» » » » Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса


Авторские права

Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса

Здесь можно купить и скачать "Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентИТРКc7b294ac-0e7c-102c-96f3-af3a14b75ca4, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса
Рейтинг:
Название:
Горькое Жито Донбасса
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-88010-437-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Горькое Жито Донбасса"

Описание и краткое содержание "Горькое Жито Донбасса" читать бесплатно онлайн.



Автор родился и вырос на Донбассе, именно поэтому основная часть книги посвящена истории этого края, рассказам о людях, об их характерах и поступках. В заключительной части книги говорится о некоторых событиях начала войны 2014 года на Донбассе, как это виделось непосредственно в местах событий.

Книга представляет интерес для читателей, желающих побольше узнать про историю и жизнь Донбасса, который, к сожалению, в последнее время ассоциируется, в основном, с потерями, разрушениями и войной, развязанной послемайданными киевскими властями против непокорного народа этого региона.






В ответе также есть и еще один оттенок – «люблю Землю». Без какого-либо пафоса, без громких слов это говорится о великом – о любви к жизни, о смысле жизни и о Земле – нашей планете, голубой от просторных морей-океанов и рек с озерами, зеленой от великолепных лесов и степей, белой от снегов и туманов, серой от горькой донбасской пыли, жаркой, грозной, дорогой, единственной.

При этом невозможно живому человеку молчать о главном, совершенно естественным является его желание высказаться, отдать должное тому, что дает и силы, и веру, и надежду. Естественным является желание выразить свое отношение, найти такую форму выражения, которая соответствовала бы настрою и состоянию души, чтобы показать, как ценятся в жизни порядочность, доброжелательность, бережное отношение к своим корням, рассудительность и справедливость.

Свое отношение получалось выражать, в основном, в песнях и рассказах, т. е. в устном творчестве – для литературного изложения образование нужно, знания и время. Да и не удержат рабочие руки ручку или карандаш, грубоваты потому что. Рассказчики давали выход своей энергии, сочиняли, рассказывали, пересказывали и питали надежду, что появится более начитанное, образованное поколение и внесет эти устные сочинения в историю – соберет их, истолкует соответствующим образом и сохранит.

Первое проявление устного творчества – это определение местных конкретных и специфических названий. Когда появились рудники, шахты, шахтерские поселения – образовалась новая сфера деятельности человека и появились специфические региональные названия: Нахаловка, Собачевка, Смолянка, Долиновка, Брехуновка, Голенищевка, составившие ядро местной топонимии – множества географических названий. Тут же появились и новые наименования, относящиеся к горняцкому труду. Это названия инструментов, средств и способов производства: ствол, сбойка, вентиляция, горизонт, лава, штрек, уступ, добыча, упряжка, порода, бремсберг, квершлаг, шурф, штейгер, угольные пласты Мейн, Рау, Чери.

Первые донбасские шахты поставляли уголь на Луганский литейный завод возле Каменного Брода. Первыми горными инженерами и инженерами-металлургами были специалисты, выписанные из-за границы, поэтому и названия в большинстве своем получились иностранными, пришедшими также из-за границы, например: штрек, бремсберг, Рау, штейгер, квершлаг.

Особенностью Донбасса является то, что этот край имеет и так называемую подземную топонимию – названия подземных угольных пластов, отражающих их особенности. Эти имена представляют большой раздел в устном языковом народном творчестве и характеризуют в угольных пластах, например: характер залегания – Крутой, Верхний, Двойной, Пологий; свойства угля – Мягкий, Рыхлый, Каменный; цвет угля – Баклажанка, Серебряный, Чери (вишневый); промышленное применение – Коксующийся, Бессемеровский; имена родных и близких женщин – Варвара, Надежда, Мария; рабочий юмор – Кащей, Солоха, Мазурик, Бабай; место расположения шахты – Ольховатка, Долиновка, Овражек; имена владельцев шахт – Гордеевский, Мандрыка, Никанор.

Видно, что в этих названиях скрывается большой мир, среда и история отношений человека с природой, где часто всего лишь одно слово может многое рассказать знающему человеку. А такие знающие люди в Донбассе есть – в нескольких местных высших учебных заведениях готовятся языковые специалисты – лингвисты и филологи. Общими усилиями подготовленные специалисты обработали большой объем таких названий, закрепили их за соответствующими объектами, дали им подходящее толкование и сохранили в архивах, внеся, таким образом, заметный вклад в науку о горных названиях – стратонимику. В свою очередь, горные инженеры составили подробную геологическую карту Донбасса с указанием всех разведанных угольных пластов с их характеристиками и названиями, принятыми в горных стандартах.

В Донбассе топонимические и стратонимические названия наполняют все коммуникативное пространство. Проявляются они в бытовых разговорах, в газетах, в названиях поселков, магазинов, остановок общественного транспорта, и есть надежда, что они не потеряются и не исчезнут из человеческой памяти.

Второй пласт народного творчества – жаргонизмы, поговорки и пословицы, сленг различных социальных групп.

Жаргонизмы – это отдельные слова или словосочетания, не свойственные основному употребительному языку, своеобразные условные разговорные выражения, употребляемые в отдельных социальных группах. Есть такое явление и в горняцкой среде. Что означает в устах шахтера обушок (горняцкий ручной инструмент), баба Лена (ленточный конвейер), тормозок (шахтерский обед), балда (молоток весом более полукилограмма), гнать порожняк (вести ничего не значащие разговоры, давать пустые обещания) – сможет понять не всякий, не соприкасающийся с шахтерской жизнью. Жаргонизмы образуются от обычных языковых выражений или слов многими способами: использованием очень редкого или вообще иного значения, метафоризацией, приданием двусмысленности, изменением произношения, переоформлением под иноязычную лексику. В большинстве своем жаргонизмы используются для упрощения сложных профессиональных терминов и для ускорения коммуникации, что может оказаться очень существенным в рабочих ситуациях. Например, выражение «дай два зада» в лексике лесогонов означало требование быстро подать тележку с лесом назад на две длины тележки.

На практике может быть слияние, своеобразный симбиоз жаргонизмов разных социальных групп или разных территорий. В Донбассе наблюдаются жаргоны, пришедшие в регион с базаров Астрахани, Ростова-на-Дону, Одессы, а также от рыбацких артелей, воровских групп, стиляг, студентов и др.

Естественно, что установившиеся классические жаргонизмы эволюционируют – развиваются и изменяются. Например, словами «черный человек» когда-то говорили о поднявшемся на поверхность после смены шахтере, пропитавшемся угольной пылью. В послевоенное время образовалось словосочетание «черный копатель», а в настоящее время получили хождение «черный нал» и «черный риелтор».

Очень показательно изменение выражения «оранжевый», которое исходно означало шатена – человека с рыжими волосами. Потом появились «оранжевое солнце» и «оранжевые песни» (игрушки и песни для детей). Некоторое время назад «оранжевый» стал означать сторонника киевского политика Ющенко и соответствующего майдана. На Донбассе такой «оранжевый» – это наглая ложь и обман, на основании этого понимания образовался устойчивый антимайданный слоган «ОРАНЖ – МАЙДАН – БРЕХНЯ».

Для упрощения обыденных разговоров и создания удобств, для высказывания личного мнения в региональном языке используется очень много поговорок – языковых выражений простой структуры, например: молчание – золото; яйца курицу не учат; сила есть – ума не надо; слово – не воробей; денежки труд любят; мне денежки нужней, в чужом добре шариться (воровать).

Этой же цели служат и пословицы – чуть усложненное развитие поговорок, где и структура посложнее, и какой-то вывод, иногда мораль, предлагается, например: так, сказал горняк, выпил бы вина, да денег нема; кабы на горох не мороз, он бы тын перерос; языком болтать – не уголь добывать; чья б мычала, а твоя б молчала.

Также упрощению обыденных разговоров служит сленг, соответствующий социальным группам, ситуациям или явлениям. Многолетними, давними и общепонятными примерами сленга являются: наезд, откат, навар, накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка. В последнее время эти слова интенсивно разбавляются образцами компьютерного и торгашеского сленга: торчак, мэн, сэйл, зелень, тусовка, стрелка, герла, шузы, чайник, движок, стрелялка, ламер, хакер, юзер, винт, клава, сидюк, маздай[13].

Наиболее совершенный пласт народного творчества – сказы Донбасса. Это настоящая квинтэссенция языковых особенностей, в сказах есть и топонимия, и стратонимия, есть жаргонизмы, поговорки, пословицы и региональный сленг.

Сказом следует называть не всякий более или менее внятный рассказ о каком-то случае или событии на руднике, в шахте или на поселковой улице. Как достойному произведению устного народного творчества, сказу должны быть присущи богатый и яркий язык, законченная композиция, а также обобщение, вывод, назидание или мораль. Лучшие рассказчики придают сказам перечисленные свойства, а дополнительно по своему усмотрению украшают свои рассказы выразительными диалогами, бытовыми деталями, описаниями характеров героев и существенным социальным звучанием. Очень часто рассказчики до такой степени видоизменяют один и тот же сюжет и его акценты, что порою трудно отличить бывальщину и правду от легенды и вымысла.

Наиболее частыми мотивами шахтерских сказов являются рассказы о повседневной жизни и тяжелом горняцком труде. Рассказы о бесправии простого работника перед работодателями – хозяевами шахт, а также перед нанятыми ими надсмотрщиками – штейгерами (горными мастерами) и десятниками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Горькое Жито Донбасса"

Книги похожие на "Горькое Жито Донбасса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Лебедь

Михаил Лебедь - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса"

Отзывы читателей о книге "Горькое Жито Донбасса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.