Натали Де Буагролье - Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство"
Описание и краткое содержание "Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство" читать бесплатно онлайн.
Современная педагогическая система зарождалась не один год. Мария Монтессори (1870–1952), первая итальянка, получившая медицинское образование, разводится вскоре после рождения сына, с которым ее потом полностью разлучают. Медицинская карьера и история собственной жизни приводят ее к выводу, что раннее детство играет определяющую роль в жизни взрослого и что даже дети из неблагополучной среды стремятся учиться и они полностью обучаемы. Она создает школу в бедном районе, а затем учит преподавателей относиться к ребенку совершенно по-новому. Ее педагогический подход остается новаторским и по сей день. Среди ее современников были и другие известные педагоги, такие как Овидий Декроли (1871–1932) или Рудольф Штейнер (1861–1925). Помимо прочего, они уделяли особую роль в процессе обучения искусству и наблюдению природы, движению и игре.
Только в начале XX в. общество начинает задумываться, насколько жестоко зачастую относятся к детям и к женщинам, как с ними плохо обращаются и как часто они становятся жертвами сексуального насилия. В супермаркетах появляются первые книги по уходу за детьми младенческого возраста[8]. Люди, к своему большому удивлению, узнают, что пороть детей не рекомендуется. Знаменитый педиатр и психиатр Франсуаза Дольто принимается усердно вдалбливать в головы общества, сначала по радио, а затем и в первых телепередачах, что ребенок является полноценной личностью со своими собственными чувствами и эмоциями и слышит голос матери, еще находясь в ее утробе.
Очередное потрясение общества происходит в 1967 г.: разрешается повсеместная продажа противозачаточных таблеток, хотя придуманы они были в 1957 г. Прошло десять лет, и женщины получили к ним доступ. Происходит разделение понятий продолжения рода и сексуального удовольствия, и это глубочайший перелом в общественном мышлении. Ребенка желают и с нетерпением ждут, а не терпят. Он становится выбором мужчины и женщины. Процветание личности и счастье становятся новой общественной парадигмой. Противозачаточная таблетка меняет отношение к жизни, к ребенку и к месту мужчины в паре.
1970–1975 гг. – развод становится социальной нормой. Предпринимаются первые шаги в области сексуального воспитания детей, а ведь вплоть до этого времени было запрещено рассказывать женщинам о репродуктивном цикле, даже врачам, под страхом тюремного заключения[9].
Какой урок мы можем извлечь из этой истории современной семьи?
Вплоть до конца XIX в. показатель младенческой смертности (то есть смертности детей в возрасте до одного года) остается в районе 40 %. Помимо этого, многие дети погибают, не достигнув 14 лет: несчастные случаи на работе, болезни, нищета, войны. К тому моменту, когда дети в семье достигают совершеннолетия, какая-нибудь война (Наполеоновские войны, война 1870 года, две мировые войны) обязательно «подкашивает» одного-двух из них. Как можно быть привязанным к жизни и к своему ребенку, когда условия этой самой жизни настолько тяжелые, когда насилие (будь то в семье или во всем обществе) передается из поколения в поколение? Какой в этом смысл? Никто не берется утверждать, что любви к детям в те годы вовсе не существовало, однако она была совершенно иной, чем сегодня.
В конце XIX в. в случае смерти ребенка в возрасте 12 лет его семья могла рассчитывать на компенсацию, эквивалентную зарплате за один-единственный рабочий день! В наши дни показатель младенческой смертности меньше 0,4 %, или в 100 раз ниже, чем в XIX в. Понадобилось фактически полтора столетия законодательной работы, научных открытий и активной общественной деятельности, чтобы привить обществу совершенно новый взгляд на женщину и ребенка, чтобы оставить в прошлом насилие в семье. И все равно, в 2012 г. во Франции было зарегистрировано 172 случая гибели женщины от рук своего супруга.
Ребенок стал объектом любви и желания. Человеческая жизнь стала цениться совершенно по-новому.
Мы с вами стоим на пороге новой эры в воспитании детей, эры доброжелательного, позитивного воспитания, где ребенок занимает центральное место, что подразумевает постоянную о нем заботу.
Дисциплина, воспитание: какой выбор мы делаем?
Что такое доброжелательное воспитание?
«Доброжелательность при воспитании» – совершенно новый термин, используемый всего с десяток лет. Понятие доброжелательного (или позитивного) воспитания стало результатом исследовательской работы в различных областях науки, таких как психология, бихевиоризм, педагогика, неврология. Оно пришло к нам из США и Канады.
О чем идет речь? О золотой середине между чересчур авторитарным воспитанием и свободным воспитанием (вседозволенностью).
Сегодня авторитарный подход больше не оправдывает ожидания родителей, они хотят установить с ребенком доверительные отношения, построенные на любви и взаимопонимании. Больше нет места террору и произволу с их стороны. Вспомните сами: не так давно детям нельзя было даже разговаривать за столом.
Но здесь нет места и вседозволенности, когда родители изматываются, не в силах отказать в чем-либо своему ребенку, не осмеливаются ему что-либо запретить из страха, что он перестанет их любить, когда они не знают, как четко определить границы разрешаемого, логичные и созданные исключительно ему во благо. Когда они постоянно сомневаются в своих указаниях, их преследует чувство вины из-за необходимости проводить столько времени на работе и что у них недостаточно денег дать своему ребенку только самое лучшее.
Многие из нас критически относятся к тому, как нас воспитывали родители. Зачастую не хватало взаимопонимания, открытого диалога. Некоторых и вовсе нередко пороли и жестоко наказывали.
Но доброжелательное воспитание состоит в том, чтобы очертить ребенку разумные и логичные рамки. Взаимодействовать с ним совершенно по-новому. Добиться от него сотрудничества.
Здесь нет места плохому обращению и насилию. Мы уже усвоили, что ни порка, ни пощечины или оплеухи, ни некоторые другие формы наказаний не являются уместными воспитательными мерами. Но как научиться действовать по-другому, если мы сами знали только такой подход?
Это обычное житейское насилие над ребенком приводит к тому, что он теряет веру в себя, а со временем и вредит его отношениям со взрослыми. Ребенок очень быстро вырабатывает различные защитные механизмы: мутизм[10], агрессивное поведение, тревожное возбуждение, проказничество, а в подростковом возрасте – девиантное поведение, появление вредных привычек. Как бы взрослый ни любил своего ребенка, такое наглядное проявление отношения к нему будет вызывать только разочарование.
Доброжелательный подход в воспитании позволяет отойти от авторитарной модели, сделать атмосферу в семье более спокойной, менее конфликтной, уменьшить соперничество внутри семьи. Каждого должны ценить за его уникальные качества и способности.
Доброжелательное воспитание позволяет также обзавестись новыми ориентирами, когда времени совершенно не хватает. Так, например, в 1980-х годах не более 40 % всех матерей кормили своих детей грудью. В наши дни их число выросло до 70 %. Это означает, что сотням тысяч женщин пришлось заново открыть для себя то, чего не делали для них собственные матери. За последние годы технический прогресс не стоял на месте, и родители зачастую не знают, как обращаться с компьютером и игровыми приставками. Им приходится быть изобретательными и постоянно экспериментировать с запретами и разрешениями.
Воспитание – это не борьба за власть с единственной целью – установить, кто прав, а кто нет. Скорее это задача создать такие отношения с ребенком, которые помогали бы его развивать и где не было бы проигравших. Сейчас нам прекрасно известно, насколько у детей развиты эмоции и интеллект. Им хочется учиться, они стремятся к действиям.
Настало время довериться им и позволить вволю проявлять свои способности, не забывая следить, чтобы они не причинили себе вреда, помогать им распознавать границы дозволенного, приучать к чувству возможной неудовлетворенности и к жизни в обществе. Это позволит им избежать неуверенности в себе и не потерять интереса к учебе.
Мы восхищаемся детьми, которые уже в 12 лет выигрывают танцевальные или певческие конкурсы. На телевидении это вряд ли увидишь из-за малой зрелищности, но дети нередко завоевывают престижные награды по игре в бридж, выигрывают шахматные турниры, пишут романы. Детям постоянно твердят: «Ты еще слишком мал для этого», но они узнают о победах других и что возраст ничему не помеха, так что в голове у них образуется полная каша!
Существуют тысячи способов проявить себя, и еще в тысячу раз больше имеется источников мотивации. Например, один 14-летний учащийся американского колледжа предложил государству способ сэкономить несколько сотен миллионов долларов, сравнив расход чернил на печать разными шрифтами! Его расчеты оказались достаточно точными и были всерьез рассмотрены государством, которое начало принимать соответствующие меры. Во Франции в 2014 г. трое учащихся лицея приняли участие в стажировке по астрономии: они открыли малую планету, отныне носящую имя их лицея. Насколько больше было бы подобных историй, если бы детей не лишали мотивации, заставляя зарывать свой талант в землю!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство"
Книги похожие на "Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Натали Де Буагролье - Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство"
Отзывы читателей о книге "Воспитывать, не повышая голоса. Как вернуть себе спокойствие, а детям – детство", комментарии и мнения людей о произведении.