вас
Дорогой А.Б. Чубайс
P.S.
Ну а что до «правых сил»
Я бы с Гозмана спросил!
Чубайс в Одессе
Анатолий Борисович Чубайс со своей женой Дуней Смирновой приехали в Одессу. Повели их на Привоз. Идем. Конец мая, начало июня. Фруктовые ряды завалены клубникой. Покупателей почти нет – только продавцы. Дуня прошла вперед, а мы идем вдоль рядов. Чубайс читает все таблички. «Самая экологически чистая клубника». «Самая свежая клубника». «Самая сочная клубника». «Самая крупная клубника». Наконец, на одной табличке написано: «Самая сладкая клубника».
– Пробуйте! – агитирует продавщица. У меня самая сладкая клубника!
Чубайс берет в руки ягоду, протирает ее тщательно, пробует…
Потом говорит – не продавщице, а мне:
– Ну, не такая уж и сладкая, обычная клубника.
И идет дальше.
Продавщица – тоже не ему, а мне – с таким подчеркнутым сожалением отвечает:
– У вашего товарища трудная жизнь.
Продолжение одесской темы. В городе помимо Чубайса собираются еще несколько бизнесменов, которые входят в попечительский совет театра «Школа современной пьесы». Для них организована экскурсия. Приглашена лучший экскурсовод. Предоставлен микроавтобус, видимо, из какого-то губернаторского парка – с занавесками на окнах. Занавески никак не хотят отдергиваться – их раздвигают, а они от движения автобуса сдвигаются. Убираешь наверх, а они падают – автомобиль лихо подскакивает на одесских дорогах. Началось движение по Приморскому бульвару. Гид приступила к рассказу. Микрофон трещал, хрипел и, наконец, вырубился. Экскурсовод его отложила и продолжила рассказ без технических средств. Анатолий Чубайс, наконец, не выдержал:
– Вы знаете, как-то плохо слышно.
На что она без паузы, показывая на окошки, с закрывшимися занавесками, сказала:
– Подождите, скоро еще будет плохо видно!
Одесские зарисовки
Раннее летнее утро. Тихо. Ясно. Будет жаркий день. В наш двор входит соседка из другого двора, располагается под чьим-то балконом и кричит:
– Софья Моисеевна! Вы на пляж идете?
В ответ тишина.
– Софья Моисеевна! Вы спите?
Молчание.
– Софья Моисеевна!
Через паузу:
– Софья Моисеевна! Вы что, спите?
Из окна выглядывает сосед дядя Савва и кричит в ответ:
– Да-да-да! Софья Моисеевна спит, и больше НИКТО!
* * *Беда Одессы – пресная вода. Ее всегда не хватает, и об этом писал еще Пушкин. Летом водопроводный кран выглядит как бутафория – вода в него поступает на два часа ранним утром и очень редко – поздним вечером. Приходится ходить на колонку.
На четвертый этаж с трудом, отдыхая на каждой лестничной площадке, поднимает тяжелые ведра дородная Роза Абрамовна. На третьем из квартиры выходит не менее дородная Берта Соломоновна и говорит:
– Роза Абрамовна, одолжите мне ведерко, когда вода пойдет, я вам верну!
* * *Объявление на пляже:
«ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДАХ ТОЛЬКО В ПЕШЕМ ПОРЯДКЕ!»
* * *На дверях большого гастронома возле пляжа:
«БЕЗ ОДЕЖДЫ В УНИВЕРСАМ НЕ ВХОДИТЬ!»
* * *Узкая улица, не шибко ровный асфальт и бетонный забор с одной стороны дороги. Впереди довольно крутой поворот. На заборе в направлении поворота нарисована стрелка и крупно черной краской написано:
«ОСТОРОЖНО! НА ДОРОГЕ КАКАЯ-ТО ХЕРНЯ!»
* * *Одесское побережье подвержено оползням, и иногда владельцы деревянных куреней, проснувшись, обнаруживают, что половина «дачи» находится уже над пропастью. После одного из таких «стихийных бедствий» у общественного туалета на двенадцатой станции Фонтана вывешено объявление:
«ТУАЛЕТ HЕ РАБОТАЕТ. ОБВАЛ.»
* * *Из меню ресторана «Золотой берег»:
«КАМБАЛА ЖИВАЯ ЖАРЕНАЯ. ГАРНИР СЛОЖНЫЙ».
* * *Прихожу со служебного входа в русский театр в Одессе. Спрашиваю на вахте:
– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, я могу встретиться с завлитом?
Дежурная типичная одесская тетя отвечает:
– Ее нет. Позвоните по местному телефону 2-12.
– А зачем звонить, если ее нет?
– Чтобы вы поверили, что я вас не обманываю.
* * *Ставил в Одесском русском театре спектакль, и меня поселили в квартире на девятом этаже. Дом был новый, но лифт работал крайне нерегулярно. Однажды после изнурительного рабочего дня я поднимался по лестнице и на свежевыкрашенной стене седьмого этажа увидел надпись: «НУ ЧТО?»
* * *На улице возле киоска стоит мужчина и громко кричит:
«ПРОДАЮ ОДЕССУ И ОБЛАСТЬ ЗА ВОСЕМЬ ГРИВЕН!»
Он продавал карту Одесской области.
* * *Садоводческое товарищество, где на шести сотках местные жители выращивают абрикосы, груши, персики, помидоры, черешню, яблоки – все, что скупается и съедается отдыхающими. Понятно, что самым востребованным удобрением здесь является навоз. На столбе у дороги висит самодельный рекламный щит:
«ПРОДАЮ ГОВНО».
* * *Гастроли театра в Одессе. Живем в гостинице «Пассаж», в которой все нерадостно – наши номера на втором этаже, а на первом и третьем идет ремонт…
С утра сильно болит голова. Спускаюсь в неуютный буфет, где нет ни души, кроме невероятных размеров буфетчицы и ее товарки. Женщины щебечут, не обращая на меня никакого внимания. Я подхожу к стойке и жду. Никакой реакции.
– Пожалуйста, сделайте мне чаю! Очень крепкого и без сахара…
Даже не удостоив меня взглядом и не закрывая рта, буфетчица машинально берет стакан, наливает в него из чайника бледно-желтую жидкость и бухает ложки четыре сахара:
– Я же просил вас крепкого и без сахара! А это что? Тут же столько сахара, что ложка будет стоять!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Игра и мука"
Книги похожие на "Игра и мука" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иосиф Райхельгауз - Игра и мука"
Отзывы читателей о книге "Игра и мука", комментарии и мнения людей о произведении.