» » » » Карл Фельми - Введение в современное православное богословие


Авторские права

Карл Фельми - Введение в современное православное богословие

Здесь можно купить и скачать "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл Фельми - Введение в современное православное богословие
Рейтинг:
Название:
Введение в современное православное богословие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-891000-119-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в современное православное богословие"

Описание и краткое содержание "Введение в современное православное богословие" читать бесплатно онлайн.



Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.

Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.






97

Лазарев Виктор Никитич. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969. Ил. 47.

98

Лосский Владимир. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // БТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 76.

99

Там же. С. 23; Stäniloae Dumitru. Teologia Dogmaticä Ortodoxä p ent ru Institut eie teologice : 3 v. V. 1. Bucure§ti, 1978. P. 125 ff.; Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik / Mit e. Geleitw. von J. Moltmann; Aus d. Rumän. übers, von H. Pitters. Zürich; Einsiedeln; Köln : Benziger; Gütersloh : Gütersloher Verlagshaus, 1985. S. 118 ff.

100

Св. Григорий здесь интерпретирует гл. 33 книги Исхода и ссылается при этом на первое богоявление в 3-й главе той же книги.

101

Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели // Творения святых отцов в русском переводе / При Московской Духовной академии. М. : Тип. В. Готье, 1861. Т. 37. С. 315—316.

102

Там же. С. 315.

103

См. ниже гл. 6.

104

Meyendorff Jean. Introdoction а Vetude de Gregoire Palamas. Paris : Seuil, 1959. 431 p.; Lossky Vladimir. Die mystische Theologie der morgenländischen Kirche / Übers, von M. Prager. Graz; Wien; Köln : Verl. Styria, 1961. S. 276 ff.; Wessel Klaus. Dogma und Lehre in der orthodoxen Kirche von Byzanz // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. 1. S. 284—405. Особ. S. 374—393; Wendebourg Dorothea. Geist oder Energie : Zur Frage der innergöttlichen Verankerung des christlichen Lebens in der byzantinischen Theologie. München : Kaiser, 1980. 255 S., cp. рец. Fairy v. Lilienfeld в: КО. 1982. Bd. 25. S. 193-206; рец. Peter Р1апкв: OS. 1984. Bd. 4. S. 339 f.; Richter Gerhard. Gnade als Topos der Theologie des Gregorios Palamas // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten / Hrsg. P. Hauptmann. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 245—262; Lilienfeld Fairy v. Hesychasmus // TRE. Berlin; New York : W. de Gruyter, 1986. Bd. 15. S. 282—289; особенно важна также работа: Richter Gerhard. Ansätze und Motive für die Lehre des Gregorios Palamas von den göttlichen Energien// OS. 1982. Bd.4. S. 281—296.

105

Tinnefeid Franz. Barlaam von Calabrien // TRE. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1986. Bd. 5. S. 212-215.

106

Под именем ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита (ер. Деян 17:34) до нас дошел ряд писаний, восходящих к неизвестному автору предположительно конца V или начала VI вв. См.: Попов И. В., Покровский A. W. Дионисий Ареопагит // Христианство : энцикл. слов. : В 3 т. Т. 1. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 480—483.

107

Lossky Wladimir. Schau Gottes. Zürich : EVZ-Verl., 1964. S. 9; cp.: JeBTHh ÄraHacHje. Развой богословл>а код Срба // Теолошки погледи : Версконаучни часопис. 1982. Год. 14. Бр. 3—4. С. 81.

108

Wendebourg D. Geist oder Energie. S. 34.

109

Richter G. Ansätze. S. 287 f.

110

Ibid. S. 293.

111

Cp.: Lossky W. Schau Gottes. S. 125; Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenüberstellung der Ontologie der griechischen Kirchenväter und der Existenzphilosophie des Westens. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 70; относительно дальнейшего изложения см.: Лосский Владимир. Очерк мистического богословия. С. 87 сл.; Yannaras Ch. Person. S. 70.

112

Podskalsky Gerhard. Theologie und Philosophie in Byzanz : Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14— 15 Jh.) : Seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. München : Beck, 1977. S. 150.

113

Особенно удачно эта тема разработана Гюнтером Блумом; см.: Blum Günter. Oikonomia und Theologia : Der Hintergrund einer konfessionellen Differenz zwischen östlichem und westlichem Christentum // OS. 1984. Bd. 33. S. 281— 294. Особ. S. 291.

114

Stăniloae D. Teologia Dogmatică. V. 1. P. 125 (нем. пер.: Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 119).

115

Richter. G. Ansatze. S. 293.

116

Wessel К. Dogma und Lehre. S. 384; с учетом Триад Григория Паламы (Триады. 2. 3. 52).

117

Wessel К. Dogma und Lehre. S. 385.

118

Dimitrijevic Dimitrije. Bedenken gegen denHesychasmus aus orthodoxer Sicht // OS. 1985. Bd. 4. S. 325-330.

119

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие : В 2 т. Т. 1. 4-е изд. СПб. : Тип. Р. Голике, 1883. С. 66.

120

Там же (см. цит. из: Исповедание православной веры. Ч. 1, ответ на вопрос 8).

121

Там же. С. 73 сл.; митр. Макарий цитирует «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина; ер.: Малиновский Николай, прот. Очерк православного догматического богословия : В 2 ч. Ч. 1. М.: ПСТГУ, 2003. С. 77 сл.

122

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 74.

123

Ανδρουτσος Χρηστός. Δογματική της ’Ορθοδόξου Ανατολικής ’Εκκλησίας. 2 εδκ. Αθηναι, 1956. Σ. 33-35.

124

Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 117. Относительно т. 1 немецкой версии см. мою рец. в: КО. 1988. Bd. 31. S. 182—186.

125

Ср., например: Ibid. Bd. 1. S. 117.

126

Ibid. S. 123.

127

Ibid. S. 121.

128

Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. S. 123; Gregoire de Nysse. La Vie de Moise. P. 266.

129

Cp.: Wessel К. Dogma und Lehre. S. 376, 380.

130

По схоластическому учению об analogia entis, человек, благодаря выводам поаналогии, даже и без веры способен познавать Бога.

131

Wessel K. Dogma und Lehre. S. 376.

132

Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины : Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. Письмо 5-е. С. 123 сл.

133

Там же. С. 124.

134

«Христомонистическими» называют тенденции сводить все богословие к одной христологии и сотериологии, при этом пренебрегая учениями о Боге-Творце и об Ипостаси Св. Духа и Его действованиях.

135

«Бинитарным» называют богословие, в котором выпячивается учение о Первой и Второй Ипостасях и Их действованиях, но не уделяется внимания учению о Третьей Ипостаси и Божественности Св. Духа.

136

См. выше прим. 10.

137

Ср., например, суждение Карла Ранера: «Троичность икономии есть имманентная троичность» (Rahner Карл. Der dreifältige Gott als transzendenter Urgrund der Heilsgeschichte // MySal. Einsiedeln : Benziger, 1967. Bd. 2. S. 336).

138

См. рецензию Р. Plank на работу D. Wendebourg «Geist oder Energie» (OS 1984. Bd. 4. S. 340).

139

См. ниже гл. 5.1.

140

Так сообщил мне архимандрит Ириней Тотцке (Irenaus Totzke; Бенедиктинское або́атство в Нидеральтайхе).

141

Это суждение есть уже у X. Яннараса: Yannaras Christos. De l’absence et de l’inconnaissance de Dieu apres les ecrits areopagitiques et Martin Heidegger / Traduit de grec par J. Touraille; preface de O. Clement. Paris : Cerf, 1971. 134 p.

142

Yannaras Christos. Person. S. 202.

143

Yannaras Ch. Person. S. 201 f.

144

Ibid. S. 203.

145

Ibid. S. 68. Bern. 184; он цитирует Мартина Хайдеггера: Heidegger Martin.

146

Identität und Differenz. 2. unveränd. Aufl. Pfullingen : Neske, 1957. S. 70 f.

147

Yannaras Ch. Person. S. 69 f.

148

Ibid. S. 71.

149

Ibid. S. 108.

150

Ibid. S. 99.

151

Из последования на праздник Пятидесятницы (См.: Триодь Цветная. М.: Моск. патриархия, 1992. Л. 238 об.).

152

Ware Kallistos. Der Aufstieg zu Gott : Glaube und geistliches Leben nach ostkirchlicher Überlieferung/Mit e. Einf. von E. Jungclausen. Freiburg; Basel; Wien : Herder, 1983. S. 41; Лосский Владимир. Очерк мистического богословия // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 84.

153

Стоглав / Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1863. Гл. 41. Вопр. 1. С. 128; см. ил. 3.

154

Цит. по: Троица Андрея Рублева : Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Искусство, 1989. С. 53.

155

Cp.: Mainka Rudolf М. Zur Personendeutung auf Rublev’s Dreifaltigkeitsikone / / OS. 1962. Bd. 11. Heft 2. S. 3-13.

156

К иконе Пресвятой Троицы в целом см.: Фельми К. X. Образ Пресвятой Троицы // Он же. Иконы Христа. М. : Интербук-бизнес, 2007. С. 55—66.

157

Независимо от меня, но позже к подобным же выводам при толковании «Троицы» прп. Андрея Рублева пришел иером. Гавриил Бунге; см.: Bunge Gabriel. Der Andere Paraklet: Die Ikone der Heiligen Dreifaltigkeit des Malermönchs Andrej Rublev / Mit e. Geleitw. von S. S. Averintsev. Würzburg : Christliche Osten, 1994. 127 S.

158

См. ниже главу 3.2. Таково толкование Η. М. Тарабукина (см.: Троица Андрея Рублева. С. 76). Такова же точка зрения прот. А. Ветелева (см.: Ветелев Александр, прот. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // ЖМП. 1972. № 8. С. 63—75; № 10. С. 62-65).

159

Воронов Ливерий, прот. Андрей Рублеввеликий художник Древ ней Руси // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1975. Сб. 14. С. 90.

160

Ср.: Троица Андрея Рублева. Ил. 25.

161

Именно так выделен средний Ангел в уже названной Антологии на ил. 2 (лишь средний Ангел излучает сияние на здесь же воспроизведенной мозаике Пресвятой Троицы из церкви Санта Мария Маджоре в Риме) и на ил. 6 (на изображенной части алтарной преграды в церкви Шио Мгвимского [1012—1030] в Грузии вообще только средний Ангел имеет нимб, причем с крестом); ср. также илл. 7, 9, 16, 17, 20, 21,22, 23, 25, 26, 32, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 51, 53. Стоглавый собор запретил написание имени Исуса Христа на нимбовом кресте на иконах Пресвятой Троицы (Стоглав. Гл. 41. Вопр. 1. С. 128).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в современное православное богословие"

Книги похожие на "Введение в современное православное богословие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл Фельми

Карл Фельми - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие"

Отзывы читателей о книге "Введение в современное православное богословие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.