» » » Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты


Авторские права

Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты
Рейтинг:
Название:
Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-471-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Описание и краткое содержание "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" читать бесплатно онлайн.



Споры о том, что такое «психическая норма» и какие отклонения от этой нормы следует считать патологией, ведутся очень давно. В книге впервые всесторонне рассмотрены разные подходы к определению психической нормы и представлены эмпирические исследования ведущих отечественных психиатров и психологов, раскрывающие существенные стороны этой проблемы. Обсуждаются общие вопросы определения психической нормы и патологии, подходы к диагностике поведенческих и стрессовых расстройств, социальные аспекты формирования анормальной личности, соматопсихические и психосоматические расстройства, психотерапия и психопрофилактика здоровой и проблемной личности.






Однако после анализа всех полученных данных мы увидели, что, помимо специфических, характерных для определенного типа нарушений, у детей обнаруживались общие для всех групп проблемы в общении. Наблюдались трудности в изъявлении инициативы к общению, нарушение контроля поведения, искажения ритмики и темпа речи, бедность мимики, нарушения реципрокности общения.

Это привело нас к необходимости разработать уровневую систему оценки, в которой возможно выявить общие и специфические нарушения развития коммуникации. Выявление общих коммуникативных нарушений позволит выявить задачи группы, показать актуальный уровень необходимого коррекционного материала. А специфические аспекты учесть задачи развития каждого участника.

В такую систему входят три уровня оценки коммуникации.

Первый уровень показывает качество коммуникации по параметрам:

• устойчивый интерес ребенка к организованному игровому взаимодействию;

• общая физическая активность;

• вербальная активность;

• невербальная активность;

• эмоциональность;

• воображение;

• учет интересов других участников;

• моторная свобода.

На этом уровне выявляются общие, неспецифические аспекты коммуникации дошкольников в хороводной игре: мотивация, соблюдение правил игры, вербальное и невербальное взаимодействие, понимание контекста предлагаемого игрового материала. Задача первого уровня – выявление нарушений и дисгармоний в общении детей.

На этом уровне внимание уделяется оценке вовлеченности детей в игровое взаимодействие, адекватность активности игровому процессу. Анализ показателей гармоничного использования вербальной и невербальной коммуникации позволит выявить возможности владения семантическими системами. Проводится анализ речевого развития и использования речи в межличностной коммуникации дошкольников. Также на первом уровне важно определить эмоциональное развитие и его качество, использование социально обусловленных эмоциональных реакций в непосредственном общении детей со сверстниками и взрослыми (с родителями и специалистами). Важным фактором анализа является оценка соответствия игровому контексту мимики ребенка, жестов и поз. Параметры, отражающие произвольное коммуникативное поведение, позволят выявить возможности в соблюдении дистанции в межличностном общении, а соблюдение правил игрового пространства покажет возможности регуляции и контроля.

Таким образом, соответствие развития коммуникации возрастным нормам, гармоничное сочетание всех компонентов коммуникации, соответствие их игровому контексту, в частности, и культурному периоду, в целом, свидетельствует о гармоничном развитии ребенка. Выпадение или искажения, по какому-либо параметру, представленному выше, позволяет говорить о том, что необходима дополнительная диагностика и выявление специфических паттернов коммуникативного поведения.

Процентное соотношение трудностей по каждому параметру оценки позволяет подбирать игровой материал, для основы коррекционной программы. Это смысловой уровень оценки коммуникации. В контексте использования игрового фольклора на этом этапе мы определяем, какой уровень хороводных игр наиболее адекватен для конкретной группы детей.

Второй уровень оценки коммуникативного поведения у дошкольников направлен на выявление специфических особенностей в общении детей. Задача второго уровня – выявление причин нарушения коммуникации. На этом уровне оценивается:

• свобода тактильного взаимодействия;

• зрительный контакт: длительность, устойчивость, динамика переключения;

• мимика: адекватность и динамичность мимической активности;

• эмоциональность: соответствие эмоциональных реакций контексту игрового материала, своевременность, контроль эмоционального состояния;

• понимание и адекватное поддержание игрового контекста и сюжета ролевых игр;

• функциональные особенности и специфика вербального общения.

Выявление особенностей коммуникации на этом уровне позволит поставить более тонкие и частные задачи для групповой работы. Для этого оценивается тактильное взаимодействие. В хороводной игре можно отметить изменение в эмоциональной сфере при тактильном воздействии со стороны других участников, важным аспектом будет определение свободы при необходимости взять за руку товарища, анализируется, как меняется эмоциональное состояние ребенка в играх с интенсивным тактильным контактом. Важным параметром оценки коммуникации является выявление особенностей зрительного контакта, устойчивость и качество переключения в соответствии со смысловым контекстом. Эмоциональность детей можно определить при использовании игр, содержащих отражение социальных эмоций. Также в оценке эмоционального развития ребенка важно обращать внимание на скорость реагирования и контроль эмоционального состояния. Особенности речевого развития прослеживаются в хороводных играх с диалогами или полилогами, в данном случае важны как функциональные особенности речевой активности, так и лексико-грамматический состав речи. На этом этапе оценивается разнообразие и адекватность словарного запаса, плавность течения речи, ритмичность и эмоциональность речевого высказывания, которое находит отражение в интонировании, темпе и ударности произносимой фразы.

Третий уровень позволяет выявить индивидуальные, сложные особенности коммуникации, он показывает глубину нарушений по конкретному параметру оценки. В практической работе результаты этого уровня диагностики позволят определить длительность и интенсивность коррекционного воздействия индивидуально для каждого участника. Таким образом, на третьем уровне оцениваются индивидуальные специфические паттерны коммуникативного поведения.

Система оценки коммуникативного поведения у дошкольников в данный момент проходит апробацию на базе ГБПОУ КМБ № 4, структурное подразделение детский сад № 288. Первые полученные данные показывают, что метод хороводные игры за счет разнообразия и разноплановости игрового материала, включающего сюжетные игры с драматизацией, подвижные игры, позволяет увидеть все аспекты коммуникативного поведения дошкольников. Разработанная в рамках метода система уровневой оценки коммуникации позволяет выявить общие трудности, характерные для общения дошкольников, определить их глубину и причину возникновения. Такой подход дает возможность своевременно определить специфические нарушения коммуникации, свидетельствующие о выраженных нарушениях развития ребенка. Результаты проведенной диагностики помогают подбирать хороводные игры и разрабатывать стратегии психологической помощи адекватно актуальным задачам группы в целом и учитывать особенности развития коммуникации у каждого участника. В результате процесс адаптации детей к новому групповому формату происходит намного быстрее, дети сохраняют устойчивый интерес к игровому занятию в течение длительного времени. Начинают свободно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Литература

Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии образования. 2008. № 2. С. 58–63. URL: http://psyjournals.ru/authors/27714.shtml.

Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Сетевое издание «Вестник Мининского университета». 2013. № 2.

Белопольская Н. Л., Рубан О. В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 130–141.

Рубан О. В., Белопольская Н. Л. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2013. № 4. С. 37–44.

Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. URL: http://dx.doi. org/10.17759/psyedu.

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар, изд. центр «Владос», 2005.

Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45–54.

Затрудненное общение ребенка: норма или патология?

А. Г. Самохвалова

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

В современной зарубежной и отечественной психологии широко дискутируется проблема затрудненного общения личности. Причем под данным феноменом понимается довольно широкий спектр лингвистических, клинических и социально-психологических явлений, которые сводятся к ненадлежащему, расстроенному, нарушенному, деструктивному, разлаженному, неэффективному общению (Bronfenbrenner, 1998; Лабунская, 2001).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Книги похожие на "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты"

Отзывы читателей о книге "Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.