» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






Самые крупные города – Мохенджо-Даро (83 га), Ганверивала на берегу реки Гхаггар (81,3 км), Хараппа на реке Рави (63 га). Города были окружены стенами. Обычно их высота доходила до 2–3 метров, а ширина – до 7. Все улицы были ориентированы с востока на запад или с севера на юг. Крупнейшие центральные магистрали имели длину до 1 км и ширину до 10 м. Главным строительным материалом был обожженный и сырцовый кирпич. Жилые дома состояли из 5–9 комнат, их максимальная площадь равнялась 333 кв. км. Дома были двухэтажными и выше. Почти в каждом жилище был туалет с душем. Крыши были плоские, окруженные парапетом и снабженные водосточными глиняными желобами. В городах были канализация и колодцы. Найдены большие здания, которые считают административными, «дворцами» или «зернохранилищами», но отдельных храмов не обнаружено. В Калибангане (индийский штат Раджастан) обнаружена цитадель, за пределами которой находился культовый комплекс: семь алтарей огня, расположенных по линии север-юг. Док в Аотхале превосходит более поздние финикийские и греческие доки. Превосходны изделия ремесленников, особенно ювелиров (микробусины из сердолика, жадеита, агата, халцедона, бирюзы и других материалов). На печатях изображены буйволы, деревья, рогатый бог (прото-Шива или Агни?) на троне в «тронной позе» йоги, богиня с тигром, животные.

Письменность возникает около 2400 г. до н. э. и состоит из 396 знаков – иероглифов. Максимальное число иероглифов на одной печати – 17. Надписи до сих пор не дешифрованы. Б. Грозный считал язык печатей индоевропейским, близким к хеттскому, но его дешифровка не была признана. В Индии существуют две школы дешифровки: представители одной из них (например, С. Р. Рао) считают язык печатей индоевропейским, близким к ведическому или авестийскому, а создание культуры приписывают ранним ариям, другая школа читает надписи по-дравидски. Группа советских и финских ученых (Кнорозов, Парпола и др.) с 1964 г. исследовала надписи и пришла к выводу, что структура надписей свидетельствует об их дравидском происхождении. Методика группы была оспорена Рао, считающим, что надписи были выполнены не иероглифами, а алфавитным письмом с детерминативами. М. Ф. Альбедиль также читает надписи по-дравидски, но предлагает считать их календарными. Если верны гипотезы о дравидском происхождении протоиндиискои и эламской цивилизации, то мы должны представить для 3 тыс. очень широкую зону распространения дравидских языков – от Элама до Центральной Индии, в дальнейшее время дравиды переселяются на юг Индии, где они и обитают в более позднее время.

История городов исследована не так хорошо, как шумерская или египетская, что не дает возможности рассматривать ее в каждом периоде. Непонятны и причины гибели городов – неблагоприятные природные условия или нашествие врагов (ариев?). Скорее следует допустить первое, так как упадок городов происходил в разное время. Уже в XX–XIX вв. начинается застой, упадок в Мохенджо-Даро, Хараппе и Калибангане начинается в XVIII в., в Лотхале – в XVII в. Письменность исчезает, но более примитивные поселения существуют до XIII в.

Недешифрованная письменность является препятствием для рассмотрения протоиндийской цивилизации. Однако несомненно, что в долине Инда цивилизация возникает почти одновременно с египетской, шумерской и эламской и развивается своеобразно, ведя большую торговлю, в том числе и с Двуречьем. Она явилась субстратной для древнеиндийской цивилизации, хотя степень ее влияния на последнюю и отражения ее реалий в древнеиндийской мифологии становить трудно.

§ 12. Майя и цивилизация Теотихуакана в 1 период

В эпосе майя-киче «Пополь-Вух» утверждается, что их предки пришли с другой стороны моря, т. е. Атлантического океана. А в «Родословной владык Тотоникапана» место, откуда пришли киче, названо Па-Тулан, Па-Сиван, и находилось оно, если верить легенде, на востоке, на границе с Вавилонией! Эпос был записан в 1554 г., авторы были знакомы с Библией, и не удивительно, что три народа киче были объявлены в нем потомками 10 колен израилевых, взятых в плен ассирийским царем Салманесером. Однако интересно, что рассказ о сотворении мира и о потопе, содержащийся в «Пополь-Вух», в некоторых деталях совпадает не с Библией, а с рассказом вавилонского жреца Бэроса (около 300 г. до н. э.), восходящим к вавилонской сакральной традиции. Могут иметь отношение к реальной истории и рассказы о странствованиях владык Тотоникапана.

По лингвистическим данным, предки майя обитали в Чьяпасе и горной Гватемале не позднее середины 3 тыс. до н. э. На рубеже 3 и 2 тыс. появляются раннеземледельческие культуры с маисовым земледелием, развитой гончарной традицией и культом глиняных женских статуэток. В конце 2 тыс. до н. э. майя из горных и предгорных районов приступили к широкой колонизации слабо заселенных районов Северной Гватемалы и Юкатана (северная и центральная области майя). Самые ранние земледельческие памятники на этой территории относятся к концу 2 – началу 1 тыс. до н. э. Глиняные статуэтки, изображающие людей, имеют характерные крючковидные носы и искусственно деформированную лобную часть черепа, характерные для внешнего облика майя. Горные майя несколько опережали равнинных. Иероглифическая письменность, каменные скульптурные сцены и алтари, нефритовые украшения и мозаичные маски, погребения вождей в пирамидах храмов появляются раньше у горных майя. Крупным центром древних майя была Чальчуапа, с каменными храмами на вершинах ступенчатых пирамид, широкими мощеными площадями и множеством каменных скульптур. Он вполне сформировался в конце 1 тыс. до н. э. Сохранились резные стелы и алтари с иероглифическими надписями и календарными надписями. Вскоре город погиб от извержения вулкана.

Другим крупным поселением майя было Каминальуйю. Оно возникло во 2 тыс. до н. э., а наивысшего расцвета достигло в последние столетия до нашей эры. В этот период в Каминальуйю возводились каменные стены с изображениями правителей и богов и иероглифическими календарными надписями. Стела 1 изображает босоного персонажа в пышном ритуальном костюме и две горящие курильницы по бокам от него. На стеле 2 высечен человек в длинном плаще с маской божества на лице. В левой руке он держит подобие ритуального топорика и «фигурный» предмет из кремня. На стеле 10 из черного базальта изображен ягуар с чертами человека и помещена колонка иероглифов. Эдвин Шук считает, что иероглифика майя впервые появилась в Каминальуйю или в близлежащих районах тихоокеанского побережья Гватемалы, а Каминальуйю было сложившимся городским центром уже в 300 г. до н. э. Доклассическая культура 1 тыс. до н. э. гораздо скромнее классической (I–IX вв. н. э.), однако уже в ней появляются некоторые характерные для майя признаки: монументальная каменная архитектура со ступенчатым (ложным) сводом, культ резных каменных стел со скульптурными изображениями и надписями, иероглифическая письменность и календарь, царские гробницы с заупокойными храмами над ними, планировка основных архитектурных комплексов вокруг прямоугольных дворов и площадей, ориентированных по сторонам света, «акрополи»-цитадели.

В классическую эпоху (или чуть раньше) у майя появляется иероглифическая письменность. Древнейшая надпись относится к 36 г. до н. э. К началу классического периода относятся и ольмекские надписи, в частности нефритовая статуэтка жреца из Тустлы 162 г. н. э. Письменность майя (дошло 4 кодекса) была дешифрована Ю. В. Кнорозовым. Его дешифровка была в общем принята на Западе, хотя время от времени появляются новые, менее удачные дешифровки (Арнольд и др.). У письменности было две разновидности – иероглифическая и иератическая. Число знаков достигало 300, употреблялись три типа знаков: фонетические (алфавитные и слоговые), идеографические (обозначающие целые слова) и ключевые (поясняющие значение слов).

В 50 км к северо-востоку от Мехико находится Теотихуакан. Неизвестно, кем был населен этот город, однако он существовал уже в начале 1 тыс. и. э. 1—150 гг. относятся к периоду Цакуалли, 150–200 гг. – Миккаотли. Площадь города составляла от 20 до 22 кв. км. Город с севера на юг был пересечен длинной улицей – «дорогой мертвых». В северном конце ее расположена Пирамида Луны (высота – 42 м), ело денная из сырцового кирпича и облицованная камнем, и пирамида Солнца – пятиэтажное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял небольшой храм. Ее высота 64,5 м. Строительство завершилось в период Миккаотли, тогда же построен и административный комплекс. В южном конце был расположен комплекс построек, называемых «цитаделью». Среди них особенно выделяется храм Кецалькоатля, сооруженный около 200 г. Фасад пирамидального основания был украшен каменными скульптурами «пернатого змея» и бабочек, символов бога воды и дождя Тлалока. Зубы всех змеиных голов расписаны белой краской, а глаза бабочек имеют зрачки из дисков обсидиана. Был найден и дворцовый ансамбль «дворец Кецальпапалотля», его фасад украшен резными каменными колоннами квадратной формы с изображением птицы кецаль и бабочек. В Теотихуакане возникает интенсивное поливное земледелие – чинампы, изображение которых сохранилось на фресках. Сохранились терракотовые статуэтки, изображающие людей и богов, и керамика. Наличие дворцов свидетельствует о расслоении населения, а терракотовые статуэтки воинов в шлемах наподобие головы орла – о наличии военной знати. Керамику можно разделить на бытовую и керамику парадно-ритуального назначения. О массовом производстве керамики свидетельствуют остатки больших печей для обжига гончарных изделий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.