» » » » Лев Гумилев - Струна истории


Авторские права

Лев Гумилев - Струна истории

Здесь можно купить и скачать "Лев Гумилев - Струна истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «АЙРИС-пресс», год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Гумилев - Струна истории
Рейтинг:
Название:
Струна истории
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-4467-3095-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Струна истории"

Описание и краткое содержание "Струна истории" читать бесплатно онлайн.



Лев Гумилев принадлежал к редкой в современной науке категории подлинных энциклопедистов. Масштаб его знаний и мыслей не вмещался в узкие рамки советской истории. Он работал на грани нескольких наук – истории, философии, географии, этнографии, психологии – и обладал необычайной интуицией и способностью к интеграции наук. Это позволило ученому создать оригинальную пассионарную теорию этногенеза, актуальность которой год от года возрастает. При этом Гумилев не был кабинетным ученым, – он был великолепным лектором. Владея широким спектром нюансов русского языка и прекрасным знанием человеческой природы, он мог не только научно, но кратко, понятно и ярко изложить свою теорию для представителей любого социального слоя и возраста. Его научные лекции и семинары были общедоступны, чрезвычайно популярны в 1980-е годы и проходили всегда при переполненных залах. Уникальный курс лекций Льва Гумилева, издаваемый на основе аудиоархива ученого, впервые в полном объеме становится доступным широкому кругу читателей.






И римляне уже к IV в. до н. э. подчинили уже среднюю Италию. Вот так (Л. Н. Гумилев показывает на географической карте территорию вокруг Рима. – Ред.). Больше всего оказали им сопротивления (ок. 326–286 гг. до н. э. – Ред.) наиболее родственные им самниты, жившие в горах Апеннин.

И вот тут оставшееся время потратим на то, чтобы посмотреть, а как же создался этот «populus romanus» – римский народ.

Оказывается, он создался очень простым способом, – у римских основателей города – отцов и их сабинских жен было много детей. Эти дети получили название – патриции (лат. patricius. – Ред.). И они составляли наиболее боевую часть, которая ходила в походы, с тем чтобы подчинить себе и завоевать окрестные деревни и окрестные племена: латинов, самнитов, умбров и других. Причем при завоевании они, значит, брали у людей третью часть земли. Две трети – оставляли побежденным. Обязывали их еще платить кой-какую аренду и, таким образом, – жили и существовали.

А побежденные считались подчиненными городу Риму. Когда патриции захватили довольно большое количество земли с населением, то население сказало:

– Э-э! Как вы хорошо устроились! Живете – не работаете. Получаете аренду, вообще говоря, на всех поплевываете, рабов имеете, рабынь. А мы что?

Патриции на это им ответили:

– А вы, собственно говоря, на что претендуете? Мы – воевали, кровь проливали! Боролись! А вы? Сидели дома, ели курку с маслом. И вы хотите получить долю добычи, ради которой вы ничем не рисковали? Не-е-ет, номер – не пройдет!

– Как? – сказали подчиненные (плебеи они назывались). – Вот ты говоришь – не пройдет номер, Сект Луций? Пройдет! Нас-то в пять раз больше! Как навалимся на вас, что от вас останется? И куда вы денетесь, – мы в одном государстве! Это не война государства с государством! И объединиться мы вам не дадим. А если вы, вообще говоря, не хотите с нами делиться властью, правом на управление, правом на имущество, – мы от вас отделимся! Что вы без нас будете делать?

И ушли на соседнюю гору. И поставили свой там город. Патриции видят – дело плохо. Послали парламентеров, стали умолять: «Вернитесь! Давайте договоримся!»

И, представьте себе, – договорились. И те – вернулись.[79] Договорились, что Рим будет состоять из трех сортов римских граждан. Самый старший – это сенаторы, который будет состоять из богатых патрициев и наиболее важных, талантливых, толковых, заслуженных плебеев, – их пустили в Сенат.[80] Кроме того, все остальные будут обязаны нести военную службу, согласно своему имению имущества. Кто может явиться с лошадью, тот называется всадник – eques. А лошади были только у плебеев. Потому что когда патриции воевали – плебеи, вообще говоря, воспитывали скот и наживали имущество. А кто не может явиться, тот пускай является просто в доспехе – с мечом, в шлеме, в поножах (металлические щитки для защиты ног. – Ред.), в латах и служит в пехоте. Таким образом, оказалось, что сенаторы – смешанные патриции и плебеи. Всадники – почти все сплошь плебеи; а римский народ, основная масса – это опять же смешанные патриции и плебеи – бедные, у которых не хватало денег на лошадь. Она по тем временам дорого стоила. И, кроме того, бедных-то ведь можно обижать. Поэтому их разделили на три подразделения, которые назывались – трибы.[81] У нас это сейчас переводится как «племя», довольно неточно.

Представителями (в Сенате с 494 г. до н. э. – Ред.) этих триб были трибуны, которые пользовались правом неприкосновенности, которые

– могли быть только плебеями,

– которые могли любое постановление Сената отменить, потому что у них было право вето (veto – «запрещаю»).

То есть они имели колоссальную власть. И в каждом регионе, в который направляли против какого-нибудь войска, – обязательно присутствовал военный трибун, который представлял там, так сказать, интересы масс. Но масса эта состояла из таких же головорезов и живодеров, как Сенат и всадничество. И только и желало, как бы разбогатеть за счет соседей. И поэтому они подчинили себе Лациум (равнина вблизи Рима. – Ред.) и единокровных и единоверных, единоязычных латинов (живших в Лации. – Ред.) и приняли их в свою Римскую республику. «Res publicus» – дело общее, это буквальный перевод, не очень точный.

Приняли в Римскую республику латинов на правах союзников, то есть они:

– не имели права не выставлять сенаторов,

– не имели права требовать скорого суда,

но в общем-то кое-какие права они имели – урезанные.[82] А тех, кого они побеждали и покоряли, как – чужих, они уже назывались провинциалы.[83]

Лекция III

История и этносы. Бессмертна ли цивилизация?

I в. н. э. – взгляд с востока на запад: Китай, династия Хань. – Мидийское и Персидское царства. – Экспансия Рима: – Борьба партий в Риме. – Рабы. – Легионеры. Военная реформа Мария. – Вечный город. – Латифундиальные семьи. – Парфянское царство: – Восстание Арташира Папакана. – Китай. – Великий шелковый путь. Минусы международной торговли.

IXX в. н. э. – взгляд с запада на восток: Феодалы в Европе. – Борьба феодалов и пап. – Франки, бургунды, аквитаны, провансальцы. – Тангутское и Киданьское царства. – Время и место рождения этносов.

Рубеж I в. н. э. – взгляд с севера на юг: Подъем готов и славян. – Даки против Римской империи. – Ситуация в Палестине: – Восстание Маккавеев. Фарисеи, саддукеи, зелоты. – Римляне и первые христиане. – Септуагинта. – Офиты. – Гностики.

Дискретность этнической истории.

Итак, мы остановились на том, что в VIII–X вв. до н. э., точнее в X–VIII вв. до н. э., начали складываться крупные этнические образования, которые пошли, естественно, как им и полагалось, – по пути прогресса.

С Востока начнем.

Небольшой китайский этнос в среднем течении Хуанхэ и впадающей в нее реки Вэй охватил все междуречье Желтой и Голубой рек, перекинулся к северу от Желтой реки – в область Шэньси, захватил область, в центре которой сейчас Пекин, и стал очень сильно распространяться по берегам Чжилийского залива вдоль полуострова Ляодун.

То есть мы видим закономерный прогрессивный рост этноса и государственных образований. Напомню, что этот рост произошел за счет совершенно человекоубийственных междоусобных войн, потому что китайцы не понимают, что такое плен. В плен не берут, и всех противников, которых могут поймать, убивают. Кого не могут поймать, тоже в плен не берут, а милуют и принимают в свою среду. Такой стереотип поведения китайцев дал возможность оформиться к II в. до н. э. огромной империи Хань, которая охватила почти весь современный Китай, южную часть Маньчжурии, границей которой стала Великая китайская стена. Что мы здесь видим? – Натуральное прогрессивное развитие. То самое, которое нам кажется естественным, или как нас учили, что все человечество развивается по пути прогресса.

Посмотрим, что происходило в других странах. Так ли это?

В VIII в. до н. э. мидяне[84] – народ, живший в северо-западной части современного Ирана, подчинил себе северную часть Месопотамии и Сирии, Армению, Закавказье, Персию. Персы сбросили их в середине VI в.,[85] перехватили инициативу, хотя мидяне по-прежнему оставались их лучшими соратниками и учителями, подчинили себе весь Ближний Восток. То есть мы видим то же самое – расширение, укрупнение, рост классовых отношений, рост государства, – прогрессивную систему.

Правда, прогресс системы и ее развитие столкнулись с другой системой. А именно, с Элладой, которую возглавила Македония. За три года (329–327 гг. до н. э. – Ред.) Персидская монархия была завоевана Александром Македонским, который располагал против страны с населением в 30 или более миллионов всего сорокатысячной армией. Македоняне теряли какое-то количество в боях, эти потери восполнялись, потому что приходили новобранцы из Греции. В общем, сорокатысячная армия завоевала эту огромную прогрессивную страну – з-а-а-просто! Но удержаться она в ней не могла, потому что парфяне, жившие на склонах Копетдага, в современной Южной Туркмении, с потрясающей легкостью выгнали македонян из Ирана (247 г. до н. э. – Ред.). И развитие продолжалось опять-таки через Парфянское государство, через Парфянскую монархию, своим натуральным путем. Тоже по прогрессивной системе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Струна истории"

Книги похожие на "Струна истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Гумилев

Лев Гумилев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Гумилев - Струна истории"

Отзывы читателей о книге "Струна истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.