» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






Названием «Шумер» мы обязаны семитоязычным аккадцам, однако в аккадском оно не этимологизируется и поэтому считается заимствованным из шумерского. По-шумерски, впрочем, оно записывается знаками KI. EN. GI. Возможно, что именно таково и было первоначальное название страны, а слово «Шумер» возникло или в т. н. «женском языке», или в каком-либо другом шумерском диалекте и было заимствовано аккадцами.

Откуда и когда шумеры пришли в Месопотамию? в языке шумеров, кроме заимствований из аккадского языка, есть еще и третий пласт – следы т. н. «бананового» или «прототигридского» языка, из которого шумеры заимствовали, в частности, термины, связанные с металлургией. Очевидно, что шумерам предшествовала в Месопотамии довольно высокоразвитая цивилизация. Время прихода можно датировать по-разному, связывая шумеров с убайдской или, может быть, еще урукской культурой, однако очевидно, что шумеры появились в Месопотамии уже в 4 тыс. до н. э., на несколько столетий раньше аккадцев (отделение восточносемитского, т. е. аккадского языка от семитского праязыка, согласно Фрондзароли, можно датировать уже 3300 г. до н. э.). В исторический период и шумеры, и аккадцы жили уже оседло (о чем свидетельствует архив Раннединастического периода из Ура и более поздние архивы) и в свою очередь, подвергались набегам различных кочевых племен.

Еще сложнее ответить на вопрос о происхождении шумеров. Сами шумеры рассматривали в качестве своей прародины остров блаженства Дильмун, обычно отождествляемый с Бахрейном в Персидском заливе, однако, согласно шумерским мифам, находящийся далеко на востоке. Шумеров обычно считают изобретателями письма, однако и это нельзя гарантировать, так как надписи на глиняных сосудах из Винчи (недалеко от Белграда) датируются на несколько тысячелетий ранее (впрочем, может быть это еще не письмо, а гадательные знаки, как считал Винн), а древнейшие пиктографические таблички, относящиеся к середине 4 тыс., найдены вовсе не в Месопотамии, а на территории нынешнего Пакистана и Восточного Ирана, и лишь затем письмо появляется в Западном Иране и Месопотамии. Можно было бы предположить миграцию протошумеров из долины Инда в Иран и Месопотамию, однако возможно, что эти письменности принадлежали уже разным народам (шумерской, эламской и протоиндийской цивилизации).

Источником исследования шумерской истории являются, прежде всего, сами шумерские таблички. История вавилонянина Бэроса, написанная по-гречески в III в. до н. э., полностью не сохранилась, однако дошли фрагменты о сотворении мира, допотопных царях и потопе, а также о более поздней истории Двуречья. Диодор в «Исторической библиотеке» (2 книга) указывает, что до Вавилона в Междуречье были другие города, однако ничего о них не сообщает. Шумерский список царей, сохранившийся в нескольких редакциях и восходящий к концу 3 – началу 2 тыс. до н. э., конечно же, отличается тенденциозностью. Он разделяет историю Шумера на допотопную и послепотопную. О потопа правят 8 царей в 5 городах: вначале Алулим – 28800 лет и Алалгар 36000 лет в Эреду (у Б эроса – Алор и Алапар), затем 3 царя правят в Бадтибира (Энмелуана – 43200 лет, Энмегалана – 28800 лет и Думузи 36000 лет, у Б эроса – Амелон, Амменон и Магалар), затем в Лараке 28800 лет правит Энсипазианна (Даон), а в Сиппаре – Зиме дуранки (Эдоранх) 21000 лет, последним в Шуруппаке правит Убар-туту 18600 лет (у Бэроса Отиарт). В одной из копий последним царем Шуруппака назван Зиусудра (Ксисутр Бэроса), герой легенды о потопе. Б эрос (вернее, его источник) добавляет еще одного царя с явно семитским названием Амемпсин (человек бога Сина) между Эдоранхом и Отиартом. Даты правления царей не совпадают в «Списке царей» и у Бэроса, не совпадает и конечная сумма лет – 241 200 лет в списке и 432 000 у Бэроса, но большинство дат и здесь, и там кратны т. н. саросу (шум. шар) – периоду в 3600 лет (6о на 60).

В списке не упоминаются важные шумерские города – Урук, Лагаш, Киш и др., и наоборот, из упоминаемых в нем городов далеко нне все играли важную роль в истории Месопотамии. Однако, поскольку послепотопных царей можно сопоставить с т. н. Ранне династическим периодом, начинающимся примерно в середине XXVIII в., то становится понятным, что «допотопная» часть относится к рассматриваемому нами т. н. Протописьменному периоду (письменность, согласно Бэросу, существовала уже до потопа), а если уменьшить цифры списка в 1000 раз, то мы получим 241 год, т. е. примерно продолжительность выделяемого нами периода в 230 лет. Археологические следы «потопа» найдены в различных городах Месопотамии, урский «потоп», следы которого были найдены Вулли, относится еще к 4 тыс. (урукский период), а вот шуруппакский «потоп» (согласно мифам, последний допотопный царь Зиусудра правил в Шуруппаке) произошел, действительно, в конце Протописьменного периода, около 2800 г.

Месопотамские хронологии, как и египетские, для 3–2 тыс. весьма неточны и спорны, надежные астрономические даты (затмение Аммисадуки и др.) появляются лишь во 2 тыс. Мы следуем «средней хронологии», а для 3 тыс. до Саргона – периодизации И. И. Дьяконова.

Он датировал Протописьменный период 3000–2750 гг., что дает сдвиг всего на 50 лет по сравнению с выделяемым нами 1 периодом архаики, и разделил его на два этапа: 1) 3000–2850 гг. и 2) 2850–2750 гг. до н. э.

Само название периода указывает на главное достижение шумеров в это время: ими была изобретена письменность. Древнейшие письменные памятники относятся к периоду около 3000 г. до н. э. Часто пишут, что шумеры были первым народом, изобретшим письменность. Не умаляя достижений шумеров, это скорее всего не так, о чем уже говорилось выше. Одновременно с шумерами письменность изобрели египтяне. Сходства в отдельных знаках (по количеству очень незначительные) следует считать случайными, т. к. египетская и шумерская системы письма весьма различны по своим принципам, поэтому следует исключить заимствование с какой-либо стороны (заимствование самой идеи письма ввиду контактов цивилизаций нельзя полностью исключить, однако она реализовывалась по-разному даже у близлежащих цивилизаций). Подобным же образом эламскую, протоиндийскую и позднейшую китайскую письменность нельзя считать заимствованной у шумеров. В отличие от египетской системы письма, возникшей как бы мгновенно, шумерская проходит длительный период становления и совершенствования. Начинается они с пиктографии, насчитывавшей около 900 рисуночных знаков (A. Falkenstein, Archaische Texte aus Uruk. 1936), затем знаки поворачиваются на 90 градусов и приобретают «клинописный» облик, а впоследствии (у аккадцев) их число сокращается до 330. Пиктография перерастает в идеографию, как и в Египте, появляются детерминативы, количество которых в Шумере было гораздо меньше (около 40). В отличие от египетской письменности, в которой были и чисто алфавитные, и иероглифические знаки, но не передавались согласные, в шумерской каждому знаку соответствовало слово или слог, поэтому в ней передавались и согласные. Чтение затруднялось тем, что одному знаку могло соответствовать несколько вариантов звучания (в египетском письме это встречалось гораздо реже), а слова, звучавшие одинаково, записывались разными знаками согласно смыслу. Такой характер письма дает возможность «озвучить» шумерские тексты, в отличие от египетских, но хорошо читаемые шумерские тексты на полтысячелетия моложе египетских, т. к. чтение пиктографии до сих пор вызывает затруднение, да и в более поздние времена флексии часто не выписывались. В отличие от Египта, в Шумере сохранилось огромное количество хозяйственных текстов, что дает возможность судить о социально-экономических отношениях.

Около 3000 г. в жизни шумеров происходят значительные перемены. Появляются длинные магистральные каналы, вдоль которых вырастают города, и продуманная система орошения полей, на смену мотыге приходит простейший плуг, в который, возможно, запрягали ослов. Каналы служили одновременно и транспортными путями. Жители общин переселяются из мелких деревень поближе к центральному храму. В слоях V и IV b Варки (будущий Урук) содержатся остатки храмов. Один из них, вероятно, храм Инанны, имел размеры 75 на 29 м. В слое IV а содержатся остатки двух храмов, датированных по радиоуглеродному методу 2815+/-85 лет. Храмы имели хозяйства, выделенные им общиной. Хозяйства вели учет, большинство сохранившихся документов – расходные записи. Анализируя различные знаки, можно установить, что шумеры сеяли ячмень, эммер (полбу) и пшеницу, сажали финиковую пальму, разводили крупный рогатый скот, овец, ослов, коз, свиней, собак, ловили рыбу, охотились на оленей, газелей, тура, льва. Сохранились изображения металлических орудий, горна, примитивного плуга, мотыг с деревянными рукоятями и других орудий труда. Шумеры той эпохи не знали оборонительного оружия, из наступательного применялись каменные булавы и медные топорики или тяпки, дротики, метательные палицы и медные кинжалы. Лук со стрелами использовался редко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.