Константин Романов - Психологическая культура личности

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психологическая культура личности"
Описание и краткое содержание "Психологическая культура личности" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии представлены теоретические основы понимания психологической культуры: функции, структура, происхождение, виды, этнические особенности, а также методические условия формирования у школьников и студентов. Предназначено для студентов психологических специальностей, аспирантов, преподавателей психологии, школьных психологов, учителей.
Среди составляющих регулятивно-практического компонента психологической культуры заслуживает внимания техника выражения психического состояния человека. Сюда входит система практических умений и навыков удовлетворения потребности в выражении психического состояния, которая относится к числу фундаментальных. Она актуализируется в ситуациях нарушения привычных и нормальных для субъекта отношений с окружающим миром и с самим собой. Удовлетворяя ее, он нормализует свое душевное состояние и возвращается к привычному для себя образу жизни. Необходимым условием выражения своего душевного состояния другому человеку является понимание его самим субъектом. Это возможно только в том случае, если он владеет соответствующим понятийным аппаратом, с помощью которого душевное состояние облекается в речевую форму и становится понятным другому лицу – адресату. Одновременно оно становится хорошо осознаваемым и понятным самому субъекту. Следует подчеркнуть, что уровень развития у людей соответствующих умений и навыков не отвечает необходимым требованиям. Это означает, что они не способны к полноценному выражению своих душевных состояний со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная причина заключается в низком уровне развития когнитивного компонента психологической культуры: соответствующих знаний и психологического мышления.
Не лучше выглядит ситуация и с остальными умениями и навыками обращения человека с другими людьми, традиционно относимыми к культуре общения или к компетентности в общении: умением выражать свои мысли, слушать и понимать других, предотвращать и разрешать конфликты, выстраивать благоприятные межличностные отношения и др. Некоторые из них могут казаться чрезвычайно простыми, как например, умение слушать другого. В действительности же это очень сложный процесс, овладение которым требует достаточно серьезных тренировок. Поскольку такое обучение не предусмотрено существующей системой образования, большинство людей, в том числе и специалистов сферы «человек-человек», не владеют соответствующим навыком. В начальной школе это явление настолько распространено среди детей, что учителям приходится тратить немало усилий для борьбы с ним. Результаты их работы в этом направлении не очень значительны главным образом потому, что они не владеют эффективной методикой. Необходимость в специальных методиках существует и для формирования умений предотвращать и разрешать конфликты, выстраивать комфортные межличностные отношения и др. Особенно это важно для соответствующих специалистов: педагогов, руководителей, социальных работников и т. п.
3.2
Практика обращения человека с самим собой
Рассмотрим вторую группу умений и навыков, входящих в состав регулятивно-практического компонента психологической культуры. Речь идет о приемах и способах обращения человека с самим собой как с субъектом и личностью. Сюда входит культура обращения человека со своими психическими функциями (сенсорно-перцептивными, мнемическими, мыслительными, аттенционными, имажитивными, эмоциональными, мотивационными), а также со своим личностным потенциалом (навыками и умениями самовыражения и самореализации). В эту же группу мы отнесли способы переживания трудных жизненных ситуаций, приемы психологической защиты (защитные механизмы) и способы самовоспитания. Перечисленные умения и навыки позволяют человеку реализовать имеющийся у него потенциал личностных ресурсов, что является условием удовлетворенности своей жизнью[40] [41] [42].
Способы обращения человека со своими личностными ресурсами имеют когнитивную основу. Необходимым условием построения эффективного способа управления каким-то личностным ресурсом (потребностями, памятью, вниманием, эмоциями и др.) является понимание факта их существования у себя, знание условий их актуализации и закономерностей функционирования. Например, для того, чтобы эффективно распоряжаться ресурсами своего темперамента, необходимо:
а) хорошо знать тип своего темперамента во всем многообразии его свойств и форм выражения;
б) ориентироваться в жизненных ситуациях, в которых происходит их актуализация;
в) уметь мысленно проектировать выгодную для себя стратегию поведения, которая позволяет избежать актуализации нежелательных в данных условиях свойств темперамента.
При низком уровне развития психологической культуры эти когнитивные процессы существуют в зачаточной форме. Кроме того, они не представлены в сознании. Поэтому человек строит свое поведение чисто интуитивно и не может дать ему разумное обоснование. В основе его лежат не научные знания, а жизненный опыт. Такие поведенческие акты больше похожи на натуральные, чем на высшие психические функции (в терминологии Л. С. Выготского). Это напоминает процесс усвоения речи. Первоначально ребенок научается говорить, а потом знакомится с грамматическими правилами, с помощью которых можно объяснить свою речь.
Человек как субъект и личность – это не биологический, а социокультурный феномен. В отечественной психологии впервые на это обратил внимание известный психолог Л. С. Выготский – автор культурно-исторической теории психического развития. Под его руководством была развернута система исследований процесса преобразований так называемых натуральных психических функций (непроизвольных и неосознаваемых) в культурные или высшие (произвольные и осознаваемые). На генетически ранней стадии психического развития человека они работают в автономном режиме и не подчиняются ему. Скорее он подчиняется им. Маленький ребенок полностью зависим от самопроизвольно возникающих желаний, настроений. Он не может справиться с ними, как не может удержать или переключить свое внимание или заставить себя запомнить что-либо. По мере своего развития он постепенно овладевает всем этим и становится хозяином имеющегося у него психического и личностного потенциала. Было установлено, что сами способы обращения с натуральными психическими функциями аккумулированы в культуре, а точнее в людях – носителях психологической культуры. Задача педагогов (в лице родителей или учителей) заключается в том, чтобы обеспечить их трансляцию от старшего поколения к младшему, т. е. обучение и воспитание. Любая высшая психическая функция зарождается в пространстве межличностных отношений и на генетически раннем этапе развития является распределенной между ребенком и взрослым человеком, т. е. является не индивидуальной и монологичной, а совместной и диалогичной. Другой человек выступает здесь как ее соучастник, содействующий запоминанию, удержанию внимания, преодолению непосредственных желаний и т. д. В процессе развития натуральные психические функции из межличностных преобразуются во внутриличностные. Однако участие другого человека в них сохраняется, хотя и принимает иную, имплицитную форму.
В контексте обсуждаемых вопросов заслуживает внимания проблема эффективного переживания трудных жизненных ситуаций, которые являются неизбежными спутниками человеческого бытия. Сталкиваясь с ними, человек ощущает дефицит имеющихся у него личностных ресурсов и поэтому затрудняется в выборе способов поведения. Трудные жизненные ситуации вводят человека особый режим бытия, который называется переживанием. Внешне он выражается в изменении (чаще всего в дезорганизации) привычного образа жизни, субъективно – в форме тяжелых душевных состояний: подавленности, тревоги, страха, агрессии, эмоциональной напряженности, безисходности, несчастливости и т. п. Существует несколько десятков способов или стратегий эффективного переживания подобных ситуаций. Они позволяют достаточно успешно и с минимальными потерями справиться с возникшими проблемами, а главное – с самим собой. Практика показывает, что большинство людей не владеет подобными стратегиями переживания, а значит и способами управления необходимыми личностными ресурсами.
Проблема самовыражения и самореализации впервые наиболее остро встает в подростковом возрасте и затем остается актуальной на протяжении длительного времени. Представители гуманистической психологии считают проблему самоактуализации стержневой для личности. От успешности ее решения зависит субъективное ощущение полноты и осмысленности жизни человека. Напротив, неполноценная самоактуализация личности порождает ощущение бессмысленности и несчастливости бытия. На каждой возрастной ступени существуют свои особые формы и способы самоактуализации. Причем они могут соответствовать существующим социокультурным нормативам или отклоняться от них[43] [44].
В подростковом возрасте они принимают форму самоутверждения. Источником информации здесь служат главным образом сверстники, а также значимые взрослые. В последние десятилетия важным фактором воспитания становится телевидение. Школа играет в этом процессе второстепенную роль. Фактически усвоение способов самоутверждения происходит стихийно. Это может приводить к потере самоидентичности и к усвоению уродливых и даже асоциальных форм самоутверждения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психологическая культура личности"
Книги похожие на "Психологическая культура личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Романов - Психологическая культура личности"
Отзывы читателей о книге "Психологическая культура личности", комментарии и мнения людей о произведении.