» » » » Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом


Авторские права

Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом

Здесь можно купить и скачать "Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом
Рейтинг:
Название:
Добрая земля за Иорданом
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-906860-91-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Добрая земля за Иорданом"

Описание и краткое содержание "Добрая земля за Иорданом" читать бесплатно онлайн.



Книга Леонида Гомберга «Добрая земля за Иорданом» – плод более чем пятнадцатилетнего труда автора. С тех пор опубликованы несколько книг: «От Эдена до Вавилона» (2001), «Дорога на Ханаан» (2005), «Израиль и Фараон» (2009), «Голос Пустыни» (2014), и десятки статей и эссе, в которых события, изложенные в Библии, рассмотрены автором с историко-философской точки зрения в попытке соединить религиозный и естественно-научный взгляды на прошлое человечества.

В новой книге автором кардинально переосмыслены многие темы и персонажи, о которых писал в прежние годы; некоторые сюжеты он разрабатывает впервые. Повествование охватывает события первых шести книг Библии – Пятикнижия Моисея и Книги Иисуса Навина – от Сотворения мира и человека до завоевания Ханаана израильтянами. Автор приводит убедительные свидетельства историчности библейских героев и актуальности многих проблем, которые им приходилось решать несколько тысяч лет назад. Книга написана для широкого круга читателей.






Объясняя смысл легенды о Каине и Авеле, ученые чаще всего трактуют его как иносказательное отражение начавшегося конфликта между земледельческими и скотоводческими племенами: мол, евреи, сами бывшие скотоводами, воплотили свои обиды в образе пастуха Авеля, незаслуженно пострадавшего от пахаря Каина. Это весьма трогательное объяснение, но и очень наивное. Заблуждение происходит от непонимания «расстановки сил». Нам ведь рассказана история Каина, а не Авеля: Каин, а не Авель, единственный допотопный патриарх, кроме Адама и Ноя, который имеет свою историю в Пятикнижии. Называя Каина «изгнанником» и «скитальцем», находящегося в то же время под особой защитой Господа, Бытие, может быть, предвосхищает в его лице многотысячелетнюю судьбу еврейского народа. Имя Каин интересно еще и тем, что в отличие от многих имен древности оно имеет совершенно прозрачную этимологию и означает «кузнец».

3

К концу V тысячелетия до н. э. человечество вступает в новую фазу своего развития – эру металлургии. С этого времени все события в его истории в решающей мере будут связаны с овладением искусством обработки металла. По-видимому, история Каина повествует о возникновении группы людей новой, ранее неведомой профессиональной и социальной ориентации – кузнецов. Профессия кузнеца для того периода истории означала тоже, что и авиатор в начале XX века и космонавт – в его середине.

Естественно, древние кузнецы должны были вести бродячую жизнь «скитальцев», перемещая свое производство в зависимости от наличия легко доступной металлической руды и от возможности реализации плодов своего труда. Подверженный многим опасностям, практически беззащитный «изгнанник» должен быть огражден от посягательств словесным императивом – табу: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро», а также охранным знаком, знаменитой «каиновой печатью». Есть разные толкования того, что представляла собой эта «печать». Но если нечто материальное все же имело место в действительности, то почему бы не предположить, что печать эта была изготовлена из неизвестного в ту пору материала под названием «металл» как свидетельство особого назначения этого «скитальца» – носителя будущих традиций человеческой истории. Тем более что ранняя металлургия не была связана ни с разработкой месторождений руды, ни даже с поисками самородков; первый на земле металл выплавлялся из «небесных» камней в прямом смысле этого слова – из метеоритов, что, конечно, не могло не связывать кузнечный промысел с промыслом высших сил.

Впоследствии же разведка месторождений с неодолимой неизбежностью диктовала необходимость миграции кузнечного производства сперва на север и северо-восток, а потом и в более отдаленные регионы Евразийского континента.

Профессор Колумбийского университета (США) Борис Мойшезон весьма неожиданно интерпретирует события, связанные с Каином, его потомками и последователями[30]. По его мнению, не случайно одним из главных героев древнего иранского эпоса стал кузнец Каве (видоизмененное «Каин»). Древняя армянская легенда повествует о Куаре и его братьях – основателях городов. Ведь именно Каин основал первый город на земле. Любопытно, что в одной из копий Шумерского царского списка, древнейшего памятника истории Месопотамии, город Куар упоминается в качестве резиденции допотопных царей. Старинная хазарская крепость Куйяб (отметим чередование корней ков – куй), впоследствии известная как Киев, согласно легенде, которая приводится в «Повести временных лет», была основана на Днепре тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Исследователи отмечают: пара «Кий – Щек» похожа на библейскую пару «Каин – Шет» – имена продолжателей рода Адама и Хавы. «… Имя третьего брата, Хорива, – отмечает русский историк Георгий Вернадский, – имеет библейское происхождение. Хорив – это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, по-видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве»[31].

Фамилия Коваль (Ковалев) распространена в России и Белоруссии по сей день.

Дальше на севере форма «калев» нередко встречается в эстонском языке, в литовском обнаруживаем «калвис» в значении «кузнец», в финском – название эпоса «Калевала». Интересно, что в генеалогиях древнего Израиля среди колена Иеуды важное место занимает герой Калев, связанный с «кнезититами», что соответствует потомкам рода Кеназ, почти наверняка связанному с кенитами (каинитами), потомками Каина. Один из крупных городов северной Сирии до сих пор называется Халеб (в европейском варианте Алеппо). И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что в письменных документах II тысячелетия до н. э., обнаруженных в северо-западной Сирии, этническая группа Халеб упоминается рядом с кочевниками Хабиру, часто отождествляемыми с предками евреев.

В связи с библейским сказанием о Каине и Авеле Самюэль Хук писал: «Вероятно, это фрагмент древней истории кенитского клана, о котором в истории евреев содержится довольно много информации… Кениты всегда были кочевым (или полукочевым) народом и в основном жили в шатрах. Однако предок кенитов… выступает как строитель городов… Он предстает основателем рода, который дал начало всем росткам цивилизованной жизни»[32].

Существует гипотеза, согласно которой родственные Моисею мадианитяне были потомками древних кенитских кланов и с древнейших времен разрабатывали медные рудники Синая. Возможно, при составлении Пятикнижия Моисей пользовался сведениями о Каине и кенитах, почерпнутыми от его мадианских родственников.


Уже к концу V тысячелетия до н. э. в некоторых областях Ближнего Востока в употребление входят золото, серебро, олово, свинец и, конечно, медь. Вплоть до появления железа именно медь, – сперва без примесей, а потом и в сплавах с другими металлами, особенно оловом – приобрела решающее значение в хозяйственной жизни людей. Конечно, кремний или обсидиан куда тверже меди. Но даже и в холодном виде медь способна изменять свою форму с помощью ковки, не говоря уже о расплавленной меди, которой можно придать любую форму. Для изготовления шлифованного каменного топора необходимо затратить недели, а то и месяцы напряженного труда. С помощью медных инструментов это можно сделать гораздо быстрее и легче. Медные ножи, топоры, наконечники копий, рыболовные крючки, иглы и многое другое стали более функциональными и легко усовершенствовались. Что же касается труб, проволоки и гвоздей, то всего этого просто невозможно изготовить из камня.

Первые, самые ранние способы выплавки металлов из руды были, разумеется, достаточно примитивными. Руду просто обжигали на костре, а затем нагревали в смеси с древесным углем в плавильных котлах. Но из-за несовершенства металлургического производства, а также сравнительной редкости рудных месторождений, доступных поверхностной разработке, медь еще долго не могла вытеснить камень из хозяйственной жизни людей.

В одной из библейских книг, Книге Иова, есть неожиданные строки, в которых речь идет о разработке месторождений металлической руды: «Так, у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получают из земли; из камня выплавляется медь. Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудоносный колодезь в местах забытых ногою, спускаются вглубь и зыблются вдали от людей». (Иов 28;1–4)

Не подлежит сомнению, что Иов, которому принадлежат эти слова, был не понаслышке знаком с геологоразведкой и горнодобычей, а стало быть, мог принадлежать к «клану кузнецов»; многие детали его рассказа просто недоступны для человека со стороны.

Писатель Яков Кумок, сам в молодости геолог, автор эссе об Иове, пишет: «Серебро выдалбливали из жил каменными молотками, золото, по всей видимости, собирали в россыпях и переплавляли в слитки. То же самое производили с медью, а железо выламывали в расщелинах и оврагах. Потом глыбы подвергали обработке… Освещая себе путь факелом, а то и лучиной древний рудознатец протискивался между скалами, куда не проникают солнечные лучи… Рудознатцы «били штреки» – вертикальные или наклонные колодцы – и, спускаясь на люльках, «висели и зыбились», отбивали куски породы, складывали в корзины, а те уж на веревках поднимали наверх их товарищи»[33].

И эти воистину каторжные работы многие века определяли магистральную линию развития человеческой цивилизации!

Постепенное усовершенствование техники выплавки меди помогло значительно улучшить орудия производства. Медные мотыга и лопата позволили людям приступить к строительству оросительных каналов. Становление металлургии дало толчок к развитию ткацкого и гончарного производства. Усложнившиеся технологические процессы потребовали специализации. При этом технический прогресс значительно увеличил число жертв при вооруженных столкновениях. Металлическое оружие предопределяло военное преимущество тех, кто им обладал. Межплеменные столкновения превращаются в настоящие войны. Вот о таком, весьма нежелательном направлении развития истории человека повествует рассказ о потомках Каина, и особенно те стихи, где говорится о клане Лемеха.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Добрая земля за Иорданом"

Книги похожие на "Добрая земля за Иорданом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Гомберг

Леонид Гомберг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Гомберг - Добрая земля за Иорданом"

Отзывы читателей о книге "Добрая земля за Иорданом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.