Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Добрая земля за Иорданом"
Описание и краткое содержание "Добрая земля за Иорданом" читать бесплатно онлайн.
Книга Леонида Гомберга «Добрая земля за Иорданом» – плод более чем пятнадцатилетнего труда автора. С тех пор опубликованы несколько книг: «От Эдена до Вавилона» (2001), «Дорога на Ханаан» (2005), «Израиль и Фараон» (2009), «Голос Пустыни» (2014), и десятки статей и эссе, в которых события, изложенные в Библии, рассмотрены автором с историко-философской точки зрения в попытке соединить религиозный и естественно-научный взгляды на прошлое человечества.
В новой книге автором кардинально переосмыслены многие темы и персонажи, о которых писал в прежние годы; некоторые сюжеты он разрабатывает впервые. Повествование охватывает события первых шести книг Библии – Пятикнижия Моисея и Книги Иисуса Навина – от Сотворения мира и человека до завоевания Ханаана израильтянами. Автор приводит убедительные свидетельства историчности библейских героев и актуальности многих проблем, которые им приходилось решать несколько тысяч лет назад. Книга написана для широкого круга читателей.
3
Потоп представлен в Пятикнижие как следствие и итог морально-этического краха человеческой природы.
«И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6; 5–6).
«И Я вот, наведу потоп, воду на землю, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что на земле, скончается» (Быт. 6; 17).
Катастрофа, несомненно, выходит за рамки всякого естественного явления, пусть и глобального. И все-таки в самом описании катаклизма есть немало деталей, которые позволяют предположить, что в его основе лежат некоторые реальные события, которые произошли или могли произойти в действительности. Судя по всему, речь идет о какой-то природном катаклизме, – и в этом, кажется, сходятся все исследователи библейской истории. Но вот масштабы этого события далеко не очевидны. Ученые-нетрационалисты говорят о мировой катастрофе, происшедшей в ранний период человеческой цивилизации и нашедшей свое отражение в исторической памяти многих народов. Реальность Всемирного Потопа не кажется им абсурдной. Ведь и сегодня 70 процентов поверхности Земли покрыты водой, а суша занимает всего 30 процентов. Более того, 75 процентов запасов пресной воды на Земле сосредоточено в ледниках и полярных ледяных «шапках» планеты. Если растопить весь этот лед, уровень мирового океана существенно повысится; при этом с лица земли исчезнут такие города, как, например, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Амстердам, Санкт-Петербург.
Средняя глубина водного массива Земли – 3790 метров, что значительно больше средней высоты суши над уровнем моря, которая составляет лишь 840 метров. Если умножить эти средние цифры на соответствующую площадь поверхности, то получится, что объем мирового океана в 11 раз превосходит объем суши над уровнем моря. Все эти факты, по мнению апологетов теории мирового катаклизма, представляют Всемирный Потоп событием теоретически допустимым, а стало быть, реальным.
Но тогда естественным образом возникает вопрос: куда девались огромные массы воды после Потопа? Ответ неожиданно прост: они стекли в морские бассейны. Ведь по данным современной науки материки покоятся на отдельных плитах, движение которых вызывает изменение уровня поверхности земли. В некоторых местах на границах этих плит находятся подводные бездны глубиной более 10 километров. Вполне вероятно, что плиты в какой-то момент сдвинулись (возможно, это было связано с катастрофическими изменениями земной коры во времена Потопа), морское дно опустилось, и образовались огромные впадины, куда и стекла вода.
Если подобную возможность принять за реальность, пусть и в общих чертах, то сразу появляется серьезная неувязка: раз Потоп имел на земле всеобщее или даже очень широкое распространение, стало быть, ученые должны повсюду находить его следы, как их нашел археолог Леонард Вулли в Месопотамии.
Такие следы находят, – отвечают нетрадиционалисты, – но истолковывают их неверно. Изменения, которые ученые принимают обычно за последствие деятельности ледников, на самом деле являются результатами воздействия водных потоков. Явные, казалось бы, признаки ледниковых периодов на некоторых этапах геологической истории земли были подвергнуты тщательному анализу, в результате которого во многих случаях их ледниковое происхождение было отвергнуто. Эти образования оказались пластами, оставленными грязевыми потоками, т. е. потоками воды, несущими ил, песок и камни по океанскому дну.
Важным доказательством всемирного характера катаклизма, по мнению нетрадиционалистов, является повсеместное распространение легенд и преданий о Потопе от Аляски и до островов Океании, включая американских индейцев и аборигенов Австралии. Конечно, все эти рассказы серьезно расходятся в деталях, но практически во всех говорится, что земля была полностью затоплена водой, и только нескольким ее обитателям удалось спастись. Единственное объяснение такого широкого распространения подобных воззрений заключается в том, что Потоп был реальным и действительным событием человеческой истории.
Согласно данным библейской хронологии Потоп произошел около 1656 года от Сотворения мира или около 2100 года до н. э. Но, принимая эту дату за базовую, мы всерьез рискуем ошибиться, поскольку библейское время не соответствует нашему: оно не линейно. Очевидно, библейское время расширяется, растягивается по мере продвижения вглубь истории; к сожалению, коэффициент этого изменения нам не известен.
При раскопках стоянок каменного века на Южном Урале археологи обратили внимание на то, что тогдашние жители этих мест периодически меняли высоту своих поселений: то они жили на пятнадцати – двадцатиметровых террасах, то спускались в поймы и низины, которые в наше время затопляются водами рек и озер. Анализ этих данных показал, что с X по II тысячелетие до н. э. такие перемены происходили до пяти раз. Так, например, в конце X–IX тысячелетиях до н. э. люди жили на низких, ныне затопляемых местах, но уже на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э. они переселились на 20–25 метров выше среднего уровня вод в реках и озерах. Но затем в конце VIII и VII тысячелетиях до н. э. поселения снова перемещаются в низины. Анализ пыльцы растений показал, что в такие периоды в регионе стояли жесточайшие засухи, заставлявшие людей менять места своего проживания. Ученые назвали такие явления экологическими кризисами.
Изучение берегов Каспийского моря показало, что в те годы, когда люди переселялись в низины, уровень воды падал на десятки метров. Археологи назвали это явление регрессией. Так в первый экокризис (конец X–IX тысячелетия до н. э.) уровень Каспия упал на 60 метров, а к началу VIII тысячелетия вновь поднялся на 50 метров. Такой подъем вод ученые стали называть трансгрессией. Интересно отметить, что в закрытых водоемах Африки в те же периоды происходили сходные явления.
Нечего и говорить, что экокризисы сильно влияли на жизнь древних людей. Высказывается, например, предположение, что второй экокризис, соответствующий так называемой Мангышлакской регрессии Каспия, способствовал падению культуры Иерихона в конце VIII тысячелетия до н. э. Трансгрессии, наоборот, воспринимались людьми как потопы.
На начало V тысячелетия до н. э. приходится Желалдинская регрессия, когда уровень воды в Каспии упал почти на 45 метров. Это была эпоха третьего экокризиса. Примерно к 4500 году до н. э. в Южной Месоптамии появляются первые поселения культуры Эль-Убейда, которую создали люди, по-видимому, пришедшие сюда с севера – из гористых районов Ирана, где в результате очередного экокризиса, катастрофически ухудшились природные условия для ведения хозяйства. Однако, к концу V тысячелетия до н. э. уровень воды в Каспии начинает подниматься, экокризис заканчивается. На 4000 год до н. э. приходится пик Гаусанской трансгрессии: уровень моря вновь поднимается на десятки метров. В Месопотамии происходит резкое увлажнение климата. В результате каких-то катастрофических перемен в дельтах Евфрата и Тигра Убейдская культура исчезает, освобождая место Шумерской цивилизации.
4
За исключением раскопанной Генрихом Шлиманом Трои, вероятно, не было в мире более сенсационного археологического открытия, чем обнаружение английским археологом Леонардом Вулли следов Всемирного Потопа в Месопотамии. Впрочем, находка Вулли в какой-то мере была случайной, если вообще позволительно говорить о случайности и закономерности научных открытий.
В ходе своих многолетних работ, начатых в 1926 году, возле возвышенности Тель-Мукайяр неподалеку от дельты великих рек Месопотамии на месте древнего шумерского города Ура Вулли откопал огромный ступенчатый храм – зиккурат, который сохранился до высоты 42-х метров и даже через несколько тысячелетий выглядел грандиозным сооружением. К востоку от храма было обнаружено несколько гробниц, располагавшихся одна под другой и оказавшихся настоящими хранилищами материальной культуры своего времени. Найденные в них золотые чаши и кубки для вина, кувшины и вазы, бронзовая посуда, перламутровая мозаика, изделия из ляпис-лазури и серебра по своему качеству и богатству не уступали знаменитым кладам из гробниц Тутанхамона и Нефертити.
Леонард Вулли назвал найденные им захоронения Царскими гробницами Ура.
Исследования показали, что жители Ура на протяжении двух веков хоронили элиту в таких склепах. Самая нижняя, а стало быть, самая древняя гробница датирована 2800 годом до н. э.
Чтобы убедиться, что раскоп, как говорят археологи, дошел до «материка», Вулли решил заложить на дне этой гробницы небольшую шахту и прокопать ее поглубже. Когда срыли основание последнего склепа, стало очевидно, что ничего неожиданного здесь найти не удастся: кругом был обычный «археологический мусор», характерный для человеческих поселений – остатки распавшихся необожженных кирпичей, золы, черепков. Среди такого же мусора располагались и гробницы. Но вскоре, в слое древесной золы были найдены глиняные таблички с надписями более древними, чем в гробницах. По типу начертания знаков их датировали около 3000 года до н. э., то есть они были на два-три века старше самого древнего захоронения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Добрая земля за Иорданом"
Книги похожие на "Добрая земля за Иорданом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом"
Отзывы читателей о книге "Добрая земля за Иорданом", комментарии и мнения людей о произведении.