Вероника Андросова - Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Описание и краткое содержание "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга представляет собой систематическое изложение Библии, предназначенное для широкого круга читателей. В первом томе даются основные сведения обо всех книгах Ветхого Завета, во втором томе – обо всех книгах Нового Завета. Задача автора – познакомить с библейским повествованием в его глубине и многообразии, дать представление об исследованиях и толкованиях библейского текста. Научно-популярный жанр изложения, доступный язык, четкая структура делают книгу незаменимым учебным пособием для изучающих Библию, а также всех интересующихся.
В конце книги Бытия (Быт 49) приводятся слова предсмертного благословения патриарха Иакова всем его сыновьям. За недостойные поступки право первородства отнимается у старших сыновей Рувима, Симеона и Левия и переходит к четвертому сыну, Иуде[155]. Однако это происходит не только по формальному критерию – в истории с Иосифом Иуда не только проявил свое искреннее раскаяние, но совершил благородный поступок, решив остаться в рабстве вместо младшего брата Вениамина. Теперь именно к нему переходит благословение Авраама: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его» (Быт 49:8–9). В образе царственного льва узнается Мессия, грядущий помазанник Божий. Итак, Иуда становится праотцом Христа (Мф 1:2). Далее в благословении говорится о «скипетре», символе царской власти: из рода / «колена» Иуды произойдет царь Давид, а само колено Иудино станет ведущим в южной части его царства – Иудее, со столицей в Иерусалиме.
Иаков предвозвещает Иосифу благословенное будущее, при этом его младший сын Ефрем станет более великим, чем старший Манассия. И действительно, в эпоху царя Давида и позднейших царей основным коленом в северной части царства было колено Ефремово[156].
Значение ветхозаветных патриархов
О значении ветхозаветных патриархов свидетельствует часто употребляемое в Писании именование Истинного Бога – «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Сам Бог называет Себя Богом именно этих людей; осмысление этого важного факта дается в Послании к евреям: «Они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр 11:16). Завет, заключенный Богом с Авраамом, Исааком и Иаковом, остался нерушимым, и эти праведники обрели такую глубокую связь с Богом, что над ней не властны ни смерть, ни время. Именно это подчеркивает Господь Иисус Христос, говоря саддукеям: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:31–32; Лк 20:38). В сложных жизненных обстоятельствах эти люди подтвердили свою верность Богу, и Господь навечно запечатлел их имена в книге жизни.
Вопросы к уроку
1) В каких поступках Авраама выразилось его доверие Богу?
2) Перечислите три великих обетования, данных Богом Аврааму. Когда и каким образом был заключен завет Бога с Авраамом? Какой обряд стал знаком завета с Богом?
3) Сколько лет было Аврааму, когда наконец исполнилось обетование о рождении у него сына от его жены Сарры? Какое особенное событие предварило исполнение этого обетования? Как и почему были наказаны города Содом и Гоморра?
4) Какой глубинный смысл имело повеление Бога, данное Аврааму, принести в жертву его любимого сына Исаака? Как отреагировал Авраам на такое необъяснимое повеление? Какую новозаветную реальность прообразовало это жертвоприношение?
5) Как Исаак обрел жену Ревекку? Как получилось, что благословение получил младший сын Исаака Иаков, а не старший Исав? С какой целью Иаков отправился к своему дяде Лавану в Харран?
6) Какие условия поставил Лаван Иакову, для того чтобы отдать ему в жены Рахиль? Почему вместо Рахили Иаков получил в жены Лию? Сколько сыновей родилось у Иакова в результате соперничества двух его жен?
7) Расскажите о особенном сне Иакова на пути в Харран к дяде Лавану. Какое таинственное событие произошло с Иаковом на обратном пути, перед встречей с братом Исавом? Какое новое имя было дано Иакову после этого события?
8) Какие причины привели к тому, что братья продали Иосифа в рабство купцам-измаильтянам? Каким образом Бог помогал Иосифу в Египте? В каком преступлении обвинили Иосифа и бросили в тюрьму?
9) Почему Иосиф завоевал доверие фараона и на какую должность он был поставлен? Почему Иосиф не открылся пришедшим в Египет братьям сразу, а устроил им ряд испытаний?
10) Какое предсмертное благословение дал Иаков Иуде, сыновьям Иосифа и Левию? Куда Иосиф завещал перенести свое тело после смерти в Египте?
Урок 3. Книга Исход
Тематика и структура книги
Книга Исход описывает новый период ветхозаветной истории. По сравнению с книгой Бытия картина событий существенно расширяется: перед читателем предстает уже не семья потомков Авраама, с которыми Бог вступил в завет, но произошедший от него многочисленный народ, живущий в Египте. Повествование строится вокруг двух важнейших тем – освобождение народа из египетского рабства[157] (Исх 1:1-15:21) и заключение Завета с Богом на горе Синай (Исх 19:1-40:38). Бог заключает с израильским народом Завет через пророка Моисея – его можно назвать центральной фигурой книги Исход. В книге подробно рассказывается о призвании Моисея, об откровении ему имени Бога, о великих чудесах, явленных Богом через Моисея и его брата Аарона («казни египетские» и пр.), о даровании Скрижалей Завета и Закона и, наконец, о лицезрении Моисеем славы Бога. Книга Исход просто переполнена чудесами, являющими силу и всемогущество истинного Бога. Однако не все израильтяне в полной мере осознали величие своего Бога и свою ответственность перед Ним – непосредственно после заключения Завета народ нарушил его, сделав изваяние золотого тельца, но Бог все же не отверг израильтян, и Завет был возобновлен.
Для христиан книга Исход является поистине знаковой – многие описываемые в ней события прообразуют новозаветную реальность, предуказывая будущее спасение человечества через Иисуса Христа.
Книгу Исход, насчитывающую 40 глав, можно разделить на три основные части.
Структура книги Исход
Основное содержание
Выход Израиля из Египта под руководством Моисея
Происхождение Моисея
Как известно, семья патриарха Иакова-Израиля переселилась в Египет по приглашению Иосифа, бывшего в тот момент первым человеком после фараона; это произошло, когда в Ханаанской земле разразился голод. Семьи сыновей Иакова – Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира и Вениамина – благополучно жили в земле Гесем (Гошен) и пасли стада. При переселении в Египет потомки Иакова-Израиля насчитывали 70 (75) человек, но по прошествии около четырехсот лет[158] численность «сынов Израилевых» сильно возросла и их можно было с полным правом назвать израильским народом[159]. За это время фараоны уже забыли о заслугах Иосифа перед Египтом и поэтому воспринимали израильтян как чужаков. Более того, египетские правители стали видеть в израильтянах потенциальную угрозу – их численность и сила быстро возрастали. Поэтому, «чтобы изнурить сынов израильских», их принудительно направили на тяжелые работы – производство кирпичей для масштабного строительства. Желая сдержать рост численности израильтян, фараон даже издал указ бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.
В это время у одного из потомков Левия[160] родился сын. Надеясь спасти ребенка, его мать положила младенца в корзинку и оставила в тростнике у берега реки. Во время купания на реке одна из дочерей фараона увидела эту корзинку – она сжалилась над плачущим еврейским ребенком, взяла его к себе и решила воспитать его как сына, дав ему имя Моисей[161]. Кормилицей ребенка стала его родная мать – ее привела находившаяся недалеко от корзинки сестра Моисея Мариам. Моисей вырос при дворе фараона, получив египетское образование[162], но в то же время сохранил связь со своим народом (Исх 2:11–3:10). Несомненно, спасение Моисея и его особое воспитание совершились по Промыслу Божию; будущий великий пророк Израиля вырос свободным и не воспринял «психологию раба», общую для израильтян того времени. В то же время ему было невыносимо видеть своих братьев в рабском состоянии и угнетении; он чувствовал внутреннюю общность с ними и желал помочь. Однажды Моисей заступился за одного из евреев и убил надсмотрщика-египтянина. На следующий день он хотел помирить ссорящихся евреев, но один из них насмешливо сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх 2:14). Фараон, узнав о происшедшем, хотел казнить Моисея, и тот был вынужден бежать из Египта в мадиамскую пустыню. Бегство Моисея также выражает отказ от каких бы то ни было попыток помочь единоплеменникам. Однако Сам Бог уготовил ему эту миссию в будущем, и благодаря всесильной помощи Божией Моисей в итоге станет избавителем своего народа.
Призвание Моисея. Откровение об Имени Божием
В стране мадианитян[163] у колодца Моисей встретил дочерей мадиамского священника Иофора/Рагуила[164]. Моисей женился на его дочери Сепфоре (евр. Циппора) и сорок лет жил с семьей в земле Мадиамской (территория Аравии)[165], пася стада своего тестя Иофора. Своего сына он назвал Гирсам (евр. Гершом, «я стал пришельцем в чужой земле», от еврейского слова «гер» – пришелец, переселенец). Однажды Моисей со стадами оказался у горы Хорив/Синай, которая тогда почиталась священной. Внимание Моисея привлек горящий терновый куст, который был весь охвачен огнем, но не сгорал. Когда Моисей приблизился, от несгорающего куста («неопалимой купины»)[166] он услышал обращенный к нему голос Господа (Исх 3:2–14). Явление Бога в огне символизировало Его грозную мощь (ср. Исх 24:17 – Бог есть «огонь поядающий»), но в то же время и Его благосклонность к человеку – пламя не сожгло хрупкий куст. Бог повелел Моисею снять обувь, чтобы почтить святость этого места, и сказал: «Я увидел страдание народа Моего в Египте[167]…Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную» (Исх 3: 7–8). Бог намерен осуществить этот замысел через Моисея – именно он должен стать вождем народа на пути из рабства к свободе. Моисей в ответ выражает неуверенность, что израильтяне послушают его как посланника «Бога отцов» и поэтому спрашивает, каково имя Бога, чтобы ему быть авторитетным перед израильтянами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Книги похожие на "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вероника Андросова - Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет"
Отзывы читателей о книге "Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет", комментарии и мнения людей о произведении.