Карл Фельми - Введение в современное православное богословие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Введение в современное православное богословие"
Описание и краткое содержание "Введение в современное православное богословие" читать бесплатно онлайн.
Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.
Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.
97
Лазарев Виктор Никитич. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969. Ил. 47.
98
Лосский Владимир. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // БТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 76.
99
Там же. С. 23; Stäniloae Dumitru. Teologia Dogmaticä Ortodoxä p ent ru Institut eie teologice : 3 v. V. 1. Bucure§ti, 1978. P. 125 ff.; Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik / Mit e. Geleitw. von J. Moltmann; Aus d. Rumän. übers, von H. Pitters. Zürich; Einsiedeln; Köln : Benziger; Gütersloh : Gütersloher Verlagshaus, 1985. S. 118 ff.
100
Св. Григорий здесь интерпретирует гл. 33 книги Исхода и ссылается при этом на первое богоявление в 3-й главе той же книги.
101
Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели // Творения святых отцов в русском переводе / При Московской Духовной академии. М. : Тип. В. Готье, 1861. Т. 37. С. 315—316.
102
Там же. С. 315.
103
См. ниже гл. 6.
104
Meyendorff Jean. Introdoction а Vetude de Gregoire Palamas. Paris : Seuil, 1959. 431 p.; Lossky Vladimir. Die mystische Theologie der morgenländischen Kirche / Übers, von M. Prager. Graz; Wien; Köln : Verl. Styria, 1961. S. 276 ff.; Wessel Klaus. Dogma und Lehre in der orthodoxen Kirche von Byzanz // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. 1. S. 284—405. Особ. S. 374—393; Wendebourg Dorothea. Geist oder Energie : Zur Frage der innergöttlichen Verankerung des christlichen Lebens in der byzantinischen Theologie. München : Kaiser, 1980. 255 S., cp. рец. Fairy v. Lilienfeld в: КО. 1982. Bd. 25. S. 193-206; рец. Peter Р1апкв: OS. 1984. Bd. 4. S. 339 f.; Richter Gerhard. Gnade als Topos der Theologie des Gregorios Palamas // Unser ganzes Leben Christus unserm Gott überantworten / Hrsg. P. Hauptmann. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 245—262; Lilienfeld Fairy v. Hesychasmus // TRE. Berlin; New York : W. de Gruyter, 1986. Bd. 15. S. 282—289; особенно важна также работа: Richter Gerhard. Ansätze und Motive für die Lehre des Gregorios Palamas von den göttlichen Energien// OS. 1982. Bd.4. S. 281—296.
105
Tinnefeid Franz. Barlaam von Calabrien // TRE. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1986. Bd. 5. S. 212-215.
106
Под именем ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита (ер. Деян 17:34) до нас дошел ряд писаний, восходящих к неизвестному автору предположительно конца V или начала VI вв. См.: Попов И. В., Покровский A. W. Дионисий Ареопагит // Христианство : энцикл. слов. : В 3 т. Т. 1. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 480—483.
107
Lossky Wladimir. Schau Gottes. Zürich : EVZ-Verl., 1964. S. 9; cp.: JeBTHh ÄraHacHje. Развой богословл>а код Срба // Теолошки погледи : Версконаучни часопис. 1982. Год. 14. Бр. 3—4. С. 81.
108
Wendebourg D. Geist oder Energie. S. 34.
109
Richter G. Ansätze. S. 287 f.
110
Ibid. S. 293.
111
Cp.: Lossky W. Schau Gottes. S. 125; Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenüberstellung der Ontologie der griechischen Kirchenväter und der Existenzphilosophie des Westens. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 70; относительно дальнейшего изложения см.: Лосский Владимир. Очерк мистического богословия. С. 87 сл.; Yannaras Ch. Person. S. 70.
112
Podskalsky Gerhard. Theologie und Philosophie in Byzanz : Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14— 15 Jh.) : Seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. München : Beck, 1977. S. 150.
113
Особенно удачно эта тема разработана Гюнтером Блумом; см.: Blum Günter. Oikonomia und Theologia : Der Hintergrund einer konfessionellen Differenz zwischen östlichem und westlichem Christentum // OS. 1984. Bd. 33. S. 281— 294. Особ. S. 291.
114
Stăniloae D. Teologia Dogmatică. V. 1. P. 125 (нем. пер.: Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 119).
115
Richter. G. Ansatze. S. 293.
116
Wessel К. Dogma und Lehre. S. 384; с учетом Триад Григория Паламы (Триады. 2. 3. 52).
117
Wessel К. Dogma und Lehre. S. 385.
118
Dimitrijevic Dimitrije. Bedenken gegen denHesychasmus aus orthodoxer Sicht // OS. 1985. Bd. 4. S. 325-330.
119
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие : В 2 т. Т. 1. 4-е изд. СПб. : Тип. Р. Голике, 1883. С. 66.
120
Там же (см. цит. из: Исповедание православной веры. Ч. 1, ответ на вопрос 8).
121
Там же. С. 73 сл.; митр. Макарий цитирует «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина; ер.: Малиновский Николай, прот. Очерк православного догматического богословия : В 2 ч. Ч. 1. М.: ПСТГУ, 2003. С. 77 сл.
122
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 74.
123
Ανδρουτσος Χρηστός. Δογματική της ’Ορθοδόξου Ανατολικής ’Εκκλησίας. 2 εδκ. Αθηναι, 1956. Σ. 33-35.
124
Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 117. Относительно т. 1 немецкой версии см. мою рец. в: КО. 1988. Bd. 31. S. 182—186.
125
Ср., например: Ibid. Bd. 1. S. 117.
126
Ibid. S. 123.
127
Ibid. S. 121.
128
Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. S. 123; Gregoire de Nysse. La Vie de Moise. P. 266.
129
Cp.: Wessel К. Dogma und Lehre. S. 376, 380.
130
По схоластическому учению об analogia entis, человек, благодаря выводам поаналогии, даже и без веры способен познавать Бога.
131
Wessel K. Dogma und Lehre. S. 376.
132
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины : Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. Письмо 5-е. С. 123 сл.
133
Там же. С. 124.
134
«Христомонистическими» называют тенденции сводить все богословие к одной христологии и сотериологии, при этом пренебрегая учениями о Боге-Творце и об Ипостаси Св. Духа и Его действованиях.
135
«Бинитарным» называют богословие, в котором выпячивается учение о Первой и Второй Ипостасях и Их действованиях, но не уделяется внимания учению о Третьей Ипостаси и Божественности Св. Духа.
136
См. выше прим. 10.
137
Ср., например, суждение Карла Ранера: «Троичность икономии есть имманентная троичность» (Rahner Карл. Der dreifältige Gott als transzendenter Urgrund der Heilsgeschichte // MySal. Einsiedeln : Benziger, 1967. Bd. 2. S. 336).
138
См. рецензию Р. Plank на работу D. Wendebourg «Geist oder Energie» (OS 1984. Bd. 4. S. 340).
139
См. ниже гл. 5.1.
140
Так сообщил мне архимандрит Ириней Тотцке (Irenaus Totzke; Бенедиктинское або́атство в Нидеральтайхе).
141
Это суждение есть уже у X. Яннараса: Yannaras Christos. De l’absence et de l’inconnaissance de Dieu apres les ecrits areopagitiques et Martin Heidegger / Traduit de grec par J. Touraille; preface de O. Clement. Paris : Cerf, 1971. 134 p.
142
Yannaras Christos. Person. S. 202.
143
Yannaras Ch. Person. S. 201 f.
144
Ibid. S. 203.
145
Ibid. S. 68. Bern. 184; он цитирует Мартина Хайдеггера: Heidegger Martin.
146
Identität und Differenz. 2. unveränd. Aufl. Pfullingen : Neske, 1957. S. 70 f.
147
Yannaras Ch. Person. S. 69 f.
148
Ibid. S. 71.
149
Ibid. S. 108.
150
Ibid. S. 99.
151
Из последования на праздник Пятидесятницы (См.: Триодь Цветная. М.: Моск. патриархия, 1992. Л. 238 об.).
152
Ware Kallistos. Der Aufstieg zu Gott : Glaube und geistliches Leben nach ostkirchlicher Überlieferung/Mit e. Einf. von E. Jungclausen. Freiburg; Basel; Wien : Herder, 1983. S. 41; Лосский Владимир. Очерк мистического богословия // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1972. Сб. 8. С. 84.
153
Стоглав / Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1863. Гл. 41. Вопр. 1. С. 128; см. ил. 3.
154
Цит. по: Троица Андрея Рублева : Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Искусство, 1989. С. 53.
155
Cp.: Mainka Rudolf М. Zur Personendeutung auf Rublev’s Dreifaltigkeitsikone / / OS. 1962. Bd. 11. Heft 2. S. 3-13.
156
К иконе Пресвятой Троицы в целом см.: Фельми К. X. Образ Пресвятой Троицы // Он же. Иконы Христа. М. : Интербук-бизнес, 2007. С. 55—66.
157
Независимо от меня, но позже к подобным же выводам при толковании «Троицы» прп. Андрея Рублева пришел иером. Гавриил Бунге; см.: Bunge Gabriel. Der Andere Paraklet: Die Ikone der Heiligen Dreifaltigkeit des Malermönchs Andrej Rublev / Mit e. Geleitw. von S. S. Averintsev. Würzburg : Christliche Osten, 1994. 127 S.
158
См. ниже главу 3.2. Таково толкование Η. М. Тарабукина (см.: Троица Андрея Рублева. С. 76). Такова же точка зрения прот. А. Ветелева (см.: Ветелев Александр, прот. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // ЖМП. 1972. № 8. С. 63—75; № 10. С. 62-65).
159
Воронов Ливерий, прот. Андрей Рублев – великий художник Древ ней Руси // ВТ. М. : Изд. Московской патриархии, 1975. Сб. 14. С. 90.
160
Ср.: Троица Андрея Рублева. Ил. 25.
161
Именно так выделен средний Ангел в уже названной Антологии на ил. 2 (лишь средний Ангел излучает сияние на здесь же воспроизведенной мозаике Пресвятой Троицы из церкви Санта Мария Маджоре в Риме) и на ил. 6 (на изображенной части алтарной преграды в церкви Шио Мгвимского [1012—1030] в Грузии вообще только средний Ангел имеет нимб, причем с крестом); ср. также илл. 7, 9, 16, 17, 20, 21,22, 23, 25, 26, 32, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 51, 53. Стоглавый собор запретил написание имени Исуса Христа на нимбовом кресте на иконах Пресвятой Троицы (Стоглав. Гл. 41. Вопр. 1. С. 128).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в современное православное богословие"
Книги похожие на "Введение в современное православное богословие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие"
Отзывы читателей о книге "Введение в современное православное богословие", комментарии и мнения людей о произведении.