» » » » Генрико Харатишвили - Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»


Авторские права

Генрико Харатишвили - Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»

Здесь можно купить и скачать "Генрико Харатишвили - Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрико Харатишвили - Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»
Рейтинг:
Название:
Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05703-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»"

Описание и краткое содержание "Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой исследование англо-афганских и русско-афганских отношений в конце XIX в. по афганскому источнику «Сирадж ат-таварих» – труду официального историографа Файз Мухаммада Катиба, написанному по распоряжению Хабибуллахана, эмира Афганистана в 1901–1919 гг. К исследованию привлекаются другие многочисленные исторические источники на русском, английском, французском и персидском языках.

Книга адресована исследователям, научным и практическим работникам, занимающимся проблемами политических и культурных связей Афганистана с Англией и Россией в Новое время. Может быть полезна студентам востоковедных и исторических факультетов университетов.






84

The Times of India. 1895. 6 apr. P. 2, 7; 13 apr. P. 1.

85

Ibid. 13 apr. P. 7, 20.

86

Сардар Мухаммад Хасан-хан, по свидетельству Р. Варбортана, воспитывался вместе с эмиром Якуб-ханом. Позже он делил с ним все невзгоды и лишения между 1864 и 1869 гг. При эмире Шер Али-хане он вместе с Якуб-ханом был заключен в тюрьму в Кабуле. Перед второй англо-афганской войной, когда Шер Али-хан ушел в Мазар-и Шариф, они были освобождены из тюрьмы. Мухаммад Якуб-хан был оставлен отцом в качестве наместника в Кабуле, а Хасан-хан назначен при нем сначала правителем Газни, а затем Джалалабада. Позже он стал одним из самых преданных слуг эмира Абдуррахман-хана в Кабуле. «В 1895 он приезжал в Англию в свите сардара Насрулла-хана» (Warburton R. Eighteen years in the Khyber. London, 1900. P. 156–157).

87

Впервые подробные обстоятельства поездки этой миссии были изложены в докладе Г. С. Харатишвили 2 апреля 1981 г. на научной сессии восточного факультета по историографии и источниковедению стран Азии и Африки, а также в ее статьях: Харатишвили Г. С.: 1) Первая афганская миссия в Европу по материалам «Сирадж ат-таварих» // Ближний и Средний Восток. М., 1983. С. 134–141; 2) К проблеме афгано-европейского диалога (по материалам первой официальной Афганской миссии в Европу в 1895 г.) // Россия, Запад и мусульманский Восток в Новое время. СПб., 1994. С. 70–91; 3) Некоторые английские и французские источники о первой официальной афганской миссии в Европу в 1895 г. // Страны и народы Востока. Вып. ХХХ. М., 1998. С. 353–368 и в др. Кроме того, материалы поездки миссии вошли в книгу: Ромодин В. А. Очерки истории и истории культуры Афганистана. М., 1983. С. 149–158.

88

Хазарейцы – народность монгольского происхождения, проживают в основном в центральной горной области Афганистана Хазараджат. Подавляющее большинство хазарейцев – мусульмане-шииты.

89

Kakar Muhammad Hasan. Government and Society in Afdhanistan. London, 1979. P. 249.

90

Афганский историк Г. Н. Гарчистани утверждает, что в 1297 г. х. (1880) в Карабаге произошло сильное столкновение между двумя местными группировками, возможно, на религиозной основе. В результате население понесло большие материальные потери и человеческие жертвы (Гарчистани Г. Н. Краткие сведения о жизни Файз Мухаммада Катиба // Китаб (Кабул). 1362 г. х. (1983). № 1. С. 1–3, 5 (на яз. дари).

91

Kakar Muhammad Hasan. Government and Society in Afghanistan. P. 249.

92

После потери Пешавара зимней резиденцией правителей Афганистана стал Джалалабад.

93

Мулла Мухаммад Сарвар-хан Исхакзай был высокообразованным для своего времени человеком, Файз Мухаммад называет своего учителя «адибом», т. е. высоко эрудированным, знатоком литературы. Как указано в «Сирадж ат-таварих», им были написаны труды по геометрии и математике – согласно Эвклиду (Файз Мухаммад Катиб. Сирадж ат-таварих (Светильник истории). Т. III. Кабул, 1333–1336 г. х. (1914–1918). С. 1149 (на яз. дари)). Служил он главой канцелярии сардара Насрулла-хана и имел должность у сардара Хабибулла-хана (сыновей эмира Абдуррахман-хана от бадахшанской жены). В 1895 г. мулла Мухаммад Сарвар-хан Исхакзай был среди сопровождавших шахзада Насрулла-хана с официальной миссией в Лондон в 1895 г.

94

«Тухфат ал-хабиб», так же как и последнее сочинение Файз Мухаммада «Китаб-е тазаккор ал-инкилаб» («Книга упоминаний о мятеже»), посвященное драматическим событиям 1928–1929 гг. в Афганистане, хранится в Национальном архиве Афганистана в Кабуле (Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже / пер. с дари, вводная статья и коммент. А. И. Шкирандо. М., 1988. С. 15).

95

Файз Мухаммад Катиб. Сирадж ат-таварих. ТIII. С. 868–869.

96

Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан дар масири тарих (Афганистан на пути истории). Кабул, 1967. С. 830 (на яз. дари).

97

Ромодин В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. С. 56. – По сведениям А. И. Шкирандо, умер он в понедельник, 16 шавваля 1349 г. х. (17 марта 1931 г.) (Шкирандо А. И. Новые данные об афганском летописце Фаиз Мухаммаде и его сочинениях // Афганистан. М., 1984. С. 163–164).

98

Названия источников, использованных в «Сирадж ат-таварих», приводятся также в трудах В. А. Ромодина: 1) Очерки по истории и истории культуры Афганистана. Середина XIX – первая треть ХХ в. М., 1983. С. 119–120; 2) Афганистан во второй половине XIX – начале XX в. Официальная история и историография. М., 1990. С. 24–29.

99

Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже. С. 15.

100

Ромодин В. А. Афганистан во второй половине XIX – начале XX в. C. 16.

101

Файз Мухаммад Катиб. Сирадж ат-таварих. Т. I–II. Кабул, 1331 г. х. (1912/1913); Т III. Кабул, 1333–1336 г. х. (1914–1918).

102

Ромодин В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. С. 114.

103

Шкирандо А. И. Новые данные об афганском летописце Файз Мухаммаде и его сочинениях. С. 163–164.

104

Стори Ч. А. Персидская литература. Биобиблиографический обзор. (В трех частях) / перевел с английского, переработал и дополнил Ю. Э. Брегель. Ч. II. М., 1872. С. 1241. – По предположению А. И. Шкирандо, эти тома находятся у родственников Файз Мухаммада (Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже. С. 8).

105

The Life of Abdur Rahman, Amir of Afghanistan. Edited by Sultan Mahomed Khan. Vol. II. London, 1900. P. 143–144; Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана: в 2 т. / издал Султан Магомет-хан; перевел с английского М. Грулёв. Т. I. СПб., 1901; Т. II. СПб., 1902. С. 189. – Султан Мухаммад-хан, автор «Автобиографии Абдуррахман-хана», происходил из Пенджаба, он был переводчиком и секретарем (мунши) эмира. После «бегства» в Европу, возможно, был его шпионом, а после опубликования в Лондоне этой книги его отношения с Кабулом испортились, и «ему более не было разрешено возвратиться в Кабул, несмотря на неоднократные просьбы на то» (Kakar Muhammad Hasan. Afghanistan. A Study in Internal Political Developments 1880–1896. Kabul, 1971. P. 217–218).

106

Kakar Muhammad Hasan. Afghanistan. A Study in Internal Political Developments 1880–1896. P. 220.

107

Туркестанские ведомости. 1895. 8/9 мая. С. 166.

108

Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1901. Т VIII, № 11. Ноябрь. С. 389–393.

109

Там же. С. 421–422.

110

При Абдуррахман-хане состояли несколько профессиональных астрологов, которые давали советы при каждом подходящем случае (Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана Т. II. С. 32).

111

The Times of India. 1895. 24 may. P. 16.

112

Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1901. Т. VIII, № 11. Ноябрь. С. 389–393.

113

Там же. С. 421.

114

В статье (на с. 422) Насрулла-хан именовался «наследником афганского престола», что не соответствовало действительности.

115

Абдуррахман-хан, прожив одиннадцать лет в Средней Азии в пределах России (1869–1879 гг.), сам не раз был приглашен на приемы туркестанским генерал-губернатором К. П. Кауфманом в Ташкент. Эмир хорошо знал установившиеся европейские обычаи и требовал от сына их выполнения.

116

Здесь и далее страницы «Сирадж ат-Таварих», т. III, приводятся в тексте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»"

Книги похожие на "Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрико Харатишвили

Генрико Харатишвили - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрико Харатишвили - Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»"

Отзывы читателей о книге "Афганистан, Англия и Россия в конце XIX в.: проблемы политических и культурных контактов по «Сирадж ат-таварих»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.