Карл Фельми - Введение в современное православное богословие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Введение в современное православное богословие"
Описание и краткое содержание "Введение в современное православное богословие" читать бесплатно онлайн.
Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.
Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.
213
Цит. по: Wessel К Dogma und Lehre. S. 357.
214
DS. 850; cp. : DS. 1300.
215
Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 283 ff.
216
[Bolotov Vasilij.] Thesen über das «Filioque» // RITh. 1898. Bd. 6. S. 681—712. (Болотов Василий. К вопросу о Filioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. СПб. : Тип. Меркушева, 1914. VI, 138 с.)
217
Воронов Ливерий, прот. Вопрос о «Filioque» с точки зрения русских богословов // БТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1986. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. С. 157–85.
218
Практически бесправное нижнее сословие в античной Спарте.
219
Хомяков Алексей Степанович. Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях // Он же. Избранные сочинения / Под ред. Н. С. Арсеньева. Нью-Йорк : Изд-во им.Чехова, 1955. С. 248.
220
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины : Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М. : Путь, 1914. Письмо 5-е. С. 122.
221
Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 33.
222
См. ниже раздел 8.2.3.
223
См. ниже гл. 5.
224
Из Никео-Цареградского символа веры.
225
Из исполняемого на Божественной литургии песнопения, приписываемого императору Юстиниану I (527—565).
226
Наряду с этими церквами, православными еще себя считают так называемые дохалкидонские церкви, такие как Сирийская, Коптская и Эфиопская. В полном общении с ними находится также Армянская апостольская церковь.
227
Это позволило нам в последующем изложении опираться на западные работы в области догматической истории значительно больше, чем это возможно в других главах настоящего введения в православное богословие.
228
У старообрядцев христологический аспект крестного знамения выражен еще отчетливее. Само знамение совершается соединенными указательным и средним пальцами, которые символизируют две природы Христа. Действительно, не вся Пресвятая Троица, а «Един сый Св. Троицы» умер за нас на кресте. Три остальных пальца при таком перстосложении указывают на Троицу.
229
Ср.: Hauptmann Peter. Altrussischer Glaube : Der Kampf des Protopopen Avvakum gegen die Kirchenreformen des 17. Jh. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1963. S. 86 ff.
230
Стоглав / Издание Д. E. Кожанчикова. СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1863. Гл. 31. С. 103-106.
231
Heiler Friedrich. Die Ostkirchen : Neubearbeitung von «Urkirche und Ostkirche». München; Basel: Reinhardt, 1971. S. 427.
232
Особенно великолепен кондак: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
233
Называть «монофизитским» богословие древних восточных церквей или «монофизитами» таких богословов, как Севир Антиохийский или Филоксен Мабо́угский (ср.: Болотов Василий Васильевич. Лекции по истории Древней Церкви : В 4 т. Т. 4 : Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. С. 335 слл.), – значит вводить в заблуждение. Мы прибегаем к такому наименованию только ради краткости, потому что так судили защитники халкидонского богословия.
234
«Во-ипостасность есть реальность в иной ипостаси». Следовательно, «единая ипостась Богочеловека есть именно Ипостась Слова» (Флоровский Георгий, прот. Византийские Отцы V—VIII вв. : Из чтений в Православном Богословском Институте в Париже. Париж, 1933. С. 123—124).
235
Künkel Christoph. Totus Christus: Die Theologie Georges V. Florouskys. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1991. S. 102 f.
236
Williams Rowan. Jesus Christus. II. Alte Kirche // TRE. Berlin; New York : W. de Gruyter, 1993. Bd. 16. S. 740.
237
ACO. 2.2. 1. 14.
238
См. по этому вопросу: Ritter Adolf Martin. Dogma und Lehre in der Alten Kirche // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. 1. S. 265 ff. – Это понимание, впрочем, есть основа консенсуса, находимого православными богословами, принимающими определения Халкидонского собора, и богословами (из древних восточных церквей), которые их отклоняют (то есть, по традиционной терминологии, между дифизитами и монофизитами), – такое согласие было найдено на многих конференциях 1964—1971 гг. Соответствующую документацию см.: GOTR. 1964-1965. V. 10. N. 2; 1968. V. 13. N. 2; 1971. V. 16. N. 1-2.
239
Папа Римский (понтификат с 440 по 461 гг.)
240
АСО. 2.2. 2. 129.
241
Название произведено от выражения: Θεός πάσχει, «Бог страдает».
242
Ср. чин Божественной Литургии.
243
Cp.: Krüger G. Monophysiten // RE. 3. Aufl. Leipzig : Hinrichs, 1903. Bd. 13. S. 386, 10 ff.
244
Из римской провинции Скифии.
245
Цитируется по тексту Божественной Литургии: Псалтирь следованная : В 2 ч. Ч. 2. М. : Моск. патриархия, 1978. С. 163.
246
Ritter А. М. Dogma. S. 278.
247
См.: Чиновник архиерейскаго священнослужения : В 2 кн. Кн. 2. М. : Моск. патриархия, 1983. С. 71—79.
248
Минея. Июль. Ч. 2. М. : Моск. патриархия, 1988. С. 236 сл.
249
Unofficial Consultation between Theologians of Eastern Orthodox and Oriental Orthodox Churches, 11 – 15 August 1964 : Papers and Minutes : Ed. by J. S. Romanidis, P. Verghese, N. A. Nissiotis // GOTR. 1964-1965. V. 10. N. 2. P 14.
250
Halleux Andre de. La Definition Christologique a Chalcedoine // RTL. 1976. V. 7. P. 3-23, 155-170.
251
Ritter A. M. Dogma. S. 278.
252
Из Никео-Цареградского символа веры.
253
Фил 2:7.
254
Staniloae Dumitru. Orthodoxe Dogmatik / Mit e. Geleitw. von J. Moltmann; Aus d. Ruman. ubers. von H. Pitters. Zurich; Einsiedeln; Koln : Benziger; Gutersloh : Gutersloher Verlagshaus, 1985. Bd. 2. S. 54–63; Stăniloae Dumitru. Teologia Dogmatică Ortodoxă pentru Institutele teologice : 3 v. V. 2. Bucureşti, 1978. P. 64–76.
255
См. прежде всего кондак праздника Преображения (Великий Сборник : В 3 ч. Ч. 2. Jordanville, NY, 1954. С. 257).
256
Рождество Пресвятой Богородицы (8 (21) сентября), Успение Богородицы (15 (28) августа) и большинство праздников в честь икон Богородицы.
257
Служебник : [В 2 ч.]. [Ч. 2]. М. : Моск. патриархия, 1977. С. 390 сл.
258
Триодь Постная : [В 2 ч.]. [Ч. 2]. М. : Моск. патриархия, 1974. Л. 396.
259
Felmy Karl Christian. Die Auseinandersetzung mit der westlichen Theologie in den russischen theologischen Zeitschriften zu Beginn des 20. Jahrhunderts // Idem. Diskos : Glaube, Erfahrung und Kirche in der neueren orthodoxen Theologie : Gesammelte Aufsätze / Hrsg, von H. Ohme, J. Schneider. Erlangen : Lehrstuhl für Geschichte und Theologie des Christlichen Ostens, 2003. S. 48.
260
Соловьев Владимир. Чтения о Богочеловечестве // Он же. Собрание сочинений : В 12 т. Т. 3 : 1877—1884/Под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э. Л. Радлова. Фототипическое изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Чтение 11-ей 12-е. С. 167.
261
Там же. С. 169.
262
Там же. С. 167 сл.
263
Cp. Rührig Hermann-Josef. Kenosis : Die Versuchungen Jesu Christi im Denken von Michail M. Tareev. Leipzig: Benno-Verl., 2000. S. 102.
264
Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве. Чтение 11 -е и 12-е. С. 168.
265
Там же. С. 169.
266
Там же.
267
Röhrig H.-J. Kenosis. S. 235.
268
См.: Тареев Михаил. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа : Филип 2:5—11 : Экзегетическое и историко-критическое исследование. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1901. XII, 192, II, [2] с. passim.
269
См.: Тареев Михаил. Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской церкви / Изд. Общества любителей духовного просвещения. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1892. 198, [3] с. passim.
270
Röhrig H.-J. Kenosis. S. 274.
271
Ibid. S. 238. Автор тут ссылается на: Тареев М. Искушения Богочеловека. С. 79.
272
Тареев М. Искушения Богочеловека. С. 79.
273
Ср. Тареев М. Уничижение Господа. С. 81.
274
Там же. С. 69—70.
275
Там же. С. 70.
276
Cyrill Alexandrinus. Quod anus sit Christas // SC. 1964. N. 97. P. 302-515 passim.
277
Тареев Михаил. Основы Христианства : Система религиозной мысли : В 5 т. Т. 1 : Христос. 2-е изд. Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908. С. 152.
278
В этом он, кстати, следует тексту русской синодальной Библии. Церковнославянская Библия употребляет слово мyдрствовати и в этом стоит ближе к греческому оригиналу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в современное православное богословие"
Книги похожие на "Введение в современное православное богословие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие"
Отзывы читателей о книге "Введение в современное православное богословие", комментарии и мнения людей о произведении.